Прусский «след» в «Конституции Великой Японской Империи»1889 г.

Чепурко Анастасия Алексеевна
Сибирский юридический университет

 

Целью данной статьи является рассмотрение предпосылок и процесса складывания в Японии прусского варианта государственно-правовой системы по конституции 1889 г.

Первая конституция Японии была дарована императором Муцухито (Мейдзи) в 1889 г. и стала главным политико-правовым итогом революции Мэйдзи [2, с. 84 - 86].

До момента принятия конституции в Японии не было централизованной власти. Вся империя была раздела на множество княжеств. В каждом отдельном княжестве действовала своя власть, своя экономика, своя чеканка монет, свой суд. Япония оставалась феодальной страной, через неравноправные торговые договоры зависящей от стран Западной Европы и США.  

Император Муцухито (1868 ‒ 1912 гг.) поставил своей задачей сделать Японию мировой державой. Был намечен план реформ, направленных на модернизацию страны, за основу был взят опыт передовых стран Запада. Такую идею коротко выражал тогдашний японский лозунг«дацу-а ню-о», т. е. «преодолев уровень развития Азии, достичь уровня развития Европы» [5, с. 194].

С начала 1870-х гг. началась европеизация Японии, в процессе которой в стране развернулось широкое общественно-политическое движение за провозглашение конституции. В этих условиях сторонники европеизации страны во главе с Ито Хиробуми ускоряют процесс создания основного закона империи.

Изучив опыт строительства правовых институтов европейских государств и США, реформаторы постановили в качестве образца взять Прусскую конституцию 1850 г., в которой монархический элемент превалировал над демократическим. Руководители страны были убеждены в том, что стабильность и развитие Японии не могут быть достигнуты без династии тенно, стоящей на самом высоком месте в иерархии политического авторитета. [5, с. 195]. Прусская конституция также отвечала политическим запросам японской элиты, нуждавшейся в гарантиях дальнейшей милитаризации страны и сохранения привилегий. К тому же молодая Германская империя служила для Японии примером объединения на основе поддержки всего населения страны [1, с. 115].

Огромную роль в создании конституции Японии сыграли немецкие юристы, способствовавшие законодательному оформлению в Японии  монархического конституционализма по прусскому образцу. Одним из них был Герман Рослер, который подготовил за 16 лет своего непрерывного пребывания в Японии более 160 юридических актов.

По рекомендации немецких юристов был создан особый совещательный орган Тайный совет, принимающий инициированные императором политические решения в обход парламента. Вслед за Отто фон Бисмарком японские реформаторы в союзе с немецкими юристами ограничили право парламента влиять на принятие национального бюджета. В случае непринятия нового бюджета парламентом правительство имело право продлевать действие параметров бюджета предыдущего года, что давало возможности для наращивания статей военных расходов без согласия депутатов [1, с. 115].

Также как и в Пруссии, Конституция Японии 1889 г. являлась октроированной, т. е. была установлена правом монарха. По аналогии с прусским образцом конституции в Японии субъектами прав и свобод являлись не граждане, а поданные, каталог их прав и свобод был ограничен [5, с. 198].

Как и в Прусской политической системе в Японии монарх являлся не просто главой государства, но и гарантом основных законов ‒ конституции, изменения в которой могли быть осуществлены только по его инициативе. Судебная власть осуществлялась независимыми и несменяемыми судьями от имени императора. Император оставался верховным главнокомандующим армией и флотом [2, с. 85].

Однако японская конституция несла в себе и национальную традиционалистскую идею, согласно которой вся полнота верховной власти принадлежала императору на основании «божественного» права.

Согласно Конституции «в Японской империи царствует и ею правит император, принадлежащий к единственной и непрерывной во веки веков династии», «особа императора священна и неприкосновенна». Эта констатация стала центральной доктриной религии синто и основой синтоистского богословия. Считалось, что царствующий и правящий император ‒ потомок божества Аматэрасу Омиками [4, с. 268]. Таким образом, монарх с точки зрения национальной религии – живой бог [5, с. 197].

Исследователи полагают, что конституция Мэйдзи 1889 г. подняла институт императорской власти на недосягаемую высоту для критики японского подданного, тем самым обеспечив лояльность народа к императорской власти и покорность государству [3, с. 19 - 21].

В заключении следует отметить, что Конституция Японии 1889 г. оформилась под влиянием Прусской Конституции 1850 г. Как и Прусская конституция, она носила консервативный, милитаристский характер, закрепляла за императором широкие полномочия в сфере осуществления государственной власти. При этом «Конституции Великой Японской Империи» отражала и особенности развития японского монархического конституционализма, выражавшегося в тесном переплетении государственно-правовых институтов с религией, в обожествлении личности императора.


Библиографический список

  1. В. И. Балакин. «Прусское влияние на формирование японской государственности периода Реставрации Мэйдзи 1868 ‒ 1888 гг.» // «Исторические записки». 2018 № 4. C.112 – 121.
  2. Медушевский. А. Н. Конституционная монархия в Европе, Японии и России (сравнительное исследование конституционных актов) // Общественные науки и современность. 1994. № 6. С. 71 – 88.
  3. Сила-Новицкая Т. Г. Культ императора в Японии: мифы, история, доктрины, политика. М.: Наука, 1990. 206 с.
  4. Скайа У. Великая европейская война и подъем радикального синтоистского ультранационализма в Японии. // Берегиня.777. Сова: Общество.  Политика. Экономика. 2016. № 4 (31).  С. 266 – 275.
  5. Тадагава С. «Конституция Японии 1889 г. и «модернизация» страны» // Известия высших учебных заведений. Правоведение. СПб: Изд. Санкт-Петербургского ун-та,  2002. С. 193 – 199.
0
Ваша оценка: Пусто