Баратов Денис Русланович
Омская Юридическая Академия, г. Омск
Законодательство РФ содержит множество норм, регулирующих отношения в области земельного законодательства и кадастра, но, к сожалению, положения Земельного Кодекса РФ часто противоречат положениям Градостроительного Кодекса РФ и другим нормативно-правовым актам, так же, они охватывают не все аспекты, которые нуждаются в регулировании. Открытыми остаются множество вопросов, связанных как с решением спорных вопросов, так и тех, которые вообще не урегулированы законодателем. Многие неточности законодательства уточняются постановлениями Пленума Верховного суда Российской Федерации, но и они не дают полных ответов на существующие проблемы.
Кадастровые инженеры сталкиваются с такими проблемами как, противоречия федеральных законов и кодексов. Наличие «пробелов» в законодательстве, из-за которых вопросы, которые должны решаться в органах местного самоуправления приходится решать суду. Судам часто приходится подтверждать права людей, в связи с отсутствием нормы права, которые могли бы однозначно ответить на вопрос о наличии или отсутствии права у гражданина. Но в итоге, из-за несовершенства и противоречия законодательства, а также его непонятности для простых людей продолжает расти нагрузка на органы судебной власти.
Согласно п. 4 с. 30 Градостроительного кодекса РФ «границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне». Практика складывается таким образом, что при формировании и внесении сведений в Единый государственный реестр данных (далее ЕГРН) о границах территориальных зон не всегда учитывается существующее состояние территории, не учитываются земельные участки, учтенные декларативно, не учитывается местоположение объектов капитального строительства (год завершения строительства 1900-2000 гг.).
При отсутствии документа на землю, собственник объекта капитального строительства обращается к кадастровому инженеру с целью подготовки схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для формирования границ земельного участка. После выезда на местность, снятия границ земельного участка методом спутниковых и геодезических измерений, и наложением имеющейся информации о границах территориальных зон, выясняется, что земельный участок и/или объект капитального строительства определяется в границах нескольких территориальных зон.
Начиная с 2019 г. в Градостроительный кодекс РФ внесены изменения, согласно которым, для внесения изменений в сведения ЕГРН о границах территориальных зон, корректировка осуществляется по границам участка, сведения о границах которого внесены в ЕГРН.
Таким образом, собственник объекта капитального строительство попадает в безвыходную ситуацию, поскольку в законе не предусмотрена возможность решения данного вопроса. Единственным решением в данной ситуации является необходимость обращения в суд, поскольку собственник не может реализовать свое право.
Также, одной из сфер в земельном законодательстве, в которой возникают сложности, является процедура выкупа земельного участка. Обращаясь в орган местного самоуправления, граждане часто сталкиваются с тем, что получают отказ в выкупе земельного участка. Лицо, желающее приобрести земельный участок в собственность или аренду обязуют предоставить дополнительный/исчерпывающий пакет документов, подтверждающий информацию о том, что на интересующем земельном участке расположены объекты капитального строительства (в том числе коммуникации: трубопровод, газопровод, электросети и т.д.), которые принадлежат только заявителю, права третьих лиц не затронуты. Причем, в земельном кодексе содержится перечень документов, который необходимо предоставить заявителю для получения данной процедуры. Такой подход со стороны органов местного самоуправления, негативно влияет на развитие малого и среднего бизнеса, а иногда и крупных организаций. Для решения данного вопроса граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, желающие приобрести землю в собственность, обращаются в суд, чтобы он в свою очередь обязал орган местного самоуправления произвести необходимые действия.
Так, к примеру, люди часто обращаются в суд с требованием обязать орган местного самоуправления предоставить земельный участок в собственность, заключив договор-купли продажи земельного участка. Так в судебном решении № 2-1413/2017 2-1413/2017~М-321/2017 М-321/2017 от 18 апреля 2017 г. по делу № 2-1413/2017 суд обязал администрацию заключить договор купли-продажи по цене составляющей 15% от его кадастровой стоимости.
Одним из вариантов решения проблем может стать введение «закрытого» перечня документов, в результате предоставления которого, орган местного самоуправления будет обязан принять мотивированное решение, не имея возможности сослаться на то, что предоставление испрашиваемого земельного участка затрагивает интересы третьих лиц.
Законодателю нужно проработать данные проблемы, для защиты прав граждан и интересов лиц, осуществляющих коммерческую деятельность.
Список литературы:
- п.4 Ст. 30 "Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 25.12.2018) – Доступ через Консультант плюс.
- Ст. 39.14 "Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 25.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019)- Доступ через Консультант плюс.
- № 2-1413/2017 2-1413/2017~М-321/2017 М-321/2017 от 18 апреля 2017 г. по делу № 2-1413/2017 https://sudact.ru/regular/doc/ozCnzRUTG3Jn/ - Доступ через сеть «Интернет».