Создание в Российской Федерации муниципальной милиции: проблемы и перспективы

Базарова Алена Владимировна, Широкова Маргарита Сергеевна,
ЧОУ ВПО «Омская Юридическая Академия», г. Омск
Научный руководитель: Шевченко Юрий Павлович, доцент кафедры конституционного и административного права ОмЮА, кандидат юридических наук, доцент.

К предметам ведения местного самоуправления отнесена охрана общественного порядка, данное положение определено в ст. 132 Конституции Российской Федерации, а также Федеральным Законом Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».  Охрана общественного порядка, представляет собой меры по обеспечению порядка, сложившихся в обществе под воздействием социальных, экономических, нравственных, политических, юридических, и других факторов, от попыток причинения ему вреда, а также от каких бы то ни было посягательств.

На данном этапе развития современного общества нельзя представить себе местное самоуправление без возможности обеспечения населения в общественном порядке. Однако, стоит отметить, что в настоящее время
механизм, который бы реализовал конституционные права органов местного самоуправления на самостоятельное осуществление охраны общественного порядка, не выработан в должной мере. Следовательно, для того чтобы муниципальные власти воспользовались своим правом, на охрана общественного порядка, определенным в статье 132 Конституции РФ, должна быть создана муниципальная милиция.
 Муниципальной милицией может быть признана, система органов,  которая находится под контролем местных органов власти. Муниципальная милиция получает заработную плату из муниципального бюджета и, как правило, у неё должно быть меньше прав и обязанностей, чем у обычной полиции. На данный момент,  похожая система функционирует в городе Ижевске[1], ее основной задачей является соблюдение порядка в сфере благоустройства. Данная милиция на наш взгляд выполняет не совсем те задачи, которые заложены в понятии: муниципальная милиция.

Ученые не раз предлагали различные модели построения системы муниципальной милиции.  Одна из систем строится на том, что в России должна быть создана трехуровневая структура органов охраны общественного порядка: федеральная, субъекта федерации, муниципальная.[2] При этом почти все функции, которые осуществляются сегодня федеральной полицией в городских округах, а также в муниципальных районах, будут переложены на плечи муниципальной полиции.  Такую позицию выразил А.Л. Кудрин.

А.И. Казанник придерживается такой точки зрения, что муниципальная милиция должна быть одним из видов исполнительных органов местного самоуправления, муниципальных районов и городских округов, которая самостоятельно осуществляет охрану общественного порядка. Муниципальная милиция при этом не должна входить в систему органов государственной власти, в том числе и в систему МВД России, т.к. это вызовет противоречия со статьей 12 Конституции РФ. [3]

Данную структуру можно было бы учредить во всех субъектах РФ на уровне местного самоуправления, если бы не ряд проблем. Одной из главных и основных является проблема финансирования данной программы.
«В России практически созданы условия для учреждения муниципальной милиции, но для ее функционирования у муниципалитетов пока не хватает средств», заявил президент РФ В.В. Путин[4].
Также не маловажной причиной является, неготовность общества к таким преобразованиям.

«На Западе муниципалитет является очень властной структурой и правоохранительные структуры ей подчиняются. В России же немного другая ситуация. Сейчас в некоторых муниципалитетах есть люди, которые напрямую связаны с преступными элементами, и если им будет подчиняться милиция, то со временем она может превратиться в вооруженную банду».[5] А.И. Гуров отметил, что в России еще не наступило время для создания муниципальной милиции.
В свою очередь муниципальная милиция решит ряд задач: организацию немедленного выезда и производства неотложных действий для пресечения преступлений; задержание причастных к ним лиц и при поступлении сообщений о преступлениях и правонарушениях; охрана общественного порядка, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; участие в обеспечении дорожного надзора; оказание в пределах своей компетенции помощи гражданам и администрации предприятий, учреждений и организаций в осуществлении их законных прав и интересов[6]. Данные задачи муниципальной милиции были изложены в Постановлении Правительства Москвы «Об управлении муниципальной (местной) милиции», которая действовала в период с 1992-2000 годы. Тем самым, будет возможно существенно снизить уровень нагрузки федеральной полиции, отдав некоторые полномочия муниципальной милиции.

Последнее время неоднократно поступают обращения к руководителям Государственной Думы Совета Федерации РФ с предложениями по разработке федерального закона о такой правоохранительной структуре, которая реально позволит улучшить защищенность граждан в муниципальных округах.
В зарубежных странах, все более широкое распространение получает муниципальная милиция, она показывает свою эффективность в таких странах, как Франция, Германия, Италия, США и Япония. В этих странах граждане наиболее склонны доверять муниципальной милиции, нежели федеральной полиции, а так же активно помогают ей в защите общественного порядка, тем самым это  является важным фактором развития демократии. В зарубежных странах формированием органов муниципальной милиции занимаются, местные власти. Следовательно, муниципальная полиция находится в ведении органов местного самоуправления, подчиняется и финансируется из средств местного бюджета.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что полная и точная система муниципальной милиции еще не выработана. Не понятно, на какой территории она будет функционировать, какие у нее будут полномочия. На данный момент есть только совсем небольшой опыт ее организации в разных городах России, а также некоторые предложения по построению системы муниципальной милиции в России.
Функционирующая в настоящее время система Министерства внутренних дел Российской Федерации слишком обширна, вследствие этого полиция не уделяет должного внимания охране общественного порядка, тратя все свои силы на предотвращения и раскрытия преступлений. Мы считаем важным и нужным учреждение в России муниципальной милиции, для того, чтобы направить все ее силы на охрану общественного порядка в муниципальных округах.


Список используемых источников:

1)http://er.ru/news/2013/11/7/putin-nazval-glavnuyu-problemu-uchrezhdeniya-municipalnoj-milicii/

2)http://pravo.ru/news/view/90635/

3)http://www.rosbalt.ru/main/2013/10/30/1194089.html

4)Вестник Омского университета, 2006. № 3. С. 110–113. Правовые проблемы формирования муниципальной милиции в Российской Федерации. А.И. Казанник.

5)Положение об Управлении муниципальной милиции Администрации города Ижевска. Утверждено распоряжением Администрации города Ижевска от 17 октября 2011 года ,№357.

6)Постановление Правительства Москвы от 07.04.92 г. N 176. Об управлении муниципальной (местной) милиции (В редакции Постановления Правительства Москвы от 17.12.96 N 981)


[1] Положение об Управлении муниципальной милиции Администрации города Ижевска. Утверждено распоряжением Администрации города Ижевска от 17 октября 2011 года ,№357.

[2] http://pravo.ru/news/view/90635/

[3] Вестник Омского университета, 2006. № 3. С. 110–113. Правовые проблемы формирования муниципальной милиции в Российской Федерации. А.И. Казанник.

[4] http://er.ru/news/2013/11/7/putin-nazval-glavnuyu-problemu-uchrezhdeniya-municipalnoj-milicii/

[5] http://www.rosbalt.ru/main/2013/10/30/1194089.html

[6] Постановление Правительства Москвы от 07.04.92 г. N 176. Об управлении муниципальной (местной) милиции
 (В редакции Постановления Правительства Москвы от 17.12.96 N 981)

4.5
Ваша оценка: Пусто Средняя: 4.5 (4 голосов)