Ивашко Михаил Григорьевич,
ЧОУ ВПО «Омская юридическая академия», г Омск
Во все времена лица, которые намереваются, заключить какой – либо договор, контракт, стараются найти надёжных деловых партнёров. Деловая репутация контрагента не является объектом правого воздействия. И хотя в российском законодательстве нет прямой нормы, которая предоставляет правомочия владения деловой репутацией, возможность фиксирования положительной или отрицательной деловой репутации имеется.
- Торгово-промышленная палата РФ ведёт Реестр надёжных партнёров. Участие в таком информационном ресурсе свидетельствует о солидной деловой репутации организации.
- О деловой репутации может свидетельствовать членство в составе, какого – либо объединения предпринимателей.
- Доказательством положительной деловой репутации юридического лица может свидетельствовать положительная кредитная история, которая хранится в бюро кредитных историй.
Ежегодно в России заключается большое количество государственных и муниципальных контрактов, поэтому надёжность контрагента в сфере осуществления публичных закупок имеет важное, первостепенное значение.
Способом фиксации отрицательной деловой репутации является Реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Данный Реестр является механизмом, который призван обеспечить защиту государственных и муниципальных заказчиков от действий (бездействия) недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при заключении и исполнении государственных и муниципальных контрактов.
Прямого отношения к обеспечению защиты интересов публичных заказчиков РНП не имеет. Интересы заказчика нарушены фактом уклонения поставщика от заключения контракта или фактом нарушения им обязательств по контракту. Включение сведений о поставщике в РНП не приводит и не может привести к восстановлению прав заказчика.
Но включение в РНП, всё – же, служит достаточной мерой влияния на контрагентов, т.к. многие коммерческие структуры используют РНП для оценки своих потенциальных партнёров.
Информация о недобросовестных поставщиках размещается в единой информационной системе и доступна для ознакомления без взимания платы, поэтому с ней может ознакомиться любой желающий. В деловых кругах РНП называют «всероссийской доской позора».
В реестре размещается информация о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе):
- наименование, фирменное наименование юридического лица (при наличии) или фамилия, имя и отчество физического лица (при наличии);
- место нахождения юридического лица;
- наименование, идентификационный номер налогоплательщика юридического лица или для иностранного лица в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства - аналог идентификационного номера налогоплательщика, являющегося учредителем юридического лица, фамилии, имена, отчества (при наличии) учредителей, членов коллегиальных исполнительных органов, лиц, исполняющих функции единоличного исполнительного органа юридического лица;
- идентификационный номер налогоплательщика недобросовестного поставщика (подрядчика, исполнителя) (при наличии) или для иностранного лица в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства - аналог идентификационного номера налогоплательщика (при наличии).
Нормы об РНП впервые появились в ст. 19 закона о размещении заказов. Сейчас вопросы ведения РНП регламентируются в ст. 104 закона о контрактной системе.
В реестр недобросовестных поставщиков включаются на 2 года сведения об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контракта
Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется уполномоченным органом государственной власти по контролю в федеральной контрактной системе.
Включение сведений в РНП инициируется заказчиком, который обязан направить соответствующую информацию в ФАС России либо её территориальный орган по месту своего нахождения. Срок предоставления такой информации от 3 до 5 рабочих дней с момента возникновения обстоятельств, которые дают основания для рассмотрения вопроса о включении сведений в Реестр.
Сейчас отсутствие информации в РНП является единым требованием к участникам закупок, которому они должны соответствовать вне зависимости от способа осуществления закупки (п.6 ч. 1 ст. 31 закона о контрактной системе).
Поставщиком может быть обжаловано, в судебном порядке, включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки, уклонившемся от заключения контракта; о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт расторгнут, по решению суда, или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта; содержащаяся в реестре недобросовестных поставщиков информация (ст. 104 закона о контрактной системе).
Обжалование осуществляется путем подачи в арбитражный суд заявления о признании недействительным решения уполномоченного органа, о включении сведений об участнике закупки в реестр. Данное заявление может быть подано в течение 3 месяцев со дня вынесения соответствующего решения. Заявление рассматривается судом по правилам, установленным ст.ст. 197 – 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
В ч.ч. 20,21 ст. 112 закона о контрактной системе предусмотрены положения, которые обеспечивают «преемственность» между РНП , который был сформирован в соответствии с требованиями ст. 19 закона о размещении заказов, и новым РНП, формируемым на основании ст. 104 закона о контрактной системе.
С 1 января 2014 г. в РФ начали одновременно существовать два реестра недобросовестных поставщиков в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд: прежний реестр, предусмотренный Законом № 94-ФЗ, и новый реестр, введенный Законом о контрактной системе.
При этом между указанными реестрами существуют значительные отличия, в частности по Закону № 94-ФЗ в реестр подлежат включению только участники размещения заказа, а в новый реестр – сведения об участнике закупке, а также о его учредителях – физических лицах и об исполнительных органах управления.
Фактически с 1 января 2014 г. ФАС России вносит сведения о поставщиках только в новый реестр вне зависимости от того, когда на Официальном сайте было размещено извещение о начале этой закупки. Порядок внесения основан на ч. 21 ст. 112 Закона о контрактной системе, поскольку из нее следует, что через два года после вступления в силу Закона о контрактной системе прежний реестр недобросовестных поставщиков должен полностью утратить свое значение.
В связи с этим заказчики после 1 января 2014 г. направляют информацию об уклонившемся победителе в порядке и в объеме, предусмотренном ст. 104 Закона о контрактной системе.
Реестр ведется на государственном языке Российской Федерации. Наименования иностранных юридических и физических лиц могут быть указаны с использованием букв латинского алфавита.
Согласно п.20. Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (утв. постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. N 1062) с изменениями и дополнениями от 20 октября 2014 г. в целях защиты информации, включенной в реестр, обеспечивают:
- применение средств электронной подписи;
- применение средств антивирусной защиты;
- ведение электронных журналов учета операций, выполненных с помощью единой информационной системы в сфере закупок;
- ограничение доступа к техническим средствам, с помощью которых размещается и функционирует реестр;
- ежедневное копирование на резервный носитель содержащейся в реестре информации, обеспечивающее возможность ее восстановления;
- целостность размещенной в единой информационной системе в сфере закупок информации о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях);
- автоматическое исключение из реестра информации о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях) по истечении 2-летнего срока с даты внесения такой информации в реестр с сохранением указанной информации в архиве.
П.21. этого же постановления Программно-технические средства, с помощью которых осуществляется ведение реестра, должны обеспечивать:
- бесперебойную работу по ведению реестра, защиту информационных ресурсов от взлома и несанкционированного доступа;
- учет информации о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях), полученной уполномоченным органом в электронном виде и включенной в реестр;
- поиск информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в соответствии с информацией, предусмотренной пунктом 15;
- формирование по запросу посетителя единой информационной системы в сфере закупок справки о нахождении в реестре информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе).