Система судов общей юрисдикции: значение и перспектива

Айсин Равиль Назымович, Каширин Николай Александрович
МГТУ им. Баумана, г. Москва

 

Строгое правовое регулирование правоотношений путем создания системы характерно для различных областей деятельности общественной жизни, что отражается в соответствующем научном исследовании [6]. Важную роль, в частности, занимает система судебных органов.

С 30 июля 2018 года вступил силу Федеральный конституционный закон № 1-ФКЗ, внесший значительные изменения в судебную систему РФ. Он стал отправной точкой широкомасштабной реформы, о которой велись дискуссии в течение 25 лет. Необходимость её проведения была обозначена еще 2000-ом году в речи президента РФ – Владимира Владимировича Путина на пятом Всероссийском съезде судей. Так, президент обратил внимание, что главной задачей грядущей судебной реформы является изменения отношения граждан к государственной власти, повышения доверия к ней. Таким образом, суд должен был стать «скорым, правым и справедливым» [1].

Реформирование судебной системы проводилось постепенно. Первые два Постановления правительства по “Развитию судебной системы РФ” за 2002-2006 и 2006-2012, создали условия для реализации принципов открытости и прозрачности правосудия, повисели доверие к судебной системе, обеспечили реализацию принципа независимости судей, а также повисели уровень исполнения судебных актов. В конечном итоге, сформировалась та судебная система, которую мы знаем сейчас. Её важным элементом являются суды общей юрисдикции, поскольку именно в них рассматривается большинство правовых споров.

Итак, в данной статье авторы отвечают на вопросы: как устроена система судов общей юрисдикции в  РФ; какие изменения были в неё внесены; какие перспективы её ожидают в будущем.

Основными нормативно – правовыми источниками данной статьи будут являться Конституция, ФКЗ“ О судебной системе РФ” и “О судах общей юрисдикции в РФ”. Но если первые два устанавливают общие принципы и положения, характерные для любых судов, то последний раскрывает внутреннюю структуру системы судов общей юрисдикции.

Согласно статье 1 ФКЗ " О судах общей юрисдикции в РФ "систему судов общей юрисдикции в России составляют федеральные суды общей юрисдикции и суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

К федеральным судам общей юрисдикции относятся: Кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции,  Верховный Суд Российской Федерации; верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области и суды автономных округов; районные суды; военные суды; специализированные суды. К судам общей юрисдикции субъектов Российской Федерации относятся мировые судьи[6]. Они находятся в четкой иерархии и подведомственности. Следует отметить, что термин “подведомственность” был полностью удален из всех законодательных и нормативных актов Российской Федерации. В процессуальных документах, на сегодняшний день,  остается только термин «подсудность» [4]. Связано это с все той же процессуальной реформой, которая вступит в силу с 1 октября 2019 года. Инициатором законопроекта выступил Верховный Суд Российской Федерации. В соответствии с ним, были внесены изменения в судебной системе РФ, коснувшиеся гражданского судопроизводства.

Так, в структуру судов общей юрисдикции были введены суды кассационной инстанции и апелляционные суды [2].

Кассационные суды общей юрисдикции являются вышестоящей инстанцией для апелляционных судов, судов субъекта РФ, районных судов и мировых судей на территории соответствующего кассационного судебного округа. Их основная задача – анализ дел в качестве суда кассационной инстанции, то есть, рассмотрение жалоб и представлений на вступившие в законную силу судебные акты, а также дел по новым и вновь открывшимся обстоятельствам. Согласно Закону на территории России будут функционировать 9 таких судов.

В свою очередь, апелляционные суды рассматривают дела в качестве суда апелляционной инстанции. Они принимают жалобы и представления на не вступившие в силу судебные акты, принятые в первой инстанции судом субъекта РФ на территории соответствующего судебного апелляционного округа. Также там рассматриваются дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам. При этом, исходя из новых правил, апелляционный порядок обжалования по судебным актам, принятым в первой инстанции районным судом или мировым судьей, останется без изменения. Всего создаются 5 апелляционных судов общей юрисдикции [3].

Таким образом, главными изменениями в системе является создание кассационных и апелляционных судов, то есть, на практике будет соблюдаться принцип “сплошной кассации”. Безусловно, данная реформа носит положительный характер, поскольку она позволяет добиться единообразия судебной практики и исключить коррупционную составляющую. Однако многие юристы утверждают, что есть обратная и сторона. Так, из-за большого расстояния между судами первой инстанции и кассационным, апелляционным судами, стоимость «защиты прав» и свобод граждан увеличивается в разы [5].

Стоит также, отметить, что законодателем были внесены и другие нововведения. Теперь граждане, с согласия суда, могут участвовать в рассмотрении жалоб при помощи систем видео-конференц-связи. Ими будут оборудованы все федеральные суды страны.

Также, для эффективной работы судов, обязательным условием представительства будет являться наличие высшего юридического образования [4].

Таким образом, можно сделать вывод о перспективах развития системы судов общей юрисдикции: система и дальше будет реформироваться законодателем для достижения соблюдения и прав и свобод граждан, удобства ознакомления с процессуальными документами и соблюдения принципов судопроизводства.


Библиографический список.

[1] Выступления на V Всероссийском съезде судей. Президент России [http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/21125]URL:  https://www.kremlin.ru

[2] Новые суды и "процессуальная революция": как произошла судебная реформа [https://pravo.ru/story/207857/] URL: https://pravo.ru (дата обращения: 01.10.2019)

[3] Пресненский межрайонный прокурор разъясняет изменения в судебной системе РФ, которые вступят в действие с 1 октября 2019 года: [https://presnya.mos.ru/important-in-the-area/detail/8328587.html] URL:http://www.presnya.mos.ru  (дата обращения: 01.10.2019)

[4] Процессуальная реформа с 1 октября 2019 года – обзор изменений законодательства:[https://zakon-navigator.ru/processualnaja-reforma-s-1-oktjabrja-2019-goda/] URL: https://zakon-navigator.ru (дата обращения: 01.10.2019)

[5] Перспективы развития российской судебной системы в 2018-2020х гг:[ https://cyberleninka.ru/article/v/perspektivy-razvitiya-rossiyskoy-sudebnoy-sistemy-v-2018-2020-gg] URL: https://cyberleninka.r

[6] Буренина В.И.  « Издание: Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики» Тамбов: Грамота, 2013.​ №​ 9-1​ (35). С. 19-24.

[7] Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 N 1-ФКЗ (ред. от 06.03.2019) "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2019) [электронный ресурс] // Справочная система "Консультант плюс" // послед.обновление: 03.10.19.; (дата обращения: 01.10.2019)

0
Ваша оценка: Пусто