Система защиты прав и законных интересов предпринимателей в Российской Федерации

Стрельникова Нина Николаевна
АНО ВО Институт законоведения и управления ВПА, г.Тула, Россия

 

Субъекты предпринимательской деятельности в основном активно пользуются гражданско-правовыми способами защиты своих прав, закрепленными в ст. 12 ГК РФ. Возможные гражданско-правовые способы защиты нарушенного права, как правило, определены законом или вытекают из существа спорного правоотношения. Защита права частной собственности осуществляется, прежде всего, собственником. Предпочтительным, в силу ряда причин, является судебный порядок, как наиболее надежный и распространенный. При этом собственники активно прибегают к вещным способам защиты гражданских прав – виндикационному и негаторному искам.

Административно-правовые и уголовно-правовые способы защиты прав предпринимателей, как правило, являются дополнительными по отношению к гражданско-правовым способам, но весьма действенными и эффективными способами. Так, например, взыскание серьезного административного штрафа с субъекта позволяет пресечь длящееся правонарушение, прекратить нарушение чьих-либо прав. Угроза уголовного преследования должника, наряду с имущественной ответственностью повышает шансы по возврату долга. 

Поскольку защита прав предпринимателей осуществляется нормами гражданского, гражданско-процессуального, арбитражно-процессуального и другого законодательства, в связи с этим в правоотношениях по защите прав и законных интересов предпринимателей принимает участие довольно большой круг субъектов.

Государственная защита прав предпринимателей осуществляется судами, органами исполнительной власти, органами прокуратуры.

Гарантия судебной защиты является общей конституционной гарантией (в соответствии с ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод), соответственно, она распространяется и на отношения в бизнес-среде. В случае несогласия предпринимателей с действиями (бездействием) или решениями органов публичной власти у них есть право обжаловать эти действия (бездействие), решения в суде.

Для разрешения конфликтов в бизнес-среде в нашей стране судебная форма защиты нарушенных прав предпринимателей является традиционной. Защиту законных интересов предпринимателей и их объединений в рамках своей компетенции осуществляют Конституционный Суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов РФ, Верховный Суд РФ, арбитражные суды, суды общей юрисдикции, Европейский Суд по правам человека и другие межгосударственные судебные органы.

К несудебным формам защиты нарушенных прав предпринимателей и их объединений относятся: деятельность Уполномоченного по защите прав предпринимателей в РФ, третейское разбирательство, международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате РФ, медиация, деятельность органов прокуратуры, нотариальная защита.

Негосударственная защита осуществляется органами местного самоуправления и их должностными лицами, нотариусами, третейскими судами, медиаторами, саморегулируемыми организациями, общественными организациями, юристами (в том числе, адвокатами). При этом в механизме внесудебной защите прав предпринимателей особую роль играет нотариат как орган негосударственной бесспорной гражданской юрисдикции.

Процедура медиации (досудебное урегулирование конфликтов) регулируется Федеральным законом от 27.07.2010 г. N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» [2]. Медиация предполагает возможность разрешения споров без участия государства, благодаря чему снижается нагрузка на судебные органы. Вместо судьи выступает медиатор - незаинтересованный арбитр. Процедура медиации базируется на основных принципах правосудия: законности, равноправия сторон, справедливости, а также принципе соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Принцип состязательности, при котором стороны сами доказывают свою позицию, приводя для этого соответствующие доводы и доказательства, при данной процедуре не применяется.

Третейское разбирательство осуществляется на основании Федерального закона от 24.07.2002 года N 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» [3], согласно которому третейские суды являются негосударственными. Споры в этих судах разрешаются по тем правилам, которые устанавливают сами стороны (компетенция суда). Процедура разбирательства также базируется на основных принципах правосудия, однако здесь присутствует принцип состязательности, который не характерен для медиации.

Международные коммерческие арбитражи, в соответствии с Законом РФ от 07.07.1993 года N 5338-1 «О международном коммерческом арбитраже» [1], разрешают споры с участием иностранных предпринимателей и их объединений (иностранных организаций). Такие суды, так же как и третейские, являются негосударственными судами. Поскольку процедура разбирательства схожа с третейским разбирательством, такие суды могут именоваться международными третейскими арбитражами (международными третейскими (коммерческими) арбитражами).

