Проблемы реализации полномочий государственной инспекции труда в Тюменской области.

Мухаметьярова Альбина Салаватовна,
НОУ ВПО «Московский институт государственного управления и права» Тюменский филиал
Научный руководитель: доцент кафедры трудового права и предпринимательства Института права, экономики и управления Тюменского государственного университета, кандидат юридических наук О.А. Курсова

Федеральный государственный надзор в сфере труда осуществляется федеральной инспекцией труда, состоящей из Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов (государственных инспекций труда), в отношении любых работодателей (юридических лиц (организаций) независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, работодателей - физических лиц, в трудовых отношениях с которыми состоят работники), а также иных субъектов, которые в соответствии с федеральными законами наделены правом заключать трудовые договоры.[1]

В соответствии с  приказом Федеральной службы по труду и занятости от 28.12.2009 года №452 «Об утверждении Положения о Государственной инспекции труда (ГИТ) в Тюменской области (территориальном органе Федеральной службы по труду и занятости по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права)» ГИТ в Тюменской области осуществляет надзор (контроль) за соблюдением законодательства о труде на территории юга Тюменской области.
Согласно ст. 355 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ), одной из основных задач органов федеральной инспекции труда является обеспечение соблюдения и защиты, трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда.

Однако, как в свое время отметила А. Сапфирова, органы надзора и контроля в настоящее время не имеют возможности эффективно реагировать на массовые нарушения трудовых прав работников. Одной из причин она выделяла несовершенство законодательства.[2]

Проанализировав нормативно-правовую базу, регулирующую деятельность государственных инспекторов в сфере регулирования общественных отношений возникающих в процессе трудовой деятельности, в частности Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"; Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – ФЗ №294); а также ознакомившись с опубликованном на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости отчетом о деятельности Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов за 2011 год.[3], мы пришли к выводу, что недостаточность урегулирования отдельных положений в сфере осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства приводит на практике к ряду проблем, к числу которых можно отнести следующие:

1. Неэффективность проведения внеплановых документарных проверок. Ст. 10 ФЗ №294 устанавливает положение об организации и проведении внеплановых проверок. В частности ч. 4, вышеназванной статьи, предусматривает две формы проведения внеплановых проверок: документарную и выездную. Однако внеплановая выездная проверка может проводиться, согласно ч. 5 данной статьи, только по определенным основаниям, к которым относятся:
поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
Из смысла статьи видно, что вышеназванные основания возникают не часто, соответственно и внеплановые проверки в выездной форме, проводятся редко.

Так, например, согласно данным статистики, представленным в опубликованном отчете Государственной инспекции труда в Тюменской области [4], ГИТ в Тюменской области, за первое полугодие 2013 года, было проведено 380 проверок, из которых 41 - плановых и 339 – внеплановых. Документарных из них – 285, и 95 – выездных. Также отметим, что за данный период было рассмотрено жалоб и других обращений граждан – 1473, было дано 3135 консультации работникам и работодателям, из них 1361 было принято на личном приеме, и 1734 – проконсультировано по телефону «Горячей линии».

Соотношение количества рассмотренных жалоб и проведенных проверок, показывает, что не по всем обращениям граждан имеется возможность проведения проверки. Это связано с тем, что для проведения внеплановой документарной проверки необходимо, чтобы работодатель, на действия которого поступила жалоба, самостоятельно предоставил в ГИТ запрашиваемые документы. В большинстве случаев недобросовестные работодатели, уклоняются от ответственности, не предоставляют в ГИТ, соответствующие документы, либо предоставляют их в неполном объеме, что лишает инспектора возможности провести необходимую проверку, и как следствие, невозможно восстановить нарушенные права работников.

В связи с вышеизложенным, считаем целесообразным, внести изменения в  ч. 5 ст. 10 ФЗ №294, расширив перечень оснований для проведения внеплановой выездной проверки юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, включив в него основание, указанное в подпункте «в» пункта 2 части 2 ст. 10 ФЗ №294.
Тем самым предусмотрев возможность проведения внеплановой выездной проверки в случае поступления в государственные органы обращений и заявлений граждан о фактах нарушения их прав. На наш взгляд, таким образом, у инспекторов появится возможность в случае поступления обращения граждан, принимать решение о проведении внеплановой выездной проверки, в случае если недобросовестный работодатель будет уклоняться от проведения документарной проверки.

Также, считаем целесообразным, повысить административную ответственность работодателей за невыполнение в срок законного предписания  (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор. В частности, внести изменения в санкцию статьи 19.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ), и изложить ее в следующей редакции:
«влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей»

Также, представляется необходимым, повысить ответственность по ст. 19.7 КоАП РФ за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде.
Во-вторых, несвоевременность обращения граждан в ГИТ за защитой своих прав, что приводит к лишению сотрудников ГИТ рычагов воздействия на работодателя путем привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства.

Поэтому, считаем целесообразным, увеличить срок давности привлечения к административной ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства, дополнив ст. 4.5. КоАП РФ пунктом «8» и изложив его в следующей редакции:
«8. Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.27, 5.34 и 5.42 настоящего Кодекса, составляет один год».
В-третьих, низкий уровень правовой грамотности населения.
На наш взгляд необходимо принимать меры по информированию населения о трудовых правах, распространяя листовки, буклеты, информационные сообщения, не только в государственных учреждениях, но и обязать работодателей предусмотреть в своих помещениях информационные стенды, содержащие основные права работников, и регламентирующие порядок действий в случае их нарушений.


1. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2012 г. N 875 г. Москва"Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права" 7 сентября 2012 г. "РГ" - Федеральный выпуск №5879

2. Сапфирова А. Взаимодействие с Федеральной инспекцией труда // Кадровик. 2012. - N 2-3. - С. 47-50; 42-59.
3. Отчет о деятельности Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов за 2011 год.  [Электронный ресурс]. – Официальный сайт Федеральной службы по труду и занятости. – Режим доступа: http://www.rostrud.ru. (дата обращения – 10 апреля 2014 года).
4. Отчет о деятельности государственной инспекции труда в тюменской области за первое полугодие 2013 года. [Электронный ресурс]. – Официальный сайт Государственной инспекции труда по Тюменской области. – Режим доступа: http://git72.rostrud.ru ( дата обращения – 10 апреля 2014 года).

2
Ваша оценка: Пусто Средняя: 2 (1 голос)