Развитие иноязычных коммуникативных умений школьников в процессе реализации международного интернет-проекта

Терлеева Виктория Игоревна
Омский государственный педагогический университет, г.Омск 

 

На сегодняшний день существует достаточно много возможностей, чтобы установить контакт на иностранном языке. Это можно сделать как с помощью носителя языка, так и благодаря компьютерным телекоммуникациям. В связи с этим главным средством для создания нового информационного поля является телекоммуникационный проект. Такие проекты дают возможность раскрыть учебный процесс по иностранному языку с новой стороны, обеспечивают широкий доступ к информации и интерактивный диалог. Важным значением в международных телекоммуникационных проектах является межкультурное обучение, предполагающие виртуальное взаимодействие представителей различных культур, в ходе которого появляются перспективы познания иноязычной культуры. [4]

В современном образовательном процессе цель обучения иностранных языков заключается в формировании иноязычной коммуникативной компетенции. Данная цель способствует межличностному и межкультурному общению с носителями языка. [1, с. 4] Для осуществления межкультурного общения необходима переориентация методических исследований для того, чтобы развивать коммуникативные умения, которые являются неотъемлемыми элементами иноязычной коммуникативной компетенции, соответственно, организационный процесс обучения иностранным языкам нуждается в некоторых изменениях. Ведущим компонентом в коммуникативной компетенции являются коммуникативные умения, эффективное развитие которых зависит от того, какие методы, приемы и технологии обучения учитель демонстрирует на уроке иностранного языка, выступающий как средство общения. В методике преподавания иностранного языка под коммуникативными умениями подразумеваются речевые умения, то есть умения творческого характера, при которых иностранный язык используется как средство общения в различных ситуациях. Такие речевые умения – это овладение определенного уровня языка на конкретном этапе обучения, так как благодаря знанию определенных свойств личности конкретного возраста правильно определяется содержание и форма обучения иностранного языка. [2, с. 134]

С течением времени в систему образования внедряются новые методы обучения, особую значимость приобретает исследование и введение эффективных инноваций в традиционную форму обучения, а также поиск иных форм вне её рамок. Данные методы основываются на принципе саморазвития и активности личности обучающегося, одним из которых, в первую очередь, является метод проектов. Именно данный метод формирует стиль мышления, развивает и позволяет раскрыть творческий потенциал личности, а также соединяет теоретические и практические составляющие деятельности человека. Приоритет переходит к учебной деятельности, где субъект - обучающийся, а учитель занимает роль тьютора, то есть он советует, наставляет и помогает учащимся. Именно проектная деятельность раскрывает такую позицию в большей степени, так как она направлена на духовное и профессиональное становление личности ребенка через организацию активных способов действий. Организованная групповая работа в проекте дает возможность приобретать коммуникативные навыки и умения.

Учащиеся учатся самостоятельно решать проблемы, интегрируя для этого знания из различных областей, используя разнообразные методы, умения устанавливать причинно-следственные связи, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения. Проектная методика становится популярнее с каждым днем, так как заметна ее эффективность, учащиеся выходят на новый уровень обученности.

В настоящее время особое место в образовательном процессе школы занимают международные телекоммуникационные проекты, появление которых связано с развитием современных информационных технологий. Такие проекты представляют особый интерес для иностранного языка, так как формируется потребность в языковом общении, формируется глобальное мышление, создаются условия для межкультурного общения. Глобальная сеть Интернет дает возможность получать необходимую информацию, при этом участники могут находиться в любой точке земного шара. Осуществление обмена информации происходит с помощью электронной почты, телеконференций в режиме реального времени, чат-технологии.

Телекоммуникационный проект включает в себя следующие виды проектов: языковые телекоммуникационные проекты; культурологические проекты; игровые или ролево-игровые проекты.

Телекоммуникационные проекты рассматриваются только в общей концепции обучения и воспитания, и организация которых требует тщательной подготовки, в том числе и взаимодействие не только преподавателей, но и обучающихся. Для того, чтобы рационально организовать совместную деятельность учащихся телекоммуникационного проекта, где участвуют представители разных стран, необходима четкая согласованность действий. Поэтому почти все виды проектов предусматривают использо­вание исследовательских методов для решения заложен­ной в них проблемы. Любой международный телекоммуникационный проект проводится поэтапно для достижения максимальной результативности проектной работы. [3, с.179] Следующие этапы, предлагаемые Е. С. Полат, рассмотрим на основе реализации международного интернет-проекта «Music is the universal language of the world» с учениками 6 класса из Омска и их сверстниками из Швеции:

