Реализация конституционного права на охрану здоровья в условиях прогресса

Ибрагимова Гузель Шарафутдиновна
магистрант Тюменского государственного университета

 

Уровень развития общества во многом зависит от эффективности работы системы здравоохранения. Особую актуальность приобретает развитие телемедицины как решение проблемы доступности здравоохранения в современных  российских реалиях. Данная специфика в науке нашла отражение  в понятии «телемедицина». Малинин В.С. под телемедициной понимает  «предоставление медицинских услуг медицинскими работниками с использованием информационно-коммуникационных технологий для обмена достоверной информацией в целях диагностики, лечения и профилактики заболеваний и травм» [2.3]. Однако можно ли доверять такое важное конституционное право на охрану здоровья в руки интернет-технологий? Отмечаем, телемедицина имеет как свои плюсы, так и недостатки.

Ширяева С.А. отмечает, что достоинством телемедицины является предоставление возможности специалистам ведущих медицинских учреждений мира обмениваться различной медицинской информацией с регионами и учреждениями с недостаточным количеством высококвалифицированных врачей. Зайцева Н.А, считает, что бонусом телемедицины является возможность   повышать качество и уровень диагностики, проводить непрерывное эффективное теоретическое и практическое обучение [2.2]. Отметим, что также плюсами телемедицины являются: предоставление возможности лечить пациентов, находящихся на расстоянии от медицинского учреждения, с помощью использования различных современных компьютерных и телекоммуникационных технологий.

Однако существуют и препятствия для развития и внедрения телемедицины, например: недостаток средств, отсутствие или недостаточное знание стандартов, отсутствие качественного телемедицинского оборудования и телефонной системы, отсутствие Интернет- соединения необходимой скорости, недостатки взаимодействующих интерфейсов, нехватка квалифицированных медицинских работников и т.д. Телемедицина, развиваясь во всём мире, доказывает свою действенность на практике и позитивно влияет на систему здравоохранения, повышая общее качество медицинских услуг.

В России сделаны первые шаги по урегулированию телемедицины. Федеральный закон от 29.07.2017 № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья» вносит определенные дополнения в правовое регулирование медицины в Российской Федерации. Теперь допускается в электронной форме оформлять информированное добровольное согласие пациента  на медицинское вмешательство или отказ от такого вмешательства. Пациент  либо его законный представитель также теперь имеют право по запросу, направленному в том числе в электронной форме, получать отражающие состояние здоровья пациента медицинские документы и выписки из них, в том числе в форме электронных документов [1.1]. Закон дополняется новой статьей 36.2. Особенности медицинской помощи, оказываемой с применением телемедицинских технологий. То есть теперь возможны несколько вариантов развития события. Медицинский работник с применением телемедицинских технологий может осуществлять сбор и анализ жалоб пациента, а также данных анамнеза, а затем принимать решение о необходимости проведения очного приема. В другом случае врач при проведении консультаций с применением телемедицинских технологий может осуществлять коррекцию ранее назначенного лечения при условии установления им диагноза и назначения лечения на очном приеме.  В третьем случае после обязательного очного приема лечащий врач может дистанционно наблюдать за состоянием здоровья пациента. Данное ограничение установлено законодателем в процессе принятия проекта Закона о телемедицине намеренно в связи с возникшей обеспокоенностью и неготовностью сферы здравоохранения к полному переходу на удаленное консультирование.

Медицинские учреждения теперь имеют право с согласия пациента или его законного представителя  выдавать медицинские заключения, справки, рецепты на лекарственные препараты и медицинские изделия в форме электронных документов с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника.

Большим плюсом является тот факт, что данные изменения, не требуют от субъектов их использования дополнительного лицензирования –  телемедицина на данном этапе может применяться в рамках действующих лицензий на осуществление медицинской деятельности. Как выше отмечалось лицензирование является новой и дополнительной нагрузкой на медицинские учреждения. Однако пока дополнительные лицензии не требуются [2.4]. 

С другой стороны, данные изменения отражают не все  возможности, которые могли бы использоваться в сфере российского здравоохранения. В других странах телемедицина ушла намного дальше, чем простое  дистанционное консультирование граждан. Однако важно, что законодателем сделан первый шаг в этом направлении. Новое регулирование фактически предусматривает плавный переход к инновационным методам взаимодействия субъектов сферы здравоохранения. Позитивен тот момент, что новым законом предусматривается создание и использование Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения в рамках федеральных государственных информационных систем в сфере здравоохранения, информационных систем Федерального фонда ОМС и его территориальных фондов, государственных информационных систем субъектов, медицинских информационных систем медицинских и фармацевтических организаций.

Существует риск навязывания пациентам дополнительных услуг со стороны посредников, работающих, в частных медицинских компаниях [2.1] . Это послужило одной из причин тому, что потенциально более широкие возможности применения телемедицины на стадии принятия проекта закона законодатель значительно ограничил

Также возникают вопросы и относительно технической стороны данного вопроса.  Далеко не все регионы могут быть надлежащим образом оснащены необходимыми технологическими средствами для практической реализации новых возможностей.  На местах в государственных медицинских учреждениях может образовываться дефицит финансирования. В этой связи частное здравоохранение может оказаться более гибким и быстрее приспособиться к инновационному подходу. Таким образом, как мы видим, существует  проблемы, затрудняющие развитие телемедицины. Однако введение закона о телемедицине в действие является первым и важным шагом на пути решения проблемы доступности здравоохранения.   Необходимо отметить, что  принятые изменения ставят конституционное право на охрану здоровья на новый уровень. Положено начало развития путей законного использования  информационных технологий в сфере телекоммуникаций при оказании медицинской помощи.  С развитием новых технологий и их активным внедрением в сфере здравоохранения, возможно, будет решен вопрос, который на протяжении многих лет волнует нашу власть и граждан:  доступности медицинской помощи.

Однако применение инновационных инструментов, которые приняты на данном этапе не ликвидирует проблему доступности здравоохранения. Это лишь маленький шаг на большом пути.  Скорее всего, данные изменения не способны снизить количество обращений к врачу, за исключением сфер, которые требуют лишь информирования пациента.

Но все стоит отметить, что ведение телемедицины  открывает новые возможности для эффективного и регулярного взаимодействия врача и пациента, доведения до пациента большего количества информации о методах, способах и средствах лечения, корректировке назначений, профилактики заболеваний, роста количества таких взаимодействий, для сбора информации о состоянии здоровья пациента, его систематического мониторинга. Это повлечет за собой формирование в секторе здравоохранения нового рынка телемедицины, функционирующего на легальных основаниях, создаст новый рынок для поставщиков аппаратных и программно-аппаратных решений.


Список литературы

Нормативные правовые акты

  1. Федеральный закон от 29.07.2017 № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья» // Российская газета. – 2017. – № 172.

Научная литература

  1. Герасименко И.Н. Некоторые подходы к оценке удовлетво‑ ренности телемедицинскими технологиями // Профессия и здоровье: материалы VI Всероссийского конгресса. М.: Дельта, 2007. С. 418–420.
  2. Зайцева Н.А., Ширяева А.С. Телемедицина в современной системе здравоохранения /Н.А. Зайцева,  А.С. Ширяев // Бюллетень медицинских интернет-конференций. - 2016. - Т. 6.  -№ 1. - С. 58.
  3. Малинин В.С. Телемедицина и телемедицинская техника / В.С. Малинин // Медицинские технологии и оборудование. Забайкал. гос. ун-т. - 2014. - С. 95.
  4. Овчинников В.В. Телемедицина: проблемы правового регулирования /В.В. Овчинников // Тихоокеанский медицинский журнал.- 2013.- № 3
0
Ваша оценка: Пусто