Система государственной службы в РФ: перспективы реформирования и развития

Крамских Виктория Юрьевна
ЧОУ ВО «Сибирский юридический университет»

 

Аннотация. В статье определено понятие административной реформы, выделены направления осуществления данной реформы и текущие тенденции ее реализации.

Annotation. The article defines the concept of administrative reform, identifies the directions for implementing this reform and current trends in its implementation.

Потребность в реформировании исполнительной власти назрела в нашей стране довольно давно, что было обусловлено трансформацией политической жизни общества в переходный период. Попытки реформирования органов государственной власти не всегда были удачны, поэтому сам подход к реализации административной реформы потребовал пересмотра.

Реформа – это совокупность политических операций в обществе, которые установлены на изменение определенных элементов политической системы или отдельное изменение способа их функционирования. Но они не должны затрагивать принципиальные основы, имеющие социально-политическую структуру. С официальной точки зрения реформу можно объяснить как социально-политическое нововведение любого смысла, но, обычно реформирование связывается с прогрессивными изменениями. Последние представляют своей целью рост степени общественной постоянности, порядок проведения комплекса методов. Данные методы направлены на смягчение социального неравенства, улучшения уровня жизни для большей части населения, или же на увеличение границ всех допустимых одинаковых возможностей как в политической, так же и в экономической сфере жизни общества [5].

Осуществление реформ не всегда вызывается преодолением предкризисного положения или обязательностью разрешения кризиса – в частую оно имеет упредительный характер и преследует цель снабжения новых шансов общественного развития. Определение «административная реформа» известен уже несколько лет. Однако в конце 2004 г. а именно в 2005-2006 гг. этому термину дан характер реального, масштабного и радикального государственного дела. Проблема заключается в том, что до сих пор не выработан эффективный механизм реализации административной реформы.

Объектом данной работы выступает административная реформа. Предметом являются тенденции реализации административной реформы в России. Представляется целесообразным проследить направления реализации административной реформы в РФ, выделить основные тенденции реформирования административного аппарата.

Современная административная реформа в России выполняется по пяти ведущим направлениям:

1. «По результатам управления». Это сторона решает задачи роста рентабельности органов власти. Тут административная реформа объединена с бюджетной реформой, задачей которой является увеличения оптимизации управления средствами бюджетными и эффективности бюджетных расходов. Эта сторона решает по сути одни и те же проблемы, так как все управление государственное непременно относится к потреблению бюджетного капитала.

2. Направление «Регламентация и стандартизация», во-первых, должно гарантировать повышение качества государственной помощи, оказываемой обществу. На уровне государства создается около 500 стандартов и регламентов государственных услуг, на ступени субъекта порядка 2000 тысяч. Тут административная реформа с бюджетной реформой и национальными приоритетными проектами в области здравоохранения и образования, устанавливая регламенты и стандарты качества предоставление бюджетных услуг [3, с. 66].

3. «Противодействие коррупции и оптимизация функций органов исполнительной власти ». В этом случае необходимо проанализировать все функции, исключениями являются дублирующие и избыточные, т.е. они не имеют под собой полных правовых оснований и мешающих исполнении обществу своих конституционных прав или поручающих специальные обязанности на предпринимателей. Тем самым позволит уменьшить неэффективное вмешательство государства в общественную жизнь и экономику, снизить расходы фирмы на преодоление административных препятствий, осуществить выполнение гражданами конституционных прав, но и направить работу государственных органов на выполнение нужных государству и обществу задач.

4. «Улучшение результативности взаимодействия общества и органов исполнительной власти». Процедура этого направления выполняют задачу увеличения информационной открытости власти, регулирования механизмов обратной связи с обществом, вовлечение общественности к рассуждению принимаемых решений [1].

5. «Усовершенствование структуры информационного обеспечения органов исполнительной власти». В связи с этим продвигаются информационные технологии, разрешающие устраивать информационный обмен между всевозможными ведомствами, в том числе оказании государственных услуг, появляются оценки работы и органов власти системы мониторинга.

Обсуждение новой административной реформы запустил президент Сбербанка Герман Греф. По его замыслу, целью реформы системы госуправления являлся переход от ручного управления к проектной работе через центр управления реформами и реализации ключевых проектов. Предполагалось, что центр будет заниматься вопросами повышение эффективности министерств по 5–7 основным KPI и координирование небольшого числа приоритетных проектов. Затем идея создания центра реформ превратилась в идею создания Проектного офиса при Правительстве с задачами внедрения проектных подходов в работе самих министерств, а также ведения ряда межведомственных крупных проектов (например, связанных с реализацией «майских указов»: развитие моногородов, поддержка экспорта, развитие малого и среднего предпринимательства), их мониторинга и поддержки [2].

Административная реформа проводится под «патронажем» президента, что политически верно. Однако возникает фундаментальное противоречие: ведь если основной целью реформы является устранение ручного управления деятельностью правительства через поручения президента, то почему председателем Совета является президент, а его заместителем премьер-министр. Получается, что методологически этот подход является тупиковым.

Ключевым вопросом является проведение разграничения между обеспечением текущего управления органами исполнительной власти и управлением приоритетными проектами. Не очень ясны рамки взаимодействия с уже выстроенной вертикалью власти и в том, что касается распределения полномочий и ответственности, а также дальнейших бюджетных взаимоотношений [4, с. 176].

В том, что касается идеи «повышения эффективности министерств по KPI», то по сравнению с предыдущей реформой, предполагавшей глубокие и коренные преобразования, она выглядит довольно слабо. У министерств разные задачи, полномочия, бюджет. Кроме того, между министерствами всегда идет ведомственная борьба (и вдобавок к этому еще бюрократическая борьба внутри самих министерств), которая неизбежно повлияет на любые количественные расклады.

В целом можно выделить следующие наиболее заметные инновации 2018-2019 гг. в административной реформе включают:

1) активное использование проектного подхода к управлению;

2) к риск-ориентированному контролю и надзору;

3) последовательное внедрение принципов процессного управления.

Отметим, что прослеживается ориентация на отступление от традиционных принципов линейно-функциональной вертикали, которые существенно затруднили бы внедрение новых механизмов. Это позволяет перспективно оценивать происходящие изменения.


Список литературы

  1. Указ Президента РФ от 23 июля г. №824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах» // Российская газета. 2003. Федеральный выпуск №3262.
  2. Постановление Правительства РФ от 31.07.2003 N 451 (ред. от 21.11.2018) «О Правительственной комиссии по проведению административной реформы» [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document
  3. Борщевский Г.А. Реформирование государственной службы в России: промежуточные итоги и перспективы // Вопросы государственного и муниципального управления. 2014. № 2. С. 65–88.
  4. Пушкарева Г.В. Идейно-ценностный механизм реформирования государственной службы. // Государственное управление. Электронный вестник. Выпуск № 63. Август 2017. – С. 171-190.
  5. Скрынникова О.В. Анализ итогов реализации и перспективы развития административной реформы в Российской Федерации // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9 (35). [Электронный ресурс] URL: http://sibac.info/archive/social/9(35).pdf
0
Ваша оценка: Пусто