Первый этап – организационный, включающий представление и поиск партнеров, и занимающий примерно от 1 до нескольких недель, так как найти партнеров считается одним из проблемных заданий. Если же найдены зарубежные партнеры, заинтересовавшиеся данной проблемой, нужно пройти стадию знакомства, используя представительские письма или Web-страницы своих школ. В нашем случае партнер из зарубежной школы был уже определен, что не составило трудностей для выполнения первого шага. Ученики из Швеции постоянно принимают участие в различных проектах, поэтому были заинтересованы в нашем международном интернет-проекте. Второй этап – выбор и обсуждение главной идеи будущего проекта, включающий определение целей и задач. Постановка таких вопросов как: Зачем этот проект? Что узнают ученики? Чему научатся? Уточняется тема проекта, благодаря которой ученики получат определенную информацию, при­обретут необходимые навыки.  Происходит обсуждение стратегии, чтобы достичь поставленные цели.  Этап проводится состоявшимися учительскими парами при участии координаторов с обеих сторон. Изначально нами были подобраны наиболее актуальные темы, которые ученики проходят в средней школе; по электронной почте было отправлено письмо координатору из Швеции, чтобы согласовать конкретную тему для дальнейшей работы. Данный класс проходил одну из тем, касающейся музыки, на которой и был остановлен наш выбор. Третий этап - обсуждение методических аспектов и организация работы учащихся на уроке или во внеурочное время. Данный этап подразумевает работу координатора (лично или по сети) индивидуально с каждым учителем, так как в международных проектах должна учитываться разница в методических подходах партнеров разных стран к решению одних и тех же учебных задач. Эту стадию можно не соблюдать, во избежание непонимания предмета обсуждения с обеих сторон. Выходом из такой ситуации является предоставление каждому учителю действовать по своему усмотрению в рамках привычных для него мето­дических концепций. Для выполнения этого этапа был разработан план, который включал перечень всех предполагаемых заданий. С данным планом был также ознакомлен координатор из Швеции, который одобрил дальнейшую совместную работу.  Четвертый этап - структурирование проекта с выделением подзадач для определенных групп учащихся, подбор необходимых ма­териалов, где опре­деляются планируемые результаты и способы их реше­ния, оформления. Происходит выделение этапов и их задач, распределение между группами учащихся с учетом их интересов. В разработке предстоящей проектной деятельности принимала участие только одна сторона. На площадке для реализации дистанционных технологий образовательный портал «Школа» (school.omgpu.ru) были структурированы задания для обучающихся, которые включали в себя: во-первых, знакомство, которое проходило в виде форума, во-вторых, входной контроль по теме «Hobby»,  и, в-третьих, блок заданий по теме «Music». Последний блок заданий состоял из: обсуждения музыкальных вкусов; просмотр проблемного видео-интервью, после чего выполнялось задание на понимание увиденного в виде теста; дискуссия на главный вопрос «What about classical music?  Do you think classical music is dying?»; последнее задание - презентации участников. Пятый этап – работа над проектом. На данной стадии разрабатываются задания для каждой группы учащихся, учитель только консультирует участников, не вмешиваясь в работу группы. Происходит интенсивный обмен информацией, мне­ниями, которые получены результатами между партнерскими группами разных школ. Участники проекта получили свои пароли и логины для входа на образовательный портал. По электронной почте им были отправлены письма с приглашением для участия в проекте. В ходе реализации учащиеся всегда оповещались перед открытием нового задания на портале. Ученики с интересом знакомились друг с другом, выполняли задания, где получали новые знания и опыт общения с зарубежными школьниками. Ребята работали самостоятельно, учитель занимал роль тьютора.  Шестой этап - подведение итогов, оформление результатов. Совместно с партнерами или по отдельности группы приходят к обобщению результатов своей работы. Работа оформляется в виде какого-то творческого продукта, например, книга, журнал, видеофильм. Участники проекта делятся рандомным образом на пары для выполнения заключительного креативного задания. В парах ребята должны были подготовить презентацию PowerPoint, в которой рассказывали про своего любимого певца или любимую музыкальную группу. Для осуществления коммуникации ребята использовали электронную почту, чтобы обсудить свои музыкальные предпочтения и идеи.  Седьмой этап – презентация проекта. Участники решают, где презентовать готовый проект: телеконференция в Интернете, школьная конференция и т.д., либо размещают свой проект на специальной Web-странице своей школы или школы партнера в Интернет. В процессе презентации участники дискутируют, задают любые вопросы по теме исследования, получают аргументированные отве­ты со стороны разработчиков. Учащиеся, после подготовки парных работ, загружали свои презентации на портал в форум, где происходило обсуждение и комментирование других работ, высказывались пожелания и предложения. Для достижения результата необходимо соблюдать представленные этапы международного телекоммуникационного проекта.

Специфика международных проектов заключается в том, что они межпредметны. Международные проекты, организованные в сети Интернет, содержат проблему, для решения которой требуется глубокая интеграция знания, предполагающая не только знания предмета исследуемой проблемы, но и знания особенностей национальной культуры партнера, особенностей его мироощущения. Проблема должна быть одинаково интересна и значима для участников разных стран проекта при ее исследовании и решении. Это создает естественную языковую среду, так как проблема обсуждается на иностранном языке, который принят для общения в данном сообществе участников. В связи с этим язык выступает средством формирования и формулирования мыслей в процессе межкультурного взаимодействия, что говорит о диалоге культур, происходящий с первых же обменов представительскими письмами. 

Таким образом, метод проектов – это один из способов достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, в основе которого лежит развитие познавательных навыков учащихся, развитие критического и творческого мышления, умений самостоятельно конструировать свои знания, а также умений ориентироваться в информационном пространстве.

Международный интернет-проект - совместная деятельность представителей двух или более стран, в ходе которой повышается уровень владения языком, развивается общий кругозор, учащиеся овладевают социокультурным материалом о родной стране и стране изучаемого языка, а также развивают социокультурные и речевые умения в процессе решения исследуемой проблемы.

Список литературы:

  1. Бим И.Л., Биболетова М.З., Щепилова А.В., Копылова В.В. Иностранный язык в системе школьного филологического образования (концепция)./Иностранные Языки в Школе.-2009.-№1.
  2. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам: лингводидактика и методика: учеб. пособие для студентов лингв. ун-ов и фак. ин.яз. высш. пед. учеб. заведений / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. - М.: Акдемия, 2009. - 336 с.
  3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С.Полат, М. Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е.Петров; Под ред. Е.С.Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 224 с.
  4. https://studbooks.net/1954800/pedagogika/vvedenie
0
Ваша оценка: Пусто