Система зачетных единиц как фактор реформирования высшего образования

Филина Н.В., 
к.п.н., доцент, ЧОУ ВО «Омская юридическая академия», г. Омск,
Немцова Н.В.,
к.э.н., доцент, ЧОУ ВО «Омская юридическая академия», г. Омск

В Европе расширяется применение кредитной системы (ECTS) как катализатораизменений в высшем образовании. Ев­ропейский опыт введения ECTS нашел свое отражение в документе Guide de L'utilisateur de L'ECTS [2]. Документ освещает такие вопросы, как основные черты ECTS; общие условия ее использования; кредиты ECTS; введение обще­вузовских координаторов ECTS и по одному ECTS-координатору на каждом факультете (для решения административных и академических проблем и консульти­рования студентов); описание информационного пакета; бланки заявок студентов; условия расшифровки порядка признания кредитов между «родным» и принимающим ву­зами и наоборот; шкала оценивания ECTS, в которой устанавливается общая единица; справоч­ник пользователей ECTS, их партнеров и контактные адреса.

В руководстве дается определение ECTS как системы численных значений от 1 до 60, приписываемых курсовым модулям. Эти численные величины призваны выразить учебную нагрузку студентов, необходимую для изучения этих модулей. Они отражают количество работы, которое требует каждый учебный модуль по отношению к общей трудоемкости, установленной для завершения учебного года. В общую трудоемкость включаются лекции, практические (лабораторные) работы, семинары, взаимодействие студен­тов с тьюторами, полевые работы, самостоятельные заня­тия студентов в библиотеке и дома, а также экзамены или любая другая оценочная деятельность.

ECTS базируется на полной нагрузке студента и не мо­жет ограничиться так называемыми контактными часами. Кредиты ECTS представляют собой относительную, а не абсолютную меру студенческой нагрузки. Кредиты только определяют, какую часть общей трудоемкости отводит вуз той или иной части об­щего годового курса. При этом 60 кредитов означают тру­доемкость целого учебного года; 30 кредитов - семестро­вую нагрузку. Кредиты ECTS призваны гарантировать, что реализуемая образовательная програм­ма будет разумной с точки зрения нагрузки для периодов обу­чения за рубежом.

Для назначения веса курсовых единиц ре­комендуется использовать нисходящий принцип. Отправной точкой здесь являются структура учебного плана и принятая модель учебного курса, который должен быть пройден студентом для получения квалификации, предусмотренной нормативной длительно­стью обучения. Назначение кредитов отдельным курсовым единицам по восходящему принципу может стать весьма сложной процедурой, ведущей к завышению их необходи­мого годового количества. Кроме того, в этом случае ока­жется весьма проблематичным перенос кредитов. Следует избегать или сводить к минимуму значения с сотыми доля­ми или, по крайней мере, ограничиться применением по­ловины единицы. Хотя, подобная практика с математичес­кой точки зрения является, безусловно, корректной, пользо­ватели ECTS ее избегают.

Процесс назначения кредитов ECTS подразумевает, что вузы станут описывать структуру учебного плана в общих единицах. В ряде случаев назначение кредитов сводится к чисто математическому (механическо­му) действию. В иных обстоятельствах эта процедура может потребовать серьезного обсуждения в вузе. В модульных образовательных програм­мах, где курсовые единицы имеют одинаковый вес, или там, где используется иная вузовская или национальная кредит­ная система, базирующая на студенческой нагрузке, мо­гут оказаться востребованными «преобразующие множите­ли». Норвежская система, скажем, относится к числу мо­дульных. Она имеет 20 кредитов за учебный год.

Очевидно, что для совмещения ее с ECTS надо норвежские кредиты умножить на 3.
Бывают случаи, когда имеет место неравномерное распределение учебной нагрузки по семест­рам в течение того или иного учебного года. Однако это не должно быть труднорешаемой задачей, если общее количе­ство кредитов за учебный год равняется 60.

Цели ECTS как системы переноса заключаются в том, чтобы обеспечить перемещение студентов между странами-участницами, повысить уровень и качество мобильности, способствовать академическому признанию, поддержать основные аспекты европейского измерения. К целям ECTS как системы накопления отнесены реформирование образо­вательных стандартов, образовательных программ и учеб­ных планов в национальных системах высшего образования; стимулирование мобильности (на институциональном, об­щегосударственном и международном уровнях); создание условий (механизмов) для переноса кредитов из сферы выс­шего образования в более широкий контекст образования в течение всей жизни; обеспечение признания неофициаль­ного и неформального образования и гибкости квалифика­ций (конструирование систем квалификаций как квалифи­кационных «сетей» вместо их «лестничного» построения); улучшение прозрачности и совместимости национальных образовательных систем; повышение привлекательности европейского высшего образования.

