Филина Н.В.,
к.п.н., доцент, ЧОУ ВО «Омская юридическая академия», г. Омск,
Немцова Н.В.,
к.э.н., доцент, ЧОУ ВО «Омская юридическая академия», г. Омск
В Европе расширяется применение кредитной системы (ECTS) как катализатораизменений в высшем образовании. Европейский опыт введения ECTS нашел свое отражение в документе Guide de L'utilisateur de L'ECTS [2]. Документ освещает такие вопросы, как основные черты ECTS; общие условия ее использования; кредиты ECTS; введение общевузовских координаторов ECTS и по одному ECTS-координатору на каждом факультете (для решения административных и академических проблем и консультирования студентов); описание информационного пакета; бланки заявок студентов; условия расшифровки порядка признания кредитов между «родным» и принимающим вузами и наоборот; шкала оценивания ECTS, в которой устанавливается общая единица; справочник пользователей ECTS, их партнеров и контактные адреса.
В руководстве дается определение ECTS как системы численных значений от 1 до 60, приписываемых курсовым модулям. Эти численные величины призваны выразить учебную нагрузку студентов, необходимую для изучения этих модулей. Они отражают количество работы, которое требует каждый учебный модуль по отношению к общей трудоемкости, установленной для завершения учебного года. В общую трудоемкость включаются лекции, практические (лабораторные) работы, семинары, взаимодействие студентов с тьюторами, полевые работы, самостоятельные занятия студентов в библиотеке и дома, а также экзамены или любая другая оценочная деятельность.
ECTS базируется на полной нагрузке студента и не может ограничиться так называемыми контактными часами. Кредиты ECTS представляют собой относительную, а не абсолютную меру студенческой нагрузки. Кредиты только определяют, какую часть общей трудоемкости отводит вуз той или иной части общего годового курса. При этом 60 кредитов означают трудоемкость целого учебного года; 30 кредитов - семестровую нагрузку. Кредиты ECTS призваны гарантировать, что реализуемая образовательная программа будет разумной с точки зрения нагрузки для периодов обучения за рубежом.
Для назначения веса курсовых единиц рекомендуется использовать нисходящий принцип. Отправной точкой здесь являются структура учебного плана и принятая модель учебного курса, который должен быть пройден студентом для получения квалификации, предусмотренной нормативной длительностью обучения. Назначение кредитов отдельным курсовым единицам по восходящему принципу может стать весьма сложной процедурой, ведущей к завышению их необходимого годового количества. Кроме того, в этом случае окажется весьма проблематичным перенос кредитов. Следует избегать или сводить к минимуму значения с сотыми долями или, по крайней мере, ограничиться применением половины единицы. Хотя, подобная практика с математической точки зрения является, безусловно, корректной, пользователи ECTS ее избегают.
Процесс назначения кредитов ECTS подразумевает, что вузы станут описывать структуру учебного плана в общих единицах. В ряде случаев назначение кредитов сводится к чисто математическому (механическому) действию. В иных обстоятельствах эта процедура может потребовать серьезного обсуждения в вузе. В модульных образовательных программах, где курсовые единицы имеют одинаковый вес, или там, где используется иная вузовская или национальная кредитная система, базирующая на студенческой нагрузке, могут оказаться востребованными «преобразующие множители». Норвежская система, скажем, относится к числу модульных. Она имеет 20 кредитов за учебный год.
Очевидно, что для совмещения ее с ECTS надо норвежские кредиты умножить на 3.
Бывают случаи, когда имеет место неравномерное распределение учебной нагрузки по семестрам в течение того или иного учебного года. Однако это не должно быть труднорешаемой задачей, если общее количество кредитов за учебный год равняется 60.
Цели ECTS как системы переноса заключаются в том, чтобы обеспечить перемещение студентов между странами-участницами, повысить уровень и качество мобильности, способствовать академическому признанию, поддержать основные аспекты европейского измерения. К целям ECTS как системы накопления отнесены реформирование образовательных стандартов, образовательных программ и учебных планов в национальных системах высшего образования; стимулирование мобильности (на институциональном, общегосударственном и международном уровнях); создание условий (механизмов) для переноса кредитов из сферы высшего образования в более широкий контекст образования в течение всей жизни; обеспечение признания неофициального и неформального образования и гибкости квалификаций (конструирование систем квалификаций как квалификационных «сетей» вместо их «лестничного» построения); улучшение прозрачности и совместимости национальных образовательных систем; повышение привлекательности европейского высшего образования.
