Создание апелляционных и кассационных судов в Российской Федерации

Ловейкина Людмила Юрьевна
ФГБОУ ВО «Смоленский Государственный университет», г. Смоленск 

 

Ключевые слова: судебная реформа, апелляционные и кассационные суды.

Аннотация: в статье анализируются причины и эффективность создания апелляционных и кассационных судов в РФ.

13 июля 2017 г. Пленум ВС РФ поддержал законопроект о создании кассационных и апелляционных судов в системе общей юрисдикции, согласно которому в России должны появиться отдельные суды для рассмотрения апелляционных и кассационных жалоб. В качестве образца для создания новых судов взята арбитражная система, которая предусматривает отдельную работу апелляционных и кассационных арбитражных судов. По мнению инициаторов законопроекта, введение такой системы в судах общей юрисдикции будет способствовать улучшению работы судебной системы.  

Не позднее 01 октября 2019 г. в Российской Федерации должны быть образованы 5 апелляционных и 9 кассационных судов [1]. Предпосылками создания данных судов являются обеспечение принципа независимости судей, борьбы с коррупцией и снижение нагрузки судов.  

Новые апелляционные суды будут рассматривать жалобы и представление по не вступившим в законную силу судебным актам, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Для судебных актов, принятых мировым судьей или районным судом, принцип апелляционного обжалования останется прежним.

Кассационные суды будут являться вышестоящей инстанцией для апелляционных судов, судов субъекта РФ, районных судов и мировых судей.  В его компетенцию будет входить рассмотрение жалоб и представлений по вступившим в законную силу судебным актам, а также дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам [2].

Апелляционной инстанцией для районных судов является областной и равные ему суды. В тоже время его президиум рассматривает и кассационные жалобы. Следовательно, областной суд является тем судом, который в себе сочетает все три инстанции: первую, апелляционную и кассационную. Создание новых судов приведет к тому, что областной суд будет рассматривать дела только по первой инстанции, в то время как апелляционные и кассационные инстанции станут независимыми.

Рассматривание областным судом дел по всем трем инстанциям способствует развитию коррупционных связей. Разрывом данных связей и антикоррупционной мерой будет являться разделение и передача новым апелляционным и кассационным судам части полномочий областного суда.

Создание системы апелляционных и кассационных судов освободит судей судов общей юрисдикции от рассмотрения апелляционных и кассационных жалоб. Это снизит нагрузку и позволит улучшить качество рассматриваемых дел по первой инстанции. Данное преимущество характерно только для областного или равного ему суда. Для мировых судей и районных судов нагрузка не изменится.

Недостатками новой судебной реформы по созданию апелляционных и кассационных судов является то, что на 85 субъектов РФ приходится только 5 апелляционных и 9 кассационных судов. Это ведет к увеличению судебных издержек и препятствует сторонам лично участвовать  в судебном процессе при рассмотрении жалоб на судебные акты.

Таким образом, судебная реформа, несмотря на свои преимущества, содержит и противоречия. Однако, при дальнейшей доработки законопроекта, данные недостатки вполне исправимы. Так, невозможность сторонам процесса лично присутствовать при рассмотрении жалоб можно решить путем введения видеоконференции. Удаленность местожительства сторон, участвующих в деле, от рассмотрения апелляционных и кассационных жалоб по новому законопроекту, можно решить путем образования постоянных судебных присутствий, которые будут располагаться вне места постоянного пребывания суда, и выполнять те же функции, которые они выполняют в арбитражной системе. 


Список источников

  1. Федеральный конституционный закон от 29.07.2018 N 1-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции». 
  2. Государственная дума. Режим доступа: http://duma.gov.ru/news/27634/ (дата обращения: 25.09.2019 г.)
0
Ваша оценка: Пусто