Развитие малого предпринимательства в Омской области

Сапожникова Л.С.,
студент ЧОУ ВО Омская юридическая академия

 

Все мы знаем, что предпосылки предпринимательства уходят в глубокую древность. Всему предшествовало разделение труда и развитие торговли. Проблемы экономического развития России,  и ее регионов считаются, весьма актуальными  посей день. А формирование малого предпринимательства и предпринимательской инициативы, являются необходимыми условиями успешного развития страны.

При развитии предпринимательства, прежде всего, повышается занятость населения, так как появляются новые рабочие места. И прямым доказательством этому служит тот факт, что  малый и средний бизнес России – это 5,6 млн. субъектов малого и среднего предпринимательства, на которых официально занят каждый четвертый работник. [1]. Россия на данный момент находится на стадии формирования такого бизнеса. В большей степени, сектор малого бизнеса сосредоточен в сферах торговли и предоставления услуг. Следует вывод, что  малые предприятия не оказывают воздействия на инновационную деятельность страны.  На развитие предпринимательства в России оказывают влияние ряд факторов, в числе которых выделяют следующие:

  • проблемы в нахождении рынков сбыта продукции;
  • нестабильность законодательства;
  • высокие налоговые ставки;
  • высокие издержки;
  • недоступность финансирования. [1]

Не смотря, на проблемы, которые препятствуют развитию предпринимательства в стране, оно все больше набирает обороты. В Российской Федерации сформирована система государственной и муниципальной поддержки предпринимательства. Как на  макро, так и на микроуровне это программы поддержки предпринимательства и различные фонды поддержки и развития. Согласно утвержденной, правительством РФ, «Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года», планируется достижение следующей цели: «Развитие сферы малого и среднего предпринимательства как одного из факторов, с одной стороны, инновационного развития и улучшения отраслевой структуры экономики, а с другой стороны, - социального развития и обеспечения стабильно высокого уровня занятости» [2], а также решение вышеобозначенных препятствий развития бизнеса.
Для того чтобы иметь представление о фактическом  положении предпринимательства в Омской области, проведем статистический анализ малого предпринимательства России и Омской области с 2011г. по 2014г., см.табл. 1-6. Все таблицы составлены на основе  статистики, взятой с сайта федеральной государственной службы статистки [3].

Таблица 1
Малые предприятия в РФ


Год

Количество предприятий, единиц.

Темп роста, %

2011

1 836 432

-

2012

2 003 038

109,07

2013

2 063 126

103,00

2014

2 103 780

101,97

Согласно данным федеральной службы государственной статистики, малое предпринимательство в России не перестает развиваться. Так, в 2012г. количество малых предприятий Российской Федерации возросло на 9,07%, в последующие годы темп роста сократился до 1-3%,см.табл 1. В конечном итоге, число малых предприятий России возросло на 14,56%.

Таблица 2
Доля малых предприятий  Омской области в общей сумме предприятий по России


Год

Количество предприятий, единиц.

Удельный вес Омских предприятий, %

Всего в России

в Омской области

2011

1 836 432

23 616

1,29

2012

2 003 038

26 328

1,31

2013

2 063 126

29 204

1,42

2014

2 103 780

30 595

1,45

В Омской области прирост предприятий за четыре года составляет 29,55% и по состоянию, на конец, 2014г. было зарегистрировано уже 30 595 предприятий, что в общей сумме по России составляло 1,45% (2011г. – 1,29%), см.табл. 2.

Таблица 3
Малые предприятия по Сибирскому федеральному округу


Область/ край

Количество предприятий, единиц.

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

1. Новосибирская область

62 152

60 201

62 798

76 450

2. Красноярский край

35 781

51 190

52 384

53 495

3.Алтайский край

31 548

35 824

35 596

31 963

4.Кемеровская область

29 291

33 539

33 585

33 808

5. Омская область

23 616

26 328

29 204

30 595

ИТОГО (в пятерке)

182 388

207 082

213 567

226 311

ИТОГО ПО Сибирскому Федеральному округу

245 064

277 723

290 066

302 035

По Сибирскому федеральному округу Омская область в период с 2011г. по 2014г. входила в пятерку наиболее развитых в сфере предпринимательства, областей и стабильно занимала пятое место, как и лидер списка, Новосибирская область. Разница по количеству предприятий в Сибирском федеральном округе между первым и пятым местом также оставалась стабильной, в пределах 33 594 и 38 536 предприятий, за исключением 2014г. В 2014г. в Новосибирской области резко возросло количество предпринимателей на 12,18%. А Омская область, на долю которой в 2011г. приходилось 9,64% всех предприятий Сибирского федерального округа, увеличилась  до 10,13%.
Не смотря на то, что по сравнению с 2011г. изменение доли предпринимательства Омской области в России в целом не так уж и значительно, малый бизнес нашего региона не стоит на месте. Следует, конечно, заметить, что население нашей страны с опасением относиться к любому бизнесу, будь то малый бизнес, или крупные предприятия. Любая  предпринимательская деятельность  влечет за собой риски и не каждый готов рисковать. Согласно исследованию «Amway Global Entrepreneurship Report 2013», положительную оценку предпринимательству дали 65% россиян [1]. Большую роль в развитии этой сферы, не только в Омской области, но и по всей стране, играет привлечение молодежи. С 2009г. реализуется программа «ТЫ – предприниматель» Минэкономразвития России. Основная цель этой программы — формирование у молодых людей системы знаний и навыков, необходимых для открытия и успешного развития собственного дела. Уже есть результаты! Примерно 700 тысяч людей молодого населения приняло участие в этой программе и с начала ее реализации открыто более 10 тысяч новых предприятий.
Как уже был сказано выше, в России существуют различные программы и фонды по развитию и поддержке предпринимательства. Все они постоянно совершенствуются. Также, регулярно проводятся различные конкурсы на поддержку малого бизнеса.
Из всего выше сказанного мы можем заключить, что Омская область, как и другие субъекты России, имеет все шансы и условия на развитие предпринимательского сектора, несмотря на существующие недостатки, в этой сфере. Однако успешность этих шансов будет зависеть от нас самих!

Список использованных источников:

  1. Доклад о мерах по развитию малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, 2015.
  2. Стратегия развития малого и среднего предпринимательства на период до 2030 года, от 2 июня 2016.
  3. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru
0
Ваша оценка: Пусто