ECTS как система переноса и накопления помогает уси­лить прозрачность учебных планов и квалификаций и со­действовать взаимному признанию последних.

Нельзя не видеть, что эволюция ECTS отчетливо очер­чивает общую тенденцию движения национальных систем высшей школы к общеевропейскому образовательному про­странству, к созданию легко конвертируемой валюты в виде универсальной системы кредитов. А сама ECTS развивает­ся и применяется и как внешний эквивалент образователь­ных программ, и как внутренняя мера учебной активности студентов.

Суждения, высказываемые по поводу расширяющегося использования еди­ницы измерения академических достижений студентов в виде зачетных единиц, свидетельствуют в большинстве случаев о глубоком системном понимании представителями российских вузов су­щества вопроса:

  1. «Процесс введения системы зачетных единиц не огра­ничивается только проблемой учета трудоемкости и не мо­жет быть сведен к механической замене академического часа на зачетную единицу в качестве меры измерения трудозат­рат» [1].
  2. «Если зачетные единицы считать по правилам, исхо­дя из 60 зачетных единиц в год, то каждая учебная дисцип­лина учебного плана получит по 1,5-2 единицы, самые круп­ные курсы - по 4. Это вызывает недоумение у иностранных студентов и партнеров: как же так, курс предполагает зна­чительный объем аудиторной нагрузки, выполнение мно­жества заданий, подготовку реферата или курсовой работы, а за него дают только две зачетные единицы. Мы-то знаем, что это вызвано тем, что за семестр наши студенты прохо­дят по 15-20 дисциплин, а не 5, как, скажем, в Швеции, или 7-8, как в Нидерландах. Если идти от действительной трудоемкости дисциплины и выделять, как это рекомендо­вано в письме министерства, по одной зачетной единице за каждые 36 часов занятий по дисциплине, за каждую неделю практики, за каждый зачет/экзамен, то это выльет­ся в 75-80 единиц в год, что тоже непонятно нашим парт­нерам и идет вразрез с требованиями ECTS» (О.В. Сагинова, РЭА) [1].
  3. «Принятие в качестве зачетной единицы любого числа часов аудиторных занятий принципиально неверно, по­скольку утвержденные в установленном порядке образовательные программы определяют лишь примерные общие трудозатраты, тогда как аудиторную нагрузку каждый вуз имеет право определять самостоятельно, лишь не превышая установленный предел 27 часов в неделю в среднем» (Н.Н. Фролов, ТулГУ) [1].
  4. «В Рекомендациях Министерства образования и науки Россий­ской Федерации ... по методике подсчета трудоемкости ... в зачетных единицах предлагается имеющуюся в госстандар­тах трудоемкость по каждой дисциплине разделить на 36, экзамен (при трехдневной подготовке) считать за одну еди­ницу. При таком упрощенном подходе возникает неесте­ственная ситуация, при которой "стоимость" в зачетных еди­ницах отдельных, хотя и профессионально значимых, но малообъемных курсов становится близкой к "стоимости" эк­замена по ним» (В.А. Кузнецова, ЯрГУ) [1].
  5. «Все еще остается неясным, какую конкретную проблему решает данная методика и может ли она содействовать про­цессу интеграции российского высшего образования в ми­ровую или европейскую системы» С.А. Запрягаев (ВГУ) [1].

Как в любом новом деле, обозначились скептицизм про­тивников новой для России системы и оптимизм ее сторон­ников. Приведём две полярные позиции.
Первая: «В российской высшей школе нет необходимос­ти и предпосылок для отказа от сложившейся системы и пе­реходу к рекомендуемой системе зачетных единиц в связи с декларированными целями» и «нет базовых причин исполь­зования кредитной системы» (С.А. Запрягаев, ВГУ) [1].