В целях обеспечения защиты прав предпринимательских сообществ сформирована система конституционно-правовых гарантий. Предприниматели также вправе отстаивать свои права путем использования механизма конституционно-правовой защиты. Юридические лица и индивидуальные предприниматели довольно часто пользуются данным механизмом, отстаивая свои права и охраняемые законом интересы. Конституционные гарантии, таким образом, являются элементом конституционно-правового статуса предпринимателей и их объединений. К таким гарантиям относятся: право на судебную защиту своих прав, право на обжалование судебного решения, право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов власти, гарантия передачи лицам, занимающимся предпринимательством, части полномочий органов исполнительной власти, связанных с обеспечением жизненно необходимых потребностей граждан РФ, и другие гарантии [6].

Группу конституционно-правовых гарантий права собственности представляет деятельность специально уполномоченных органов и лиц, направленная на создание условий по реализации исследуемого права. В соответствии с Конституцией РФ, защита прав и свобод является основной обязанностью государства (ч. 1 ст. 45). Гарантом прав и свобод в Российской Федерации выступает Президент РФ (ст. 80). Специальные задачи по защиту прав и свобод граждан осуществляют органы судебного и прокурорского надзора, Конституционный Суд РФ, Уполномоченный по правам человека РФ, Уполномоченный по защите прав предпринимателей. Конституция РФ предоставляет каждому право обращаться с жалобой в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ч. 3 ст. 46).

Новым правозащитным институтом являются Уполномоченные по защите прав предпринимателей. Указом Президента РФ от 22 июня 2012 г. № 879 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей» [4] была учреждена должность Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей. 

Уполномоченный представляет собой особый государственный орган, призванный обеспечивать гарантии государственной защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности и соблюдения их прав органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также должностными лицами. Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности [5, с. 2-10].

Особая роль в механизме защиты прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, принадлежит российской прокуратуре. Надзор за исполнением законов в сфере экономической и предпринимательской деятельности осуществляется в первую очередь в рамках так называемого «общенадзорного» направления прокурорской деятельности, то есть надзора за исполнением законов. При этом прокурорский надзор за исполнением законов в сфере экономической и предпринимательской деятельности правомерно считать одним из приоритетных направлений деятельности прокуроров. К числу перечисленных в ст. 21 Закона о прокуратуре субъектов оправданно также отнесение индивидуальных предпринимателей, что особо актуально с точки зрения надзора за исполнением ими трудового законодательства [8].

Прокурорский надзор за исполнением законов в сфере предпринимательской деятельности правомерно считать одним из приоритетных направлений деятельности прокуроров. Повышенное внимание к прокурорскому надзору за исполнением законов в сфере экономической и предпринимательской деятельности подтверждается рядом осуществленных в последние годы правовых и организационных преобразований в системе прокуратуры Российской Федерации, направленных на обеспечение защиты прав и законных интересов хозяйствующих субъектов.

Это подтверждается тем, что прокуратурах субъектов Российской Федерации (начиная с 2012 г.) организованы и успешно функционируют отделы по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики и отделы по надзору за соблюдением прав предпринимателей. Также в ряде прокуратур образованы и действуют общественные советы по защите субъектов малого и среднего бизнеса. Все это свидетельствует как о правозащитном статусе прокуратуры в отношении перечисленных субъектов в отдельности, так и ее положительном воздействии на обеспечение режима законности и стабильности в сфере экономической и предпринимательской сферы деятельности в целом.


Литература

  1. Закон РФ от 7 июля 1993 г. N 5338-1 «О международном коммерческом арбитраже» // СПС «КонсультантПлюс».
  2. Федеральный закон от 27.07.2010 г. N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» // СЗ РФ. 2010. N 31. Ст. 4162.
  3. Федеральный закон от 24.07.2002 года N 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3019.
  4. Указ Президента РФ от 22 июня 2012 г. № 879 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей» //  СЗ РФ. 2012. № 26. Ст. 3509.
  5. Мохов А.А., Колганова С.В., Рабочий П.В. Отечественный нотариат: понятие и сущность // Нотариус. 2007. № 5. – С. 2-10.
  6. Буркова Ю.С. Конституционно-правовые гарантии деятельности предпринимательских сообществ // СПС «КонсультантПлюс»
  7. Мохов А.А. Институт Уполномоченного по правам предпринимателей в России // Предпринимательское право (приложение). 2012. № 4. - С. 12-15.
  8. Шобухин В.Ю. Надзор за исполнением законов в сфере экономики как одно из приоритетных направлений прокурорской деятельности: состояние, актуальные проблемы и перспективы // СПС «КонсультантПлюс».
1
Ваша оценка: Пусто Средняя: 1 (1 голос)