Развитие малого предпринимательства в РФ

Тарасюк Н.,
ЧОУ ВПО «Омская юридическая академия»
Научный руководитель: к.э.н., доцент кафедры экономики и менеджмента Немцова Н.В.

 

Малый бизнес в рыночной экономике — ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Во многих развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70% ВНП.

К сожалению, в России малый бизнес находится на начальном этапе развития. Несмотря на принимаемые правительством меры поддержки малого предпринимательства, его деятельность ограничена рядом проблем. Количественные показатели в несколько раз уступают соответствующим показателям развитых стран.

Важным инструментом государственного содействия малым предприятиям в большинстве промышленно развитых стран является система государственных заказов. Данная форма отношений позволяет обеспечить малому бизнесу гарантированный рынок сбыта, ускорить процесс накопления капитала, расширить производственные мощности, укрепить конкурентоспособность, модернизировать оборудование и многое другое.
Одним из важных инструментов государственного содействия развитию мелкого бизнеса является прямая финансовая помощь, которая осуществляется посредством льготного субсидирования малых фирм, предоставления гарантий при получении ими займов из других источников и льготного налогообложения.

Вопреки существующим мифам о высокой рискованности вложений в малый бизнес опыт прошедших лет показал, что кредитование малых предприятий, при умелой организации работы, является менее рисковым, чем кредитование крупных предприятий. Все клиенты-заемщики малых предприятий Фонда поддержки бизнеса возвращают средства полностью и в срок.
Программа микрофинансирования малых предприятий показала свою жизненность и безусловную полезность. Используя механизмы микрокредитования, многие организации, располагая небольшими средствами, позволили начать свое дело большому количеству малых предприятий и предпринимателей.

Как показало время, малое предпринимательство постепенно (хотя и не настолько быстро, как предполагалось) начинает занимать определенное место в хозяйстве страны. По состоянию на 1 января 2009 г. в России действовало 868 тыс. малых предприятий (по сравнению с их количеством на 1 января 2000 г. прирост составил лишь 6,9 тыс. малых предприятий, или 0,8%).
Основным источником финансирования текущей деятельности предприятия и средствами на развитие, по прежнему, остаются личные сбережения предпринимателей (31%) и собственная прибыль предприятия (54%). Средства учредителей, заемные и кредитные средства привлекаются в менее, чем 20% случаев. Финансовая поддержка специализированных фондов и организаций привлекается крайне редко - менее 3%.

В настоящее время перед предпринимательством в России стоит целый ряд проблем:

1. Недостаточная ресурсная база, несовершенство законодательной базы, отсутствие системы глубокого анализа деятельности предприятий, но, зная причины возникновения, все их можно решить.
2. Недостаточная ресурсная база (материально-техническая и финансовая):
причина - создание сектора предпринимательства на пустом месте;
пути решения - льготное кредитование и налогообложение приоритетных сфер экономики.
3. Несовершенство законодательной базы:
причина - нет единой законодательной основы;
пути решения - совершенство законодательства и усиление контроля за его выполнением.
3. Отсутствие системы глубокого анализа деятельности предприятий:
причина - нет учета результатов их работы, несовершенство отчетности;
пути решения - разработка методик по диагностированию деятельности предприятий.
4. Слабое материально-техническое обеспечение:
причина - ограничен доступ к высоким технологиям, отсутствуют машины и оборудование;
пути решения - распространение передового опыта.
5. Кадры:
причина - низкий культурно-технический уровень участников предпринимательства;
пути решения - их обучение и социальная дифференциация.
6. Отсутствие возможности производить продукцию с длительным производственным циклом, включая наукоемкую:
причина - отсутствие финансовых возможностей на эти цели;
пути решения - развитие форм сотрудничества в деловом мире.
7. Слабая государственная поддержка:
причина - бюджетные ограничения, бюрократическая волокита;
пути решения - разработка муниципальных программ по развитию предпринимательства.

Для развития предпринимательства в России нужна специальная программа, которая должна включать:
- создание стабильного хозяйственного законодательства;
- образование государственно-общественных инвестиционных, страховых и информационных фондов для содействия предпринимателям;
- построение региональной рыночной инфраструктуры (учебные, консультационные, сертификатные центры);
- введение соответствующего налогового, валютно-ценового и антимонопольного регулирования которое сделало бы невыгодным обман партнеров.

0
Ваша оценка: Пусто