Реализация конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей

Ордина Татьяна Константиновна,
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина», г. Сыктывкар
Научный руководитель: Осипова Людмила Валентиновна, доцент кафедры гражданского права и процесса, кандидат юридических наук

Число международных браков в Российской Федерации (РФ) в настоящее время увеличивается, этому способствуют процессы глобализации и либерализации миграционного законодательства. В случае расторжения такого союза перед родителями встает дилемма: с кем и где будет жить ребенок? В последнее время участились случаи противозаконного вывоза ребенка за границы РФ, невозвращения детей в страну проживания, отказа одного из родителей, живущего за рубежом РФ, в обеспечении доступа второго родителя, уроженца РФ, к общению с ребенком и оказанию влияния на его воспитание. Наиболее предпочтительным, согласно суждению многих правоведов, считается гражданско – правовой метод решения вопросов, возникающих в связи с международным похищением ребенка [10]. Данный метод применяется в Гаагской конвенции о гражданско – правовых аспектах международного похищения детей от 25 октября 1980 г [2].

Гаагская конференция по вопросам международного частного права разработала ряд нормативных актов с целью урегулирования споров о воспитании ребенка между родителями – гражданами различных стран, одним из таких актов является Конвенция о гражданско – правовых аспектах международного похищения детей [12]. Соучастниками являются 90 стран. В соответствии с ст.1, миссии этой Конвенции: обеспечение незамедлительного возвращения ребенка, противозаконно перемещенного либо удерживаемого в любом из договаривающихся государств; обеспечение того, чтобы права опеки и доступа результативно соблюдались в договаривающихся странах; установление государства, органы власти которого обладают юрисдикцией по принятию мер, устремленных в защиту личности либо имущества ребенка [9].

1 октября 2011 г. на территории РФ вступила в силу Конвенция о гражданско – правовых аспектах международного похищения ребенка 25 октября 1980 г.[7]. Современные ученые полагают, что присоединение РФ к Конвенции станет эффективной превентивной мерой, которая позволит свести к минимуму случаи похищения детей и послужит гарантией обеспечения защиты их прав и законных интересов.

Обратим внимание на ряд вопросов, возникающих при реализации настоящей Конвенции относительно РФ. На сегодняшний день сфера территориального воздействия Конвенции применительно к РФ ограничена. В соответствии с ст.37, Конвенция открыта для подписания государствами, которые являлись членами Гаагской конференции по международному частному праву в период проведения ее четырнадцатой сессии. Конвенция обладает юридической силой среди всех подписавших и ратифицировавших её государств, дополнительных соглашений не требуется. Любое другое государство имеет право только лишь присоединиться. Присоединение будет иметь силу исключительно в отношениях между присоединившимся государством и теми государствами, которые заявят о своем признании факта присоединения. По состоянию на 1 мая 2014 г. только лишь 35 из 92 государств утвердили Россию как участницу Конвенции (Франция, Испания, Греция, Япония, Аргентина, Украина и др.) Относительно ряда государств, не подтвердивших свое признание, положения Конвенции, в спорных моментах с россиянами, не могут применяться [11].

Важным для соблюдения положений Конвенции всеми государствами – участниками является установление каждым государством собственного центрального органа для выполнения обязанностей, возложенных Конвенцией, а также с целью обоюдного сотрудничества и взаимодействия (ст.7 Конвенции). Центральный орган страны, в которой пребывает ребенок, должен гарантировать соблюдение всех соответствующих мер с целью добровольного возврата детей. В РФ таким центральным органом является Министерство образования и науки РФ. Министерство осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно – правовому регулированию, в том числе в области опеки и попечительства, осуществляет разработку методических материалов по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних [4]. Согласно мнению отечественных научных работников, назначение Министерства юстиции, как центрального органа, представляется более оправданным, с учетом специфики полномочий, возложенных на центральные органы. К примеру: «Возбуждение судебного и административного разбирательства, проведение мероприятий по организации права на общение, обеспечение правовой помощи» (ст. 7 Конвенции)[1].

Возникает вопрос с самим понятием «похищение». Исходя из утверждений Конвенции, похищением детей признается перемещение ребенка одним родителем в отсутствии согласия другого родителя. Однако аналогичные действия в РФ никак не преследуются. В соответствии с ст.20 ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» [5], не достигший совершеннолетия гражданин имеет право выезжать из РФ хотя бы с одним из родителей, усыновителей, опекунов либо попечителей. Согласие другого родителя на выезд из РФ не требуется. Такого рода выезд несовершеннолетнего будет являться незаконным только лишь, в случае если будет заявлено несогласие иной стороны на выезд несовершеннолетнего (ст.21 ФЗ).

