Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) как инструмент защиты интересов заказчиков при проведении государственных закупок

Репинская Ксения Александровна,
ЧОУ ВПО «Омская юридическая академия», г Омск

 

Государственная закупка –  это  покупка товаров, работ, услуг для нужд государства, то есть  отношения, возникающие  между государством (заказчиком) и поставщиком (подрядчиком, исполнителем). 
Для того, чтобы данные отношения возникли, между заказчиком и поставщиком  должен заключаться контракт, но, как известно  интересы государства могут быть нарушены поставщиком данных товаров, работ, услуг.  Поэтому в целях защиты интересов государственных и муниципальных заказчиков от рисков, связанных с действиями недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при заключении и исполнении государственных и муниципальных контрактов, законодательством РФ  предусмотрен ряд защитных механизмов, в числе которых реестр недобросовестных поставщиков.

Под реестром недобросовестных поставщиков понимается ресурс в сети интернет с открытым доступом,  в который включаются сведения об неблагонадежных участниках закупок, так называемый «черный список» поставщиков.
Важно отметить то факт, что по данным Федеральной антимонопольной службы насчитывается 3108 записей в реестре недобросовестных поставщиков [2].
Таким образом, актуальностью данной темы является то, что на сегодняшний день существует большое количество поставщиков, которые нарушают интересы государственных и муниципальных заказчиков, и как было отмечено ранее то, что среди  защитных механизмов интересов  государственных и муниципальных заказчиков выделяют реестр недобросовестных поставщиков, поэтому  следует рассмотреть данный механизм как можно подробнее.
Ведение  реестра  недобросовестных поставщиков регламентируется Федеральным законом от 5.04.2013 г.  № 44-ФЗ  «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
На основании ч.1 ст.104 закона ведение реестра осуществляется  федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю в сфере закупок – Федеральной антимонопольной службой.
Основанием для включения поставщика в реестр является:

  1. Уклонение участника закупки от заключения контракта;
  2. Расторжение контракта с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по решению суда в связи с существенным нарушением им условий контракта;
  3. Односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта [1].

Запись о недобросовестном поставщике включается в реестр сроком на 2 года, по истечении которого запись из реестра исключается. В течение 2-х лет поставщики, попавшие в «черный список»  ограничены в участии в государственных (муниципальных) торгах [2].
Информация, которая заносится в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закреплена в п.3 ст. 104 Федерального закона №44 –ФЗ.
Также при различных ситуациях, существует своя процедура включения поставщика в реестр:

  1. Если контракт заключен с участником закупки, заявке которого присвоен второй номер, при уклонении победителя от заключения контракта, заказчик в течение 3-х рабочих дней с даты заключения контракта с указанным участником (второй номер) направляет в ФАС информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 104, а также выписку из протокола рассмотрения и оценки заявок или из протокола о результатах закупки, и иные свидетельствующие об отказе победителя от заключения контракта документы.
  2. Если единственный участник закупки, с которым заключается контракт, уклонился от заключения контракта, заказчик в течение 5-и рабочих дней с даты истечения указанного в документации о закупке срока подписания контракта направляет в ФАС, информацию, предусмотренную ч.3 ст.104, а также выписку из протокола рассмотрения и оценки заявок или из протокола о результатах закупки, заявке или предложению которого присвоен второй номер, и иные свидетельствующие об отказе победителя от заключения контракта документы.
  3. В случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение 3-х рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в ФАС информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 104, а также копию решения суда о расторжении контракта или в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

В течение 10-ти рабочих дней с даты поступления вышеуказанных документов и информации от заказчика, ФАС осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов. В случае подтверждения достоверности этих фактов ФАС включает информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 104, в реестр недобросовестных поставщиков в течение 3-х рабочих дней с даты подтверждения этих фактов [1].
Подводя итог можно сделать вывод, о том, что данный инструмент защиты интересов государственных и муниципальных заказчиков прозрачен, доступен и достаточно прост по своей процедуре, и с точки зрения эффективности  выполняет две функции:

  1. Недобросовестные поставщики отстраняются  от торгов.
  2. Представляет угрозу для репутации организации.

 Список источников:

  1. Федеральный закон №44 – ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05. 04. 2013года;
  2. Официальный сайт РФ - http://zakupki.gov.ru/.
0
Ваша оценка: Пусто