Коновальчиков Ярослав Андреевич,
Сибирский институт управления – филиал РАНХиГС, г. Новосибирск,
Научный руководитель: Макарцев Андрей Алексеевич
С целью реализации избирательных прав создана система политических, экономических и, конечно, юридических гарантий. Механизм государства призван обеспечить защиту избирательных прав, создав институт юридической ответственности. Настоящая статья посвящена вопросам развития института юридической ответственности в избирательном праве. Автором предложено в целях совершенствования правозащитной функции ввести институт Уполномоченного по защите избирательных прав.
Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, избирательные права, юридическая ответственность по избирательному праву, Уполномоченный по защите избирательных прав.
Конституция Российской Федерации провозглашает, что граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления [2]. Обеспечение реализации и защиты избирательных прав - есть основная задача избирательного законодательства. Эффективным правовым механизмом защиты избирательных прав является институт юридической ответственности по избирательному праву. Он включает в себя не только избирательные правонарушения и меры ответственности за них, но также предусматривает создание и функционирование системы государственных органов, в полномочия которых входит, в том числе, контроль и надзор за реализацией избирательного законодательства. Однако правозащитная функция, как правило, не реализована на должном уровне.
Многие правоведы давно говорят о необходимости совершенствования института юридической ответственности в избирательном праве в целом. Связано это, по их мнению, с наличием пробелов в избирательном законодательстве, несовершенством правовых конструкций, а также дублированием норм права.
Так, А.Е. Штурнев считает, что «в качестве приоритетных задач по совершенствованию законодательного закрепления системы мер юридической ответственности в избирательном праве является осуществление законодательной систематизации установленных мер конституционно-правовой ответственности за избирательные правонарушения и придание системе таких мер универсального характера для любого уровня и вида выборов в законодательном акте рамочного регулирования» [5, с. 22].
Д.В. Орлов обращает внимание на то обстоятельство, что «необходимо законодательно закрепить понятие злоупотребление избирательным правом, а также разработать и установить запрет на злоупотребление субъективными избирательными правами. Для этого необходимо установить общий запрет (на общеправовом и отраслевом уровне) и установить конкретные запреты на конкретные злоупотребления избирательными правами. В таком случае, при наличии конкретных запретов злоупотребление правом является правонарушением, за которое наступает мера юридической ответственности. В остальных случаях злоупотребление правом не может рассматриваться как правонарушение» [4, с. 31].
Более того, в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесен проект Избирательного кодекса Российской Федерации [3], который предусматривает устранение в действующем избирательном законодательстве противоречий, пробелов и дублирования норм и устанавливает:
1) восстановление для избирателей возможности голосовать против всех кандидатов и против всех списков кандидатов;
2) предоставление избирателям права предлагать свою кандидатуру в состав участковой избирательной комиссии;
3) включение в перечень признаков предвыборной агитации «систематического распространения информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (избирательном объединении)»;
4) обязанность ухода в предвыборный отпуск не только государственных и муниципальных служащих, но и кандидатов, замещающих государственные должности (за исключением Президента Российской Федерации и депутатов) и иное.
Институт юридической ответственности призван защитить избирательные права граждан при осуществлении избирательного процесса, поскольку избирательный процесс призван сформировать и выявить истинную волю избирателя. Избирательное законодательство достаточно полно и всесторонне регулирует указанный институт. Система органов, призванная обеспечить его функционирование, состоит из избирательных комиссий различного уровня, судов, прокуратуры и иных правоохранительных органов.
Избирательные комиссии создаются для обеспечения реализации избирательных прав граждан Российской Федерации, подготовки и проведения выборов всех уровней. Основные функции избирательных комиссий связаны, конечно, с подготовкой и проведением выборов. В области реализации института юридической ответственности члены избирательных комиссий в соответствии с частью 5 статьи 28.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации [1] вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.3 – 5.5, 5.8 – 5.10, 5.12, 5.15, 5.17 – 5.20, 5.47, 5.50, 5.51, 5.56 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Суды и прокуратура принимают юридически значимые акты в области охраны и восстановления избирательных прав граждан. Иные правоохранительные органы обеспечивают соблюдение правопорядка в агитационный период и при непосредственном проведении выборов.
На наш взгляд, правозащитная функция в избирательном процессе не реализована на должном уровне. Защита избирательных прав одна из важнейших задач правового государства. Через реальную возможность пользоваться избирательными правами реализуется предусмотренная статьей 3 Конституции Российской Федерации власть народа, высшим непосредственным выражением которой являются референдум и свободные выборы. В связи с этим предлагается рассмотреть возможность введения института Уполномоченного по защите избирательных прав. Данный правозащитный государственный орган специальной компетенции является важнейшим элементом системы защиты избирательных прав от неправомерных действий. На Уполномоченного по защите избирательных прав будут возлагаться функции по контролю за соблюдением законности, справедливости и интересов участников не только избирательного процесса, но и субъектов избирательного права в целом, а также предоставление бесплатной юридической помощи гражданам по вопросам избирательного законодательства.
В Российской Федерации в настоящий момент существует институт Уполномоченных по правам человека, по правам ребенка и по правам предпринимателей. Возможность учреждения института Уполномоченного по защите избирательных прав связана с конституционной значимостью избирательных прав как возможности непосредственной реализации власти народа.
Таким образом, представляется возможным сформулировать следующее понятие. Уполномоченный по защите избирательных прав – это специальный государственный орган, представляющий собой должностное лицо (или несколько лиц), наделенный полномочиями для осуществления деятельности по защите избирательных прав граждан, прав политических партий, прав кандидатов и иных субъектов избирательных прав в соответствии с избирательным законодательством Российской Федерации.
Список литературы:
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (в ред. от 24.11.2014) // СЗ РФ. – 2002. – № 1 (часть I). – Ст. 1;
- Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г. (ред. от 05.02.2014 г.) // СЗ РФ. – 2009. – № 4. – Ст. 445;
- Нормы законодательства о выборах и референдуме предложено объединить в Избирательном кодексе РФ Дата публикации на сайте: 02.03.2012. URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/17503.html (дата обращения 29.10.2014);
- Орлов, Д.В. Институт юридической ответственности за избирательные правонарушения в современной России : автореф. канд.дисс … канд. юр. наук : 12.00.01. / Д.В. Орлов. – Нижний Новгород, 2007. – 36 с.;
- Штурнев А.Е. Конституционно-правовая ответственность за избирательные правонарушения в Российской Федерации: общеправовая характеристика и юридическая природа мер : автореф. канд.дисс … канд. юр. наук : 12.00.02. / А.Е. Штурнев. – Иркутск, 2004. – 26 с.