Согласно Конвенции передвижение либо удержание детей являются незаконными, в случае если они осуществляются с нарушением прав опеки, которыми были наделено конкретное физическое либо юридическое лицо, в соответствии с законодательством страны, в котором ребенок постоянно проживал. Отдельные положения российского законодательства не в полной мере соответствуют Конвенции, в частности, «право опеки». Согласно семейному законодательству РФ (ст. 64 СК), отец с матерью считаются легитимными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отсутствии специальных полномочий. Опека – это форма устройства малолетних граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане являются законными представителями подопечных и совершают с их имени и в их интересах все без исключения де-юре значимые действия. Таким образом, отец с матерью не наделяются правами опеки [6]. Между тем Конвенция исходит из обратного, «права опеки» включают права, относящиеся к заботе о личности ребенка, и в частности, право определять место жительства детей (ст. 5). Право заботиться о ребенке предоставлено, в первую очередь, родителям, которые выступают в западных правоотношениях опекунами для собственных детей. Кроме того, могут быть наделены правами опеки конкретное физическое лицо, учреждение, иная организация. Данные полномочия формируются в соответствии с законодательством, либо на основании судебного или административного решения, либо на основании соглашения, влекущего юридические последствия по законодательству данного государства (ст.3). Конвенция представляет более обширный список субъектов, которым дана возможность определять место жительства ребенка, и правовых оснований, гарантирующих указанным субъектам реализацию предоставленных им прав. Ввиду того, что в российском праве понятие «права опеки» отсутствует, а дискуссии чаще всего образуются непосредственно в связи с определением места жительства ребенка, при анализе дел с российской составляющей, толкование опеки как места жительства уже встречается на практике. Таким образом, происходит замена понятий, и термин «опека» некорректно применяется в значении «место жительства».

Следует обратить внимание на ещё один немало важный момент, Конституция РФ в ст.38 закрепляет следующее положение: «Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей» [3], СК РФ кроме того содержит нормы, поддерживающие принцип равенства прав и обязанностей родителей (п.1 ст.61). Лишение и ограничение родительских прав, ст.73 СК РФ, имеет место только лишь в случае виновного поведения родителей либо в случае, если оставление ребенка с родителями опасно по обстоятельствам, от родителей никак не зависящим. Таким образом, законодательство не предусматривает варианта «усечения» родительских прав, что в сути своей представляет «право доступа», закрепленное Конвенцией. «Право доступа» в ней раскрывается, как возможность брать ребенка на ограниченный период времени в иное место, нежели место его постоянного проживания, предполагает встречи, общение и участие в воспитании детей отдельно живущего родителя, не наделенного правами опеки. При расторжении союза родители своим соглашение определяют дальнейшее место жительства ребенка, в противном случае, место жительства ребенка определяют судебные органы (Ст.24 СК РФ). Равенство прав родителей в одинаковой мере сохраняется. Родитель, живущий отдельно (ст.66 СК РФ), оставляет положение законного представителя детей и имеет право предъявлять иск об определении места жительства детей с ним.

По своему правовому содержанию, общероссийский институт родительских прав и обязанностей схож с международным институтом совместной родительской опеки. При спорных моментах, относительно установления места жительства детей, суду необходимо принимать во внимание принцип равноправия прав родителей и о праве родителя, живущего отдельно от ребенка, в случае незаконного перемещения либо удержания детей, требовать его возвращения в Россию [13].

Еще недостаточно времени прошло для подведения результатов по вопросам использования Конвенции в РФ. Но РФ уже предприняла некоторые шаги для разрешения трудностей, связанных с применением Конвенции. Был принят Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 126-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с присоединением РФ к Конвенции о гражданско – правовых аспектах международного похищения детей» [8]. Этот закон предусматривает дополнения в Гражданский процессуальный Кодекс РФ; изменения в ФЗ «О исполнительном производстве» и «О судебных приставах», в Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности». Присоединение РФ к Конвенции – значительный прогресс, по сравнению с отсутствием взаимодействия, которое, вплоть до недавнего времени, прослеживалось в российской правовой сфере в области международного похищения детей.


Список литературы:

Нормативные правовые акты

  1. Административный регламент исполнения Рособрнадзором государственной функции по осуществлению контроля за деятельностью органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, утв. Приказом Минобрнауки России от 24 сентября 2010 г. Пункт 15. № 957.

  2. Конвенция о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей. [Электронный ресурс]. URL: http://www.conventions.ru/view_base.php?id=1717 (дата обращения: 05.03.2016)

  3. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ; от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ) // Российская газета. 1993. 25 декабря; 2009. 21 января; 2014. 7 февраля.

  4. Положение о Министерстве образования и науки, утв. Постановлением Правительства РФ от 15 мая 2010 г. № 337. П5.17.

  5. Федеральный закон от 15 августа 1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» // СЗ РФ. 1996. № 34. Ст. 4029.

  6. Федеральный закон Российской Федерации от 24.04.2008 № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" // Российская газета. 2008. 30 апреля.

  7. Федеральный закон от 31 мая 2011 г. № 102-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей» // СЗ РФ. 2011. №23. Ст. 3242.

  8. Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 126-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с присоединением Российской Федерации к Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей» // СЗ РФ. 2014. № 19. Ст.2331.

Научные статьи

  1. Кемппайнен О. Реализация Гаагской конвенции о защите детей в Финляндии и ее влияние на сотрудничество между Россией и Финляндией // Семейное и жилищное право. №1. 2014.

  2. Пато Э., Ростовцева Н.В.. Похищение детей: европейские и российские перспективы // Право. Журнал Высшей школы экономики. № 3. 2014.

  3. Ростовцева Н.В. О применении в России Гаагской конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей // Судья. № 8. 2014.

  4. Сухаренко А.Н. Международное похищение российских детей: правовые аспекты их возвращения // Международное публичное и частное право. №5. 2014.

  5. Тригубович Н.В., Семина Т.А. Конвенция о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей 1980 г. в российской правовой системе регулирования семейных отношений // Семейное и жилищное право. № 5. 2012.

0
Ваша оценка: Пусто