Шамардин Егор Алексеевич,
ЧОУ ВПО «Омская юридическая академия», г Омск
Сегодня, в странах рыночной экономики важную роль играют государственные закупки, которые направлены на удовлетворение потребностей государства с максимальной эффективностью. Контрактная система в Российской Федерации обеспечивает конкуренцию заказчиков, их стимулирования, рациональность, что позволяет повысить экономичность и качественность поставки товаров, оказания услуг и так далее.
Государственные закупки – неотъемлемый цикл, повышающий возможности государства. Он непосредственно обеспечивает как Российскую Федерацию, так и ее субъекты и муниципальные образование различными товарами, услугами и т.д.
Государственные закупки регулируются непосредственно федеральными законами такими, как:
- № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Далее – ФЗ № 44)
- № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
Так же регулирование осуществляется подзаконными актами.
Большим шагом законодателя было принятие ФЗ № 44, который решил часть проблем и так же поставил вопросы. Попытаемся рассмотреть как положительные, так и отрицательные моменты закона.
На данный момент множество пробелов урегулированы ФЗ № 44 который определяет основные принципы государственных закупок, их порядок, ведение реестров контрактов и недобросовестных поставщиков. Но проблемы все же остаются.
Не определены такие важные понятия, как «государственные и муниципальные нужды» а из этого следует, что каждый может трактовать нужды по-своему.
Согласно ст. 104 ФЗ № 44, указано, что недобросовестными поставщиками могут быть юридические лица, но нет ни слова об индивидуальных предпринимателях. И получается, что будь ИП недобросовестным поставщиком, он все равно сможет иметь свой статус в качестве «поставщик», так как его будет невозможно внести в реестр.
Ранее в законе было явно видна эта проблема, которая регулировалась п. 6 ч. 1 ст. 31 ФЗ № 44, но позже она была убрана Федеральным законом от 28.12.2013 № 396-ФЗ и теперь проблема не так видна, но она существует.
Согласно ч. 4 ст. 54 ФЗ № 44 «При уклонении победителя конкурса от заключения контракта заказчик вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта в части, не покрытой суммой обеспечения заявки на участие в конкурсе, и заключить контракт с участником конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер». Из этого следует, что заказчику для обеспечения выполнения заказа вторым поставщиком необходимо обязательно обращаться в суд по поводу неисполнения первым участником контракта. Это в свою очередь продлит сроки исполнения заказа, что не очень удобно для государства.
Ст. 82 не содержит срок рассмотрения заявок на участие в запросе котировок, что затрудняет быстродействие заключения контракта, а ведь эти действия осуществляются в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, поэтому необходимо быстродействие комиссии.
Непосредственным плюсом ФЗ № 44 является указания методов определения начальной цены в ст. 22. Ранее же в Федеральном законе № 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – ФЗ № 94) не были указаны методы, что затрудняло указание конкретной начальной цены контракта. Теперь же можно определить приоритетный метод и случаи использования каждого метода.
Так же расширились возможности размещения заказов. Ранее в ФЗ № 94 ст. 10 регламентировались способы размещения заказа такие как:
- путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;
- без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на биржах).
Сейчас же прямого указания в ФЗ № 44 на способы размещения заказа нет, но есть отсылка в ч. 1 ст. 24 к методическим разъяснениям по осуществлению закупом с применением различных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с ФЗ № 44.
В ч. 1 ст. 32 ФЗ № 44 были снижены критерии оценки заявок до четырех относительно семи критериев, указанных в ФЗ № 94. Но ч. 2 ст. 32 закрепляет: «При проведении запроса предложения заказчик вправе не применять предусмотренные частью 1 настоящей статьи критерии, вправе устанавливать по своему усмотрению не предусмотренные частью 1 настоящей статьи критерии оценки заявок, окончательных предложений, их величины значимости, а так же вправе не применять установленные частью 6 настоящей статьи величины значимости критериев».
Тогда получается, что список критериев оценки заявок расширился. Возможно, это будет новой лазейкой для злоупотребления чиновников, так как критерии будут устанавливаться по их желанию.
Перечисленные проблемы и положительные моменты себя не исчерпывают. Часть их была описана выше, но существуют и другие моменты которые заслуживают нашего внимания.
Принятие ФЗ № 44 действительно решило ряд вопросов связанных с прошлыми нормативными актами в сфере государственных закупок. Но, как всегда, там, где есть положительные моменты, наблюдаются и отрицательные. В применении на практике данного закона будут выявлены его недостатки и будут приняты соответствующие поправки, а сейчас же остается наблюдать за его применением в сфере государственных закупок