Становление и модернизация малого бизнеса на современном этапе развития рыночных отношений в России

Родионова Виктория Александровна,
ФГБОУ ВПО «Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия»
Научный руководитель: к.э.н., доцент кафедры управления качеством и сервиса Авадэни Ю.И.

 

Рыночные отношения в стране неразрывно связаны с развитием предпринимательства. Становление отечественного предпринимательства существенным образом зависит от государственной поддержки. Развитый малый и устойчивый средний бизнес – это залог социального благополучия страны и важнейший фактор, влияющий на экономический рост и подъем уровня благосостояния населения. Развитие бизнеса, причем не формата «купи-продай», а именно в сфере услуг, в сфере собственного производства того, что востребовано людьми, способно дать населению перспективы – в виде дополнительных рабочих мест, повышения качества жизни. Развитие малого бизнеса способно сформировать категорию собственников, ответственных за судьбу созданного дела и небезразличных к тому, что происходит вокруг. Настоящий предприниматель тем и отличается от простого предприимчивого человека, что он работает не только на себя, но и опосредованно – на благо общества.

Нет ли опасения, что «массовый призыв» в малый бизнес, который мы сейчас наблюдаем, с активной пропагандой и многочисленным формами финансовой поддержки, обернется появлением большого числа «предпринимателей» - иждивенцев, которые создают видимость работы, только пока получают подпитку извне?

Другого пути, кроме поддержки на старте, пока нет. Даже Соединённые Штаты Америки, имеющие поколенческий опыт развития малого предпринимательства, не стесняются выделять значительные средства на его поддержку. Нужно понимать, что все эти программы конечны: в современной России нет такого количества денег, чтобы хотя бы в течение 10 лет регулярно и безвозмездно стимулировать малого предпринимателя. На этом этапе финансовая помощь жизненно необходима начинающему бизнесмену, но достаточно жестко объясняется тем, кто её получает: да, мы поможем и научим вас действовать самостоятельно, но очень скоро вам придется рассчитывать только на свои силы.

В девяностые годы самая большая маржа делалась на импорте товаров широкого спроса и экспорте сырья. Впрочем, экспорт быстро оккупировали интересы влиятельных бизнес-групп. Подавляющее же большинство менее влиятельных сограждан начали ввозить в Россию тоннами одежду из Китая и Турции. По расчетам экспертов Института экономии переходного периода, в 1995-1996 гг. ввоз товаров массового спроса из стран дальнего зарубежья по стоимости достигал 2,5 – 3 млрд. долларов в квартал, что составляло до одной трети всего российского импорта.

Благодаря быстрой оборачиваемости товара и прибыли, достигавшей 500-1000%, первые «челноки» быстро разбогатели. У каждого оставался выбор – покупать дорогие автомобили и селиться в уютных коттеджах либо строить вместо своих ларьков магазины и торговые центры – с гораздо большим спросом окупаемости, нежели инвестиции в очередной туго набитый клетчатый баул.

Тем, кто сделал трудный, но правильный выбор, грядущие перемены не сулили ничего страшного. А вот мелкие челноки скоро почувствовали потерю потребительского интереса к «контейнерному» формату торговли.

Тем временем Горьковский автозавод в 1994 году произвел на свет гения – малотоннажный микроавтобус «ГАЗель». Таких стремительных продаж не было за всю историю советско-российского автопрома (1 000 000 машин за 10 лет). Своей пассажирской «газелью» разработчики попали в цель транспортной конъюнктуры российских городов. Маршрутки стали доступным «частно-общественным» транспортом.

Рабочие, желая прокормить семьи, увольнялись с разоряющихся заводов и уходили в частный извоз. К «рулевому братству» присоединялись и выходцы из мест не столь отдаленных: самозанятость на городских маршрутах сулила легкие деньги.

Прошло ещё несколько лет, и градоначальники забили тревогу, глядя на транспортный коллапс, к которому привело изобилие маршрутных «газелей» и водительское лихачество, ставшее причиной резкого роста ДТП. Правила такого бизнеса резко ужесточились, а сверхприбыли для частников закончились. Тем не менее, именно первоначальный стихийный разгул «вольных маршруток» дал каждому городу понимание о реальной структуре пассажиропотоков, которые необходимо обслуживать.

Любая зона потребностей, лишенная монополий на их обеспечение, вначале испытывает наплыв представителей «малого бизнеса», которые максимально уточняют эти потребности, затем происходит насыщение рынка, после чего выделяются крупные игроки и вытесняют малый бизнес с помощью одного из двух рычагов. Либо таким рычагом становится более высокое качество услуг за ту же цену, либо – административное лоббирование, создающее запретительные барьеры для конкурентов.

Любой малый бизнес либо становится средним и даже крупным, либо умирает. Таковы естественные законы рынка. В связи с этим весьма любопытно, в чем суть и цель поддержки малого бизнеса, о которой так много сегодня говорится на государственном уровне.

Во многих бизнес-сферах мы так и не достигли реальных цен, поскольку административные барьеры, мешающие свободной конкуренции, а также картельные сговоры крупных игроков состоялись раньше, чем рынок насытился. Одна из самых проблемных областей сегодня – это продуктовый рынок. Разница между закупочными ценами в фермерских хозяйствах и отпускными в магазинах порой составляет выше 100 процентов.

В Омске действует программа поддержки малого предпринимательства, рекламирующая себя возможностью получить грант на открытие собственного бизнеса в пределах ста тысяч рублей, а если создавать дело в области, то даже двухсот тысяч. Основная цель программы – обеспечение региона дополнительными рабочими местами. Субсидию на бизнес дадут в случае, если проект создаст определенное количество новых вакансий, но в перечне условий указывается об обязательной «инновационности».

Требуя от малого бизнеса «инновационности», государство, по сути, предписывает ему то, чем ещё долгие десятилетия не будут заниматься даже крупные концерны.
Прирожденные предприниматели даже в такой конъюнктуре найдут свою нишу. Если же подстраиваться под строгие рамки государственных программ не хочется, то можно попробовать найти свое «место». Массовых сверхприбыльных ниш, конечно, в нашей стране уже не осталось, но человек со смекалкой никогда не пропадет. Главное – идея и воля ее воплотить. Оригинальные бизнес-идеи буквально витают в воздухе, а также произносятся на каждом шагу: в нашей стране традиционно много мыслителей и мало деятелей. Поэтому для того чтобы заработать много денег, вовсе нет необходимости самому быть «фонтаном идей» - достаточно «глядеть в оба», анализировать и воплощать то, о чем другие могут лишь бесконечно говорить.

0
Ваша оценка: Пусто