Российское авторское общество (РАО) и противоречивость его деятельности на практике. Обоснованность исковых требований РАО

Косарева Татьяна Ивановна,
Омская юридическая академия

 

Свою работу я хочу посветить именно этой  общероссийской общественной организации, поскольку на практике зачастую возникает  совершенное непонимание схем и механизмов,  по которым работает данное сообщество. Существует масса недовольств, в том числе среди правообладателей, которые в настоящее время встают в очередь за исключением своих произведений из управления РАО. 

Если анализировать судебную практику можно заметить многочисленные иски, бесконечные судебные разбирательства, сама статистика подобного рода дел уже позволяет сделать вывод о наличии пробелов и проблем. По сей день скандалы вокруг деятельности РАО не стихают, а только лишь набирают свои обороты.

Российское авторское сообщество-это  некоммерческая  общероссийская общественная организация, преследующая цель: коллективное управление авторскими правами. Данное сообщество управляет имущественными правами авторов, а так же других обладателей авторских прав, когда осуществление этих прав в индивидуальном порядке вызывает сложности на практике. Анализируя  действующую обстановку, возникает вопрос можно ли в данном определении РАО использовать слово некоммерческая организация? Начнем с того, что  одним из критериев некоммерческой организации является условие, при котором она не имеет в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и распределение полученной прибыли между участниками. Так ли это на самом деле? Приведу статистику.

В 2016 году, РАО подало огромное количество исков, велось множество судебных разбирательств, и по окончанию  2016 года официальная итоговая сумма, поступившая на счета РАО составила 4,7 млрд. рублей, из них 1,6 млрд. рублей общество распорядилось самостоятельно при этом, никак не комментируя и не представляя отчет, подобный анализ повлек за собой повторные проверки. В результате, которых было обнаружено нецелевое использование денежных средств, злоупотребления служебным положением и множество других незаконных особенностей.
Детально  разбираясь, было замечено, что многомиллионные суммы получили сомнительные индивидуальные предприниматели, которые  в свое время купили права на малоизвестные произведения, при этом заплатив за них от 1000 до 5000 рублей. По окончанию проверки было возбуждено уголовное дело и подтвержден факт многомиллионного вывода денег из общества бывшим гендиректором РАО. Казалось бы справедливость восторжествовала, но с коррупцией  в похожей сфере бороться очень сложно и применить меры  к одному человеку, на мой взгляд недостаточно, вместо того чтобы усовершенствовать механизм отчетности, сделать деятельность РАО  гласной.

Основными функциями Российского Авторского Общества являются сбор, распределение и выплата авторского вознаграждения за различные способы использования произведений.

Данное авторское вознаграждение складывается из выплат, полученных  из публичных мест и других источников (Сеть Интернет)

Стоит только задуматься, в каждом городе существует огромное количество ресторанов, кафе, кинотеатры, музеи, телекомпаний, торговых предприятий и так далее, где практически всегда играет музыка. Задуматься только, все эти помещения должны согласовать с автором или правообладателем этого произведения, условия их транслирования, а в случае невозможности, выплатить авторское вознаграждение согласно  ставкам авторского вознаграждения. Большое удивление вызывает тот факт, что в данном перечне есть предприятия пассажирского транспорта. Согласно тарифам ставки авторского вознаграждение за трансляцию произведения, предположим в маршрутном такси, составляет 500 рублей за единицу транспортного средства, что характерно 500 рублей  за одного автора (правообладателя) разве это соразмерная стоимость? В нашей стране загрязнение окружающей среды охраняется менее серьезно, чем институт  авторского вознаграждения. Ведь существуют реальные иски к водителям маршрутных такси и автобусов, где зачастую суд встает на сторону РАО.

Разумеется, одной из основных проблем  при разрешении споров в сфере авторского права, в частности авторского вознаграждения, является проблема обеспечения доказательств.

Совершенно очевидно, что на каждом шагу  мы сталкиваемся с транслируемой музыкой везде, на протяжении всего дня, как в общественном транспорте, на остановках , в кафе, в магазинах и так далее  в любом общественном месте а вознаграждения выплачивают лишь единицы, что говорит о серьезном пробеле регулирования деятельности РАО, отсутствие единого механизма, системы доказательств транслирования произведений, круг субъектов, отсутствие общедоступной статистики, высокие вознаграждения   и как мы уже видим не всегда эти вознаграждения в полной мере поступают автору.     

Подведя итог, хочется согласиться со словами известного продюсера Бориса Барабанова, корреспондента журнала «Власть» по его мнению, Российское авторское общество является монополией, поддержанной государством.

РАО предстоит серьезная работа, устранение всех существующих нарушений и возможно тогда  общество будет работать в соответствии с изначально задуманными целями.
 


Список литературы

  1. Барабанов Б.С.  журнал «Власть»-2009 № №36(839)
  2. Болецкая К.А. онлайн-газета новостей «Ведомости»
  3. Рузакова О.А. Право интеллектуальной собственности. / Московская финансово-промышленная академия, М., 2004. 308 с. ,с. 76
  4. Суханов Е.А Гражданское право: В 4 т. Том 2: Вещное право. Наследственное право. Исключительные права. Личные неимущественные права  2008  с.  277-289
  5. Официальный сайт Российского авторского сообщества: http://rao.ru/
  6. Официальный сайт суда по интеллектуальным правам, судебная практика : http://ipc.arbitr.ru/node/13333
0
Ваша оценка: Пусто