Терлеева Виктория Игоревна
Омский государственный педагогический университет, г.Омск
На сегодняшний день существует достаточно много возможностей, чтобы установить контакт на иностранном языке. Это можно сделать как с помощью носителя языка, так и благодаря компьютерным телекоммуникациям. В связи с этим главным средством для создания нового информационного поля является телекоммуникационный проект. Такие проекты дают возможность раскрыть учебный процесс по иностранному языку с новой стороны, обеспечивают широкий доступ к информации и интерактивный диалог. Важным значением в международных телекоммуникационных проектах является межкультурное обучение, предполагающие виртуальное взаимодействие представителей различных культур, в ходе которого появляются перспективы познания иноязычной культуры. [4]
В современном образовательном процессе цель обучения иностранных языков заключается в формировании иноязычной коммуникативной компетенции. Данная цель способствует межличностному и межкультурному общению с носителями языка. [1, с. 4] Для осуществления межкультурного общения необходима переориентация методических исследований для того, чтобы развивать коммуникативные умения, которые являются неотъемлемыми элементами иноязычной коммуникативной компетенции, соответственно, организационный процесс обучения иностранным языкам нуждается в некоторых изменениях. Ведущим компонентом в коммуникативной компетенции являются коммуникативные умения, эффективное развитие которых зависит от того, какие методы, приемы и технологии обучения учитель демонстрирует на уроке иностранного языка, выступающий как средство общения. В методике преподавания иностранного языка под коммуникативными умениями подразумеваются речевые умения, то есть умения творческого характера, при которых иностранный язык используется как средство общения в различных ситуациях. Такие речевые умения – это овладение определенного уровня языка на конкретном этапе обучения, так как благодаря знанию определенных свойств личности конкретного возраста правильно определяется содержание и форма обучения иностранного языка. [2, с. 134]
С течением времени в систему образования внедряются новые методы обучения, особую значимость приобретает исследование и введение эффективных инноваций в традиционную форму обучения, а также поиск иных форм вне её рамок. Данные методы основываются на принципе саморазвития и активности личности обучающегося, одним из которых, в первую очередь, является метод проектов. Именно данный метод формирует стиль мышления, развивает и позволяет раскрыть творческий потенциал личности, а также соединяет теоретические и практические составляющие деятельности человека. Приоритет переходит к учебной деятельности, где субъект - обучающийся, а учитель занимает роль тьютора, то есть он советует, наставляет и помогает учащимся. Именно проектная деятельность раскрывает такую позицию в большей степени, так как она направлена на духовное и профессиональное становление личности ребенка через организацию активных способов действий. Организованная групповая работа в проекте дает возможность приобретать коммуникативные навыки и умения.
Учащиеся учатся самостоятельно решать проблемы, интегрируя для этого знания из различных областей, используя разнообразные методы, умения устанавливать причинно-следственные связи, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения. Проектная методика становится популярнее с каждым днем, так как заметна ее эффективность, учащиеся выходят на новый уровень обученности.
В настоящее время особое место в образовательном процессе школы занимают международные телекоммуникационные проекты, появление которых связано с развитием современных информационных технологий. Такие проекты представляют особый интерес для иностранного языка, так как формируется потребность в языковом общении, формируется глобальное мышление, создаются условия для межкультурного общения. Глобальная сеть Интернет дает возможность получать необходимую информацию, при этом участники могут находиться в любой точке земного шара. Осуществление обмена информации происходит с помощью электронной почты, телеконференций в режиме реального времени, чат-технологии.
Телекоммуникационный проект включает в себя следующие виды проектов: языковые телекоммуникационные проекты; культурологические проекты; игровые или ролево-игровые проекты.
Телекоммуникационные проекты рассматриваются только в общей концепции обучения и воспитания, и организация которых требует тщательной подготовки, в том числе и взаимодействие не только преподавателей, но и обучающихся. Для того, чтобы рационально организовать совместную деятельность учащихся телекоммуникационного проекта, где участвуют представители разных стран, необходима четкая согласованность действий. Поэтому почти все виды проектов предусматривают использование исследовательских методов для решения заложенной в них проблемы. Любой международный телекоммуникационный проект проводится поэтапно для достижения максимальной результативности проектной работы. [3, с.179] Следующие этапы, предлагаемые Е. С. Полат, рассмотрим на основе реализации международного интернет-проекта «Music is the universal language of the world» с учениками 6 класса из Омска и их сверстниками из Швеции:
Первый этап – организационный, включающий представление и поиск партнеров, и занимающий примерно от 1 до нескольких недель, так как найти партнеров считается одним из проблемных заданий. Если же найдены зарубежные партнеры, заинтересовавшиеся данной проблемой, нужно пройти стадию знакомства, используя представительские письма или Web-страницы своих школ. В нашем случае партнер из зарубежной школы был уже определен, что не составило трудностей для выполнения первого шага. Ученики из Швеции постоянно принимают участие в различных проектах, поэтому были заинтересованы в нашем международном интернет-проекте. Второй этап – выбор и обсуждение главной идеи будущего проекта, включающий определение целей и задач. Постановка таких вопросов как: Зачем этот проект? Что узнают ученики? Чему научатся? Уточняется тема проекта, благодаря которой ученики получат определенную информацию, приобретут необходимые навыки. Происходит обсуждение стратегии, чтобы достичь поставленные цели. Этап проводится состоявшимися учительскими парами при участии координаторов с обеих сторон. Изначально нами были подобраны наиболее актуальные темы, которые