Проблемы реализации уголовно-правовой охраны экономики в России

Панова М.В.,
ОмЮА

 

Современная экономика России находится в переходном состоянии, окончательному ее переходу к цивилизованным рыночным отношениям препятствует множество факторов, в том числе и значительная экономическая преступность.

По данным статистики ФКУ «Главный информационно аналитический центр» при МВД РФ, за период 2012-2016 гг. в РФ совершено 643 200 экономических преступлений. Данные преступления составляют 6% от общего объема совершенных за этот период преступлений в РФ.

 Общий материальный ущерб от данных преступлений в сопоставимых ценах составил 1 413,01 млрд. руб. Наиболее значительный материальный ущерб от экономических преступлений был оказан в 2015-2016 гг. (в 2015 году – 438,38 млрд. руб., в 2016 году – 397,98 млрд. руб.).

Для сравнения отметим, что суммарный федеральный бюджет по данным Федерального казначейства России в сопоставимых ценах за период 2012-2016 годов составил 61 577,41 млрд. руб., нанесенный экономическими преступлениями ущерб составил 2% от суммарного федерального бюджета.

После проведенного анализа экономической преступности в 2012-2016 гг. можно сделать вывод о том, что количество преступлений ежегодно сокращается, при этом возрастает ущерб от преступлений.

Анализ динамики раскрываемости экономических преступлений показывает, что имеется тенденция к ежегодному сокращению раскрываемости экономических преступлений. Наибольший процент раскрываемости экономических преступлений наблюдался в 2013 году (74,82%), после этого имеет место отрицательная динамика раскрываемости, в 2016 году процент раскрываемости составил 61,78%.

Возникает вопрос -  почему при возрастающем ущербе снижается раскрываемость преступлений, почему законотворцы и правоохранительные органы стараются не замечать реальной угрозы для экономики как на уровне государства, так  и на уровне субъектов экономической жизни?

Согласно статье 1 Уголовного кодекса Российской Федерации, введенного в действие федеральным законом от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ (далее – УК РФ), уголовное законодательство в РФ состоит из УК РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 2 УК РФ, одной из задач уголовного законодательства является охрана общественного порядка и общественной безопасности. Согласно статье 55 Указа Президента РФ от 31.12.2015№ 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», развитие экономики страны и обеспечение экономической безопасности являются стратегическими целями обеспечения национальной безопасности.

Наряду с вышеназванными нормативно-правовыми актами, действует Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года», в котором указаны основные преступные посягательства на экономику РФ: избирательное правоприменение в отношении субъектов предпринимательства, сложные коррупционные схемы, противоправные действия в хозяйственно-финансовой сфере, в том числе с привлечением представителей государственной власти.

Действующее уголовное законодательство не в полной мере справляется с противодействием экономическим преступлениям, поскольку оно достаточно либерально относится к хозяйствующим субъектам, что не может не вызывать негодования и возмущения.

Хозяйствующим субъектам предоставлена возможность уйти от ответственности за совершенные преступления не восполняя причиненный вред в полной мере, для криминализации деяния необходимо нанести значительный ущерб.

Вызывает ряд вопросов структура главы 22 УК РФ «Преступления в сфере экономической деятельности», ряд составов не соответствует объекту уголовно-правовой охраны.

Ряд преступных деяний, описанных законодателем в главе 22 будут являться преступными, только лишь при выполнении ряда условий, которые, как правило, сформулированы законодателем некорректно, вследствие чего являются невыполнимыми.

Складывается впечатление, что законодатель создаёт удобные условия для ведения бизнеса. Возможно, в общегосударственных целях это оправданно, поскольку хозяйствующим субъектам дается шанс получить максимальную прибыль, что, как ожидается, повлечет за собой положительный экономический эффект, будут созданы рабочие места для граждан. Российскому бизнесу предоставлена отличная возможность встать на ноги, которой он пользуется в полной мере.

Однако ожидания законотворцев не оправдываются, в стране растет разница между доходами богатых и бедных, государство не получает «благодарности» в виде налоговых поступлений, отчислений. Ставшие богатыми бизнесмены, которые еще вчера имели средние доходы, неохотно хотят делиться нажитым, не всегда законным путем, капиталом. В связи с этим, государству следует реагировать и использовать всевозможные рычаги воздействия на бизнес, в том числе и уголовно-правовые.

Уголовно-правовая политика государства должна существовать отдельно от бизнеса и максимально обеспечивать правопорядок.  Недопустимо чтобы при формировании уголовно-правовых норм учитывались интересы хозяйствующих субъектов, УК РФ должен быть объективным.

Очевидно, что при нынешнем построении УК РФ бороться с экономической преступностью очень сложно. Действующий УК РФ требует пересмотра его положений в целях повышения эффективности борьбы с экономическими преступлениями.

0
Ваша оценка: Пусто