ECTS как система переноса и накопления помогает усилить прозрачность учебных планов и квалификаций и содействовать взаимному признанию последних.
Нельзя не видеть, что эволюция ECTS отчетливо очерчивает общую тенденцию движения национальных систем высшей школы к общеевропейскому образовательному пространству, к созданию легко конвертируемой валюты в виде универсальной системы кредитов. А сама ECTS развивается и применяется и как внешний эквивалент образовательных программ, и как внутренняя мера учебной активности студентов.
Суждения, высказываемые по поводу расширяющегося использования единицы измерения академических достижений студентов в виде зачетных единиц, свидетельствуют в большинстве случаев о глубоком системном понимании представителями российских вузов существа вопроса:
- «Процесс введения системы зачетных единиц не ограничивается только проблемой учета трудоемкости и не может быть сведен к механической замене академического часа на зачетную единицу в качестве меры измерения трудозатрат» [1].
- «Если зачетные единицы считать по правилам, исходя из 60 зачетных единиц в год, то каждая учебная дисциплина учебного плана получит по 1,5-2 единицы, самые крупные курсы - по 4. Это вызывает недоумение у иностранных студентов и партнеров: как же так, курс предполагает значительный объем аудиторной нагрузки, выполнение множества заданий, подготовку реферата или курсовой работы, а за него дают только две зачетные единицы. Мы-то знаем, что это вызвано тем, что за семестр наши студенты проходят по 15-20 дисциплин, а не 5, как, скажем, в Швеции, или 7-8, как в Нидерландах. Если идти от действительной трудоемкости дисциплины и выделять, как это рекомендовано в письме министерства, по одной зачетной единице за каждые 36 часов занятий по дисциплине, за каждую неделю практики, за каждый зачет/экзамен, то это выльется в 75-80 единиц в год, что тоже непонятно нашим партнерам и идет вразрез с требованиями ECTS» (О.В. Сагинова, РЭА) [1].
- «Принятие в качестве зачетной единицы любого числа часов аудиторных занятий принципиально неверно, поскольку утвержденные в установленном порядке образовательные программы определяют лишь примерные общие трудозатраты, тогда как аудиторную нагрузку каждый вуз имеет право определять самостоятельно, лишь не превышая установленный предел 27 часов в неделю в среднем» (Н.Н. Фролов, ТулГУ) [1].
- «В Рекомендациях Министерства образования и науки Российской Федерации ... по методике подсчета трудоемкости ... в зачетных единицах предлагается имеющуюся в госстандартах трудоемкость по каждой дисциплине разделить на 36, экзамен (при трехдневной подготовке) считать за одну единицу. При таком упрощенном подходе возникает неестественная ситуация, при которой "стоимость" в зачетных единицах отдельных, хотя и профессионально значимых, но малообъемных курсов становится близкой к "стоимости" экзамена по ним» (В.А. Кузнецова, ЯрГУ) [1].
- «Все еще остается неясным, какую конкретную проблему решает данная методика и может ли она содействовать процессу интеграции российского высшего образования в мировую или европейскую системы» С.А. Запрягаев (ВГУ) [1].
Как в любом новом деле, обозначились скептицизм противников новой для России системы и оптимизм ее сторонников. Приведём две полярные позиции.
Первая: «В российской высшей школе нет необходимости и предпосылок для отказа от сложившейся системы и переходу к рекомендуемой системе зачетных единиц в связи с декларированными целями» и «нет базовых причин использования кредитной системы» (С.А. Запрягаев, ВГУ) [1].
Вторая: «Введение системы зачетных единиц (кредитов)... сегодня становится необходимым шагом. Время изучения действующих в мире аналогичных систем прошло» (А.П. Ефремов, РУДН) [1].
