Проблемы системы управления пожарной охраной лесов

Матюшов Андрей Михайлович,
Юридический институт Национального исследовательского Томского государственного университета, г.Томск

 

На протяжении последних лет одной из основных проблем в лесной сфере  России остается проблема предупреждения лесных пожаров.
Так, статьи 53.1 и 53.2 ЛК РФ, посвященные вопросам предупреждения и мониторинга лесных пожаров излишне декларативны, они описывают систему мер, но непосредственно ответа на то, как и какие конкретно органы эти меры будет осуществлять, не дают. В постановлении Правительства РФ «О мерах пожарной безопасности в лесах» данные мероприятия возлагаются на: органы государственной власти субъектов РФ, на органы местного самоуправления, на Федеральное агентство лесного хозяйства, на Минприроды и федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные в области обороны и безопасности.

 

Число лесных
пожаров, тыс. ед

Лесные земли, пройденные  пожарами, тыс. га

Сгорело леса накорню, млн. м3

2007

17,8

1036,1

16,5

2008

26,3

2069,8

30,1

2009

23,2

2111,6

25,4

2010

34,8

2026,9

93,1

2011

21,1

1408,4

28,7

2012

20,2

2101,2

64,3

По данным с сайта Рослесхоза, число пожаров в РФ в 2013 году составило 25280 тыс. ед., а количество земли пройденной лесными пожарами составило 2733371,2665 тыс. га[1]. В представленной информации с сайта Рослесхоза и Росстата видно, что ситуация по количеству пройденных лесными пожарами земель за последние шесть лет кардинально не улучшилась, по количеству сгоревшего леса на корню ситуация, также остается напряженной. Таким образом, видно, что, несмотря на увеличение финансирования, принятия ряда организационных и правовых мер, действующая система охраны лесов от пожаров, явно не работает, необходимы кардинальные меры. Но, что, же можно предпринять?

Во-первых, для начала надо вернуться к старой системе лесной охраны, с небольшими корректировками учитывая современные рыночные изменения в сфере лесных отношений. Рассмотрим советскую систему охраны лесов подробно. Согласно положению «О государственной лесной охране СССР» - «Государственный комитет СССР по лесному хозяйству осуществлял охрану лесов и возложенный на него контроль за состоянием дела охраны колхозных лесов, городских лесов, лесов заповедников и закрепленных лесов через организованную в его системе службу государственной лесной охраны СССР». Охрана лесов в лесхозах возлагалась на директора лесхоза и под его руководством на главного лесничего и инженера по охране и защите леса, а в лесничествах - на лесничих и их помощников, мастеров леса  и лесников. Для лучшей организации управления лесами и, в частности, охраны лесов, лесничества, а также лесхозы, не имеющие деления на лесничества, разбивались на участки, а участки на обходы. Непосредственную охрану лесов несли, под контролем мастеров леса лесники в пределах вверенного каждому леснику обхода. Необходимо воссоздать и единую службу авиационной охраны лесов в рамках службы лесной охраны.

Эффективность данной системы подтверждается объективными статистическими данными. Так с введением данной системы горимость лесов «снизилась с 0,24% в 1949 г. до 0,12% следующем году, а в 1953 г. до 0,10%. Число пожаров за эти годы в результате профилактической работы государственной лесной охраны сократилось на 32,5%. В 1961-1965 гг. около 70% всех возникающих очагов были ликвидированы без привлечения населения, силами только авиационной охраны лесов и специализированными подразделениями лесхозов»[2] .

В современной России часть участков леса передана в аренду. «Вопреки требованиям ст. 53 и 88 ЛК РФ, п. 5 Правил пожарной безопасности в лесах, Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, утвержденного Приказом Минсельхоза от 12 февраля 2010 г. N 48, многие арендаторы участков лесного фонда осуществляют лесопользование без проекта освоения лесов, обязательная часть которого меры пожарной безопасности.  Некоторые арендаторы осуществляют лесопользование на основании проектов, не получивших положительного заключения государственной экспертизы, т.е. вопреки требованиям ст. 89 ЛК РФ. Например, в Волгоградской области из 493 заключенных договоров аренды лесных участков лишь 183 лесопользователя, или 35% от общего количества лиц, заключивших названные договоры, представили на государственную экспертизу проекты освоения лесов, в том числе получили положительное заключение экспертизы лишь 27% лесопользователей. В Саратовской области имеют положительные заключения государственной экспертизы на проекты только 170 из 227 лесопользователей, в Чувашской Республике - 79 из 134, в Ивановской области - 32 из 46».

Как представляется, государство не должно отвечать за промахи арендаторов. Поэтому в статье 74 ЛК РФ надо указать, что одним из условий допуска для участия в аукционе по продаже права на заключение договора аренды, должно являться наличие у претендента соответствующей пожарной техники, снаряжения, инвентаря, а также специально обученных работников. В случае невыполнения мер предупреждения лесных пожаров, арендаторы должны нести уголовную ответственность.

Во-вторых, дополнить систему мер предупреждения и мониторинга лесных пожаров  перечисленных в статьях ЛК РФ, основываясь на опыте зарубежных стран. Например, если лесные пожары в Германии и возникают, то, как правило, их удается потушить на ранней стадии. Возможным это стало, прежде всего, благодаря системе видеонаблюдения за лесами. Например, в федеральной земле Бранденбург, окружающей немецкую столицу, такая технология применяется с 2007 года. Система называется Fire Watch и позволяет лесничим и пожарным быстро реагировать на очаги возгорания. Охрана лесов от пожаров в Германии находится в ведении федеральных земель.

В США в конце 40-х годов ХХ века была широко развернута национальная пожарно-профилактическая программа «Smokey bear» («медведь-пожарный»), которая объясняет населению пагубность лесных пожаров и учит мерам по защите от них. В начале ХХ века в США активно начали применять технологии космического мониторинга лесных пожаров. Космический мониторинг имеет ряд преимуществ, по сравнению с авиаразведкой: высокую оперативность, большую площадь охвата земной поверхности и меньшие операционные расходы. На охраняемой территории спутниковые данные служат существенным дополнением к традиционным методам обнаружения, а на неохраняемой – единственным средством мониторинга и оценки последствий лесных пожаров.

Перечисленные выше, изменения в законодательстве и учет опыта зарубежных стран, помогут переломить ситуацию с лесными пожарами, создать действенную систему их предотвращения.


[1] http://www.rosleshoz.gov.ru/stat/8

[2] Паневич В.С. Леса и лесное хозяйство Томской области. Томск. Изд-во. Том. Ун-та, 2006. С.94

0
Ваша оценка: Пусто