Проблемы реализации принципа справедливости в налоговом праве

Брилевская Хелена Витальевна
Институт права ЧелГУ

 

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы реализации принципа справедливости в налоговом праве. В статье отмечается актуализация проблемы справедливости в области правового регулирования налогообложения на современном этапе. А также выявлены пути решения стоящих вопросов и выявленных разногласий.

Ключевые слова: принцип справедливости, налогообложения, прогрессивная ставка налога, налоговое право.

Принципы налогового права выступают фундаментальной базой в регулировании отношений в сфере налогообложения. Статья 3 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - РФ) посвящена основным началам законодательства о налогах и сборах, где непосредственно раскрываются принципы налогового законодательства[1]. Среди данных принципов наиболее спорным и вызывающим разногласия по сей день является принцип справедливости. Понятие справедливость в сфере налогов и сборов характеризуется динамичностью за счет изменений, которые происходят в современном обществе в целом. Также данная категория характеризуется субъективность восприятия, что влечет за собой разногласия, возникающие между участниками налоговых отношений. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что справедливость выступает как оценочная категория и достаточно трудно определить признаки и условия справедливости в сфере налогов и в таком случае необходимо учитывать все факторы в рамках, которых функционирует принцип справедливости налогообложения.  Данная категория является одной из основополагающих в рамках налогового права, поскольку  справедливая система налогообложения это один из приоритетных векторов построения современного государства и общества.

Современная российская система налогообложения характеризуется спектром проблем, который выступает ограничителем в сфере социально-экономического роста государства и общества в целом, например, ориентация налоговой нагрузки на низко обеспеченные  категории налогоплательщиков и слаборазвитую социальную направленность[2]. Представляется то, что корнем, данным проблем, выступает фактор существующей несправедливости в системе налогообложения.

В современной литературе бытует мнение о том, что не может идти речи о справедливости налогообложения, когда оно направлено непосредственно на изъятие у налогоплательщика части его дохода[3]. Но нельзя с этим согласиться, поскольку за счет уплаты налогоплательщиками налогов реализуется одна из основных функций налогообложения – фискальная. Данная функция непосредственно направлена на обеспечение стабильной и устойчивой доходной базы бюджетов всех уровней, которые непосредственно реализуются в интересах не только государства, но и всего населения в целом. И в таком случае, необходимо сразу разграничить понятие справедливости в налогообложении, которое характеризует дифференциацию в подходе справедливости с позиций налогоплательщиков и государства.

Принцип справедливости является фундаментом образования всей системы налогообложения, что предполагает в свою очередь равную налоговую позицию лиц, которые занимают равное экономическое положение. Данная точка зрения обуславливается установлением пропорциональной школы налогообложения. Не взирая на укоренившийся опыт зарубежных государств в рамках применения налогообложения по прогрессивной шкале, в настоящее время не утихают дискуссии о предпочтительности пропорционального или прогрессивной налогообложения.

Рассматривая плоскую шкалу налогообложения, можно сказать о том, что она не позволяет реализоваться в полной мере принципу справедливости. Прежде всего, это связано с тем, что денежные средства, которые остаются у налогоплательщика после уплаты налога, должны обеспечивать не только ему, но и его семье жизненно необходимые расходы[4].  Учитывая, что данные затраты у налогоплательщиков приблизительно равные, в условиях плоской школы налогообложения, бремя налоговых платежей в остатке от суммы доходов низкодоходных слоев населения значительно превышает аналогичное бремя у более обеспеченных слоев населения. В таком случае нельзя говорить о справедливости в отношении такой категории налогоплательщиков.

Анализируя современную доктрину, суждением за обоснованность введения прогрессивной ставки выступает непосредственно тот факт, что у более обеспеченных налогоплательщиков возникает значительная потребность в защите частной собственности, в обеспечении ее сохранности и неприкосновенности, чего не скажешь о низко обеспеченной категории налогоплательщиков[5]. Исходя из данной точки зрения, следует сделать вывод о том, что будет справедливо, для данной категории налогоплательщиков,  если государство предоставит им большую часть своих доходов, применяя прогрессивную ставку налогообложения на доход физических лиц. 

Объективно изучив современные положения налогообложения, установленные в Российской Федерации, можно сказать, что у нас функционирует регрессивный характер налогообложения. Это обуславливается тем, что у лиц с высоким уровнем дохода на уплату налогов приходится гораздо меньшая их часть, что влечете за собой установление у мало обеспеченных категорий налогоплательщиков более высокую ставку уплачиваемых ими налогов в общей сумме их доходов.

Из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что наиболее оптимальным выступает реализация введения прогрессивной шкалы налогообложения, которая бы отвечала всем современным факторам в обществе, то есть была бы продуманной и универсальной для нашего времени. А также необходимо освободить от уплаты НДФЛ самую малообеспеченную категорию налогоплательщиков, например лиц, с доходами, которые составляют норму ниже прожиточного минимума, который в настоящее время составляет 11 тысяч рублей в месяц.  Данные положения должны воплотить принцип справедливости налогообложения на практике и выступить толчком в сфере воплощения  социальной и фискальной функции налогов.


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 29.09.2019, с изм. от 31.10.2019).
  2. Демин А. В.  Право, справедливость, налогообложение: исходные предпосылки  URL: http://scholar.sfu-kras.ru/publication/32348660 (Дата обращения: 22.11.2019).
  3. Куксин И. Н., Чечельницкий И. В., Липунов В. И. Принцип справедливости как критерий оценки современного налогового законодательства России // Научные ведомости Белгородского государственного университета. 2016. №10. Выпуск 36. 224 с.
  4. Пансков В. Г. Прогрессивная или пропорциональная шкала налогообложения: что справедливее и эффективнее? // Экономика. Налоги. Право. 2017. №2. 326 с.
  5. Пансков В. Г. Принцип справедливости и его отражение при налогообложении физических лиц в российской налоговой системе // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2016. 96 с.

[1] Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 29.09.2019, с изм. от 31.10.2019).

[2] Куксин И. Н., Чечельницкий И. В., Липунов В. И. Принцип справедливости как критерий оценки современного налогового законодательства России // Научные ведомости Белгородского государственного университета. 2016. №10. Выпуск 36. С. 114-119.

[4] Пансков В. Г. Прогрессивная или пропорциональная шкала налогообложения: что справедливее и эффективнее? // Экономика. Налоги. Право. 2017. №2. С. 105-112.

[5] Пансков В. Г. Принцип справедливости и его отражение при налогообложении физических лиц в российской налоговой системе // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2016. С. 58-71.

 

0
Ваша оценка: Пусто