Нет сомнения, что введение ECTS в России сопровождается определёнными трудностями. И не потому только, что в условиях академической свободы вузов и их автономии силовые приемы подрывают основы университетского этоса. Постепенность и добровольность - эти принципы нельзя нарушать без того, чтобы не нанести высшей школе весьма ощутимой травмы. При условии соблюдения этих принципов мы не можем не считаться с рядом очевидных сдерживающих факторов.
Во-первых, с жесткой конструкцией федеральных государственных образовательных стандартов.
Структура стандартов продолжает оставаться весьма формализованной, а в их концептуальное основание положен приоритет содержательно-количественных характеристик и параметров. Образовательные стандарты, не достроенные самими вузами до собственно их стандартов, всегда будут рассматриваться как чужие, навязываемые, вызывающие у широких кругов (в том числе и в академической среде) отторжение. Образовательные стандарты должны быть продуктом более широких и гибких связей с гражданским обществом и миром труда. Стандарты призваны стать открытыми образовательными проектами, как и высшее образование должно приобрести все черты открытой системы. Без полной идентификации всех пользователей стандартов (государство, общество, вуз, регион, студенты и их родители, преподаватели, органы управления и аккредитации, социальные партнеры, работодатели и т.д. и т.п.) последние будут оставаться делом высшей школы, вместо того, чтобы приобретать репутацию норм, рожденных в процессе поиска согласия.
Во-вторых, слабое методологическое, ресурсное и правовое сопровождение принятия ECTS.
В-третьих, необходимость серьезного переопределения оценки в формате кредитных единиц с учетом роли оценки, зафиксированной в законах об образовании (она выступает обязательной нормой в уставах учебных заведений, призвана быть основанием порядка отчисления обучающихся, а также определения их академических задолженностей, шкалой в ходе промежуточной аттестации, критерием аттестации и аккредитации образовательных учреждений).
В-четвертых, отсутствие условий для массовой мобильности студентов.
В-пятых, психологическая неготовность большой части академической среды воспринимать кредитную систему.
В-шестых, отсутствие признанных методик адаптации национальной практики оценок к ECTS, обеспечения их совместимости.
В-седьмых, отсутствие пока в России широкого круга потребителей ECTS.
Однако, можно выделить и положительные моменты. Эта система при определенных предпосылках послужит мостом между средним профессиональным и высшим профессиональным образованием, равно как и между ступенями высшего образования. Как известно, Россия нуждается в реальной многоуровневости высшего образования.
Появляется дополнительная возможность реализации новой миссии вузов с позиций их непосредственной включенности в образование в течение всей жизни. Возрастет конкурентоспособность и привлекательность российского высшего образования. Можно будет продолжить поиск конструктивных решений для оптимизации индивидуальной длительности обучения и повышения степени свободы студентов. ECTS заряжена более выраженным социальным потенциалом, включая ее направленность на сокращение отсева и упорядочение размеров оплаты за обучение. ECTS способна быть инструментом диверсификации целей и профилей трех ступеней высшего образования и их своеобразным идентификатором. Возникает очевидная перспектива институциональной и программной аккредитации со стороны международных аккредитационных органов и независимых международных предметных комиссий.
Российской высшей школе нельзя допустить, чтобы она не была готова к участию в общеевропейской работе по созданию эталонов для конкретных профессиональных областей (физика, математика и др.). ECTS упростит признание за рубежом отечественных дипломов, поставит Россию в равное положение с европейскими вузами. Кредитные системы способны содействовать совершенствованию и освоению новых форм обучения и технологий образовательного процесса (дистанционных образовательных технологий и модульного обучения). Но и это не все позитивные стороны перехода к кредитным системам накопительно-переводного характера. Присовокупим к ним возможность продолжения конструктивной децентрализации, роста информационно-рекламной активности вузов, формирования ими более гибких экспортно-импортных технологий.
Список литературы
- Проблемы введения системы зачетных единиц в высшем профессиональном образовании: Материалы всероссийского совещания 23 апреля 2013 г., Москва / Под ред. В. Чистохвалова. - М.: РУДН, 2013.
- Guede de sutilisateur de sects (принят Европейской комиссией 31 марта 1998 г.). Руководство для пользователей системы ECTS.