Субъекты цифровых прав

Куропаткин Даниил Евгеньевич
ЧОУ ВО «Сибирский юридический университет» г. Омск

 

На сегодняшний день стремительное развитие цифровых технологий дошло до того уровня, что появилась реальная необходимость правового регулирования вопроса, касаемо субъектов цифровых прав.

Сегодня крупные игроки на интернет рынке, одним из которых является Amazon уже признают средством платежа криптовалюты – Bitcoin и Ethereum, являющиеся самыми крупными по уровню капитализации. Но создание приложений базирующихся на использовании самой блокчейн технологии и впоследствии криптовалюты способствовало не только развитию гражданского оборота в кредитно-денежных отношениях, но и породило возможности для различных сфер в экономическом секторе.

Что бы верно обозначить субъектов цифровых прав, необходимо обратиться к понятию, которое дает новая редакция Гражданского кодекса Российской Федерации ( далее – ГК РФ) от 18.07.2019 года [3]. 2 пункт статьи 141.1 дает понять, что лицо, имеющее цифровое право, правомочно в соответствии с правилами информационной системы распоряжаться имеющимися у него имущественным правом. При этом переход права от одного субъекта к другому на основании сделки не требует согласия третьего лица. Стоит также отметить, что норма имеет императивную формулировку. Третье лицо, можно предположить, является оператором информационной системы, исходя из правил инвестиционной платформы, [4]на которые ссылается 141.1 статья ГК РФ.

А.Чумаков указывает на то, что законодатель не предполагал, что конкретными условиями выпуска токенов могут предусматриваться те или иные ограничения на их свободный оборот[2].В дальнейшем такое упущение, может привести к проблеме возрастания числа судебных процессов по делам о признании прав на имущество и нарастанию нагрузки на аппарат судей.

Одним из возможных путей решения, мы считаем, государственное регулирование информационных систем или создание государством своей подобной системы, в которой держатели токенов(прототипов криптовалюты) смогут свободно, имея легальную основу деятельности, распоряжаться своими цифровыми аналогами акций.

К примеру, в настоящее время по данным Crypto Valley Association, находящаяся в кантоне Цуг в Швейцарии швейцарские компании только с начала 2017 года провели ICO(или Initial Coin Offering (первичное размещение токенов) на более чем 600 миллионов долларов. Ассоциация совместно со швейцарским финансовым регулятором Finma разработали некоторые правила: если токены предполагают лишь право обладателя на некие сервисы или доступ к продукту, то они не регулируются, а если размещенные компанией токены признаются финансовым инструментом, то они подпадают под регулирование финансового законодательства. Стоит сказать, что финансовые инструменты понимаются в отечественной и зарубежной теории и практике как средство вложения, приобретения и распределения капитала (фондовая ценность), как платежное средство и как средство кредита[1]. Это означает, что кантон Цуг получает дополнительный доход от налогообложения. Все это благоприятно действует на субъектов цифровых прав, в том числе и на государство.

Таким образом, мы считаем необходимым предусмотреть изменения в законодательстве в части регулирования перехода прав на цифровые права. Ликвидировать императивность формулировки касаемо третьих лиц, чтобы избежать появления излишней нагрузки на судебную систему. Внедрить государственное регулирование информационных систем, ориентируясь на иностранную практику, чтобы увеличить приток налоговых поступлений в бюджет, а также появление иностранных инвесторов в секторе экономики касающейся развития высоких технологий.


Список источников

  1. А.А. Аюпов Производные финансовые инструменты: обращение и управление // А.А.Аюпов. – Тольятти: ТГУ, 2007, С. 5
  2. А.Чумаков. Цифровые права по ГК РФ — нужны ли нам такие права // интернет-источник Zakon.ru
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 18.03.2019). Доступ из СПС «КонсультантПлюс»
  4. Федеральный закон от 02.08.2019 № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации Доступ из СПС «КонсультантПлюс»
0
Ваша оценка: Пусто