ученики проходят в средней школе; по электронной почте было отправлено письмо координатору из Швеции, чтобы согласовать конкретную тему для дальнейшей работы. Данный класс проходил одну из тем, касающейся музыки, на которой и был остановлен наш выбор. Третий этап - обсуждение методических аспектов и организация работы учащихся на уроке или во внеурочное время. Данный этап подразумевает работу координатора (лично или по сети) индивидуально с каждым учителем, так как в международных проектах должна учитываться разница в методических подходах партнеров разных стран к решению одних и тех же учебных задач. Эту стадию можно не соблюдать, во избежание непонимания предмета обсуждения с обеих сторон. Выходом из такой ситуации является предоставление каждому учителю действовать по своему усмотрению в рамках привычных для него методических концепций. Для выполнения этого этапа был разработан план, который включал перечень всех предполагаемых заданий. С данным планом был также ознакомлен координатор из Швеции, который одобрил дальнейшую совместную работу. Четвертый этап - структурирование проекта с выделением подзадач для определенных групп учащихся, подбор необходимых материалов, где определяются планируемые результаты и способы их решения, оформления. Происходит выделение этапов и их задач, распределение между группами учащихся с учетом их интересов. В разработке предстоящей проектной деятельности принимала участие только одна сторона. На площадке для реализации дистанционных технологий образовательный портал «Школа» (school.omgpu.ru) были структурированы задания для обучающихся, которые включали в себя: во-первых, знакомство, которое проходило в виде форума, во-вторых, входной контроль по теме «Hobby», и, в-третьих, блок заданий по теме «Music». Последний блок заданий состоял из: обсуждения музыкальных вкусов; просмотр проблемного видео-интервью, после чего выполнялось задание на понимание увиденного в виде теста; дискуссия на главный вопрос «What about classical music? Do you think classical music is dying?»; последнее задание - презентации участников. Пятый этап – работа над проектом. На данной стадии разрабатываются задания для каждой группы учащихся, учитель только консультирует участников, не вмешиваясь в работу группы. Происходит интенсивный обмен информацией, мнениями, которые получены результатами между партнерскими группами разных школ. Участники проекта получили свои пароли и логины для входа на образовательный портал. По электронной почте им были отправлены письма с приглашением для участия в проекте. В ходе реализации учащиеся всегда оповещались перед открытием нового задания на портале. Ученики с интересом знакомились друг с другом, выполняли задания, где получали новые знания и опыт общения с зарубежными школьниками. Ребята работали самостоятельно, учитель занимал роль тьютора. Шестой этап - подведение итогов, оформление результатов. Совместно с партнерами или по отдельности группы приходят к обобщению результатов своей работы. Работа оформляется в виде какого-то творческого продукта, например, книга, журнал, видеофильм. Участники проекта делятся рандомным образом на пары для выполнения заключительного креативного задания. В парах ребята должны были подготовить презентацию PowerPoint, в которой рассказывали про своего любимого певца или любимую музыкальную группу. Для осуществления коммуникации ребята использовали электронную почту, чтобы обсудить свои музыкальные предпочтения и идеи. Седьмой этап – презентация проекта. Участники решают, где презентовать готовый проект: телеконференция в Интернете, школьная конференция и т.д., либо размещают свой проект на специальной Web-странице своей школы или школы партнера в Интернет. В процессе презентации участники дискутируют, задают любые вопросы по теме исследования, получают аргументированные ответы со стороны разработчиков. Учащиеся, после подготовки парных работ, загружали свои презентации на портал в форум, где происходило обсуждение и комментирование других работ, высказывались пожелания и предложения. Для достижения результата необходимо соблюдать представленные этапы международного телекоммуникационного проекта.
Специфика международных проектов заключается в том, что они межпредметны. Международные проекты, организованные в сети Интернет, содержат проблему, для решения которой требуется глубокая интеграция знания, предполагающая не только знания предмета исследуемой проблемы, но и знания особенностей национальной культуры партнера, особенностей его мироощущения. Проблема должна быть одинаково интересна и значима для участников разных стран проекта при ее исследовании и решении. Это создает естественную языковую среду, так как проблема обсуждается на иностранном языке, который принят для общения в данном сообществе участников. В связи с этим язык выступает средством формирования и формулирования мыслей в процессе межкультурного взаимодействия, что говорит о диалоге культур, происходящий с первых же обменов представительскими письмами.
Таким образом, метод проектов – это один из способов достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, в основе которого лежит развитие познавательных навыков учащихся, развитие критического и творческого мышления, умений самостоятельно конструировать свои знания, а также умений ориентироваться в информационном пространстве.
Международный интернет-проект - совместная деятельность представителей двух или более стран, в ходе которой повышается уровень владения языком, развивается общий кругозор, учащиеся овладевают социокультурным материалом о родной стране и стране изучаемого языка, а также развивают социокультурные и речевые умения в процессе решения исследуемой проблемы.
Список литературы:
- Бим И.Л., Биболетова М.З., Щепилова А.В., Копылова В.В. Иностранный язык в системе школьного филологического образования (концепция)./Иностранные Языки в Школе.-2009.-№1.
- Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам: лингводидактика и методика: учеб. пособие для студентов лингв. ун-ов и фак. ин.яз. высш. пед. учеб. заведений / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. - М.: Акдемия, 2009. - 336 с.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С.Полат, М. Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е.Петров; Под ред. Е.С.Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 224 с.
- https://studbooks.net/1954800/pedagogika/vvedenie