Вторая: «Введение системы зачетных единиц (кредитов)... сегодня становится необходимым шагом. Вре­мя изучения действующих в мире аналогичных систем про­шло» (А.П. Ефремов, РУДН) [1].
Нет сомнения, что введение ECTS в России сопровождается определёнными трудностями. И не потому толь­ко, что в условиях академической свободы вузов и их авто­номии силовые приемы подрывают основы университетс­кого этоса. Постепенность и добровольность - эти принци­пы нельзя нарушать без того, чтобы не нанести высшей школе весьма ощутимой травмы. При условии соблюдения этих принципов мы не можем не считаться с рядом очевид­ных сдерживающих факторов.

Во-первых, с жесткой конструкцией федеральных государственных об­разовательных стандартов.
Структура стандартов продолжает оставаться весьма фор­мализованной, а в их концептуальное основание положен приоритет содержательно-количественных характеристик и параметров. Образовательные стандарты, не достроен­ные самими вузами до собственно их стандартов, всегда будут рассматриваться как чужие, навязываемые, вызывающие у широких кругов (в том числе и в академической среде) отторжение. Обра­зовательные стандарты должны быть продуктом более широких и гибких связей с гражданским обществом и миром труда. Стандарты призваны стать открытыми образователь­ными проектами, как и высшее образование должно приоб­рести все черты открытой системы. Без полной идентифи­кации всех пользователей стандартов (государство, обще­ство, вуз, регион, студенты и их родители, преподаватели, органы управления и аккредитации, социальные партнеры, работодатели и т.д. и т.п.) последние будут оставаться де­лом высшей школы, вместо того, чтобы приоб­ретать репутацию норм, рожденных в процессе поиска со­гласия.

Во-вторых, слабое методологическое, ресурсное и правовое сопровождение принятия ECTS.

В-третьих, необходимость серьезного переопределения оценки в формате кредитных единиц с учетом роли оценки, зафиксированной в законах об образовании (она выступает обязатель­ной нормой в уставах учебных заведений, призвана быть ос­нованием порядка отчисления обучающихся, а также опре­деления их академических задолженностей, шкалой в ходе промежуточной аттестации, критерием аттестации и аккре­дитации образовательных учреждений).

В-четвертых, отсутствие ус­ловий для массовой мобильности студентов.

В-пятых, психологическая неготовность большой части академической среды воспринимать кредитную систему.

В-шестых, отсутствие признанных методик адаптации национальной практики оценок к ECTS, обеспечения их совместимости.

В-седьмых, отсутствие пока в России широкого круга по­требителей ECTS.

Однако, можно выделить и положительные моменты. Эта система при определенных предпосылках послужит мостом между средним профессиональным и высшим про­фессиональным образованием, равно как и между ступеня­ми высшего образования. Как известно, Россия нуждается в реальной многоуровневости высшего образования.

Появляется дополнительная возможность реализации новой миссии вузов с позиций их непосредственной вклю­ченности в образование в течение всей жизни. Возрастет конкурентоспособность и привлекательность российского высшего образования. Можно будет продолжить поиск кон­структивных решений для оптимизации индивидуальной длительности обучения и повышения степени свободы сту­дентов. ECTS заряжена более выраженным социальным потенциалом, включая ее направленность на сокращение отсева и упорядочение размеров оплаты за обучение. ECTS способна быть инструментом диверсификации целей и про­филей трех ступеней высшего образования и их своеобраз­ным идентификатором. Возникает очевидная перспектива институциональной и программной аккредитации со сто­роны международных аккредитационных органов и незави­симых международных предметных комиссий.

Российской высшей школе нельзя допустить, чтобы она не была готова к участию в общеевропейской работе по со­зданию эталонов для конкретных профессиональных обла­стей (физика, математика и др.). ECTS упростит признание за рубежом отечественных дипломов, поставит Россию в равное положение с европейскими вузами. Кредитные сис­темы способны содействовать совершенствованию и освое­нию новых форм обучения и технологий образовательного процесса (дистанционных образовательных технологий и модульного обучения). Но и это не все позитивные сторо­ны перехода к кредитным системам накопительно-перевод­ного характера. Присовокупим к ним возможность продолжения конструктивной децентрализации, роста информа­ционно-рекламной активности вузов, формирования ими более гибких экспортно-импортных технологий.

Список литературы

  • Проблемы введения системы зачетных единиц в высшем профессиональном образовании: Материалы всероссийского совещания 23 апреля 2013 г., Москва / Под ред. В. Чистохвалова. - М.: РУДН, 2013.
  • Guede de sutilisateur de sects (принят Европейской комиссией 31 марта 1998 г.). Руководство для пользователей системы ECTS.

 

0
Ваша оценка: Пусто