Закирова Лилия Тавризовна,
г. Казань, Казанский инновационный университет им.В.Г.Тимирясова (ИЭУП)
Целью пенсионного фонда любой страны является—обеспечение для нетрудоспособных такого уровня пенсии, который служил бы достойным замещением утраченного дохода. Чтобы в полной мере достичь их, необходимо обеспечить выполнение многих частных целей, которые нередко лежат даже и не в плоскости самой пенсионной сферы и не являются задачами самого пенсионного фонда. Образованный 22 декабря 1990 году с целью «управления финансами пенсионного обеспечения», Пенсионный фонд Российской Федерации представляет собой крупнейший государственный институт внебюджетного финансирования такой общественно важной системы как пенсионная, что обусловливает актуальность исследования проблем, сопровождающих его функционирование и развитие в современных условиях.
Создание Пенсионного фонда решило две главные задачи:
- Формирование средств для выплаты пенсий за счет страховых взносов работодателями за лиц застрахованных.
- Выведение пенсионных средств из государственного бюджета и становление самостоятельного бюджетного процесса.
Согласно Федеральному закону «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. (ред. от 01.01.2017г)ст. 16 п.6 размер фиксированной выплаты к страховой пенсии подлежит ежегодной индексации с 1 февраля на индекс роста потребительских цен за прошедший год[1].
По закону о пенсиях каждый год они должны расти не меньше, чем на величину официальной инфляции. При этом в большинстве случаев пожилые люди получают даже больше, чем уровень инфляции.
В настоящее время сложилась достаточно напряженная экономическая ситуация, характеризующаяся весьма ограниченными бюджетными возможностями и в 2016 году изменен порядок ежегодной индексации пенсий. Ранее, пенсии индексировались с учетом роста потребительских цен (страховые пенсии) или роста прожиточного минимума пенсионера (пенсии по государственному пенсионному обеспечению), в 2016 году осуществлена индексация страховых пенсий неработающих пенсионеров с 1 февраля 2016 года на 4 процента (при инфляции за 2015 год-12,9%), а с 1 апреля на 4% проиндексированы пенсии по государственному пенсионному обеспечению.
В связи с этим был принят закон от 29декабря2015 г. № 385ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий»вступивший в силу 1 января 2016 года.
Согласно выше указанного закона пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года (ред. от 01.01.2017) N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации[2].
Каждый третий пенсионер сегодня работает и получает в полном объеме и заработную плату, и пенсию. Довод в пользу такого решения состоит в том, что пенсия часто связывается с компенсацией утраченного заработка, и, соответственно, запрет занятости пенсионеров означал бы восстановление страховой пенсии и экономию средств пенсионной системы. Всё же результаты принятия данного решения не настолько однозначны. Опыт ограничения занятости пенсионеров в 1998-2001 гг. показал, что даже незначительное повышение пенсии служит достаточным стимулом для того, чтобы пенсионер оставил формальный рынок труда. Запрет занятости пенсионеров в условиях относительно высоких размеров пенсий чреват значительным сокращением масштабов занятости лиц пожилых возрастов, что, видимо, нецелесообразно в условиях сокращения численности трудоспособного населения.
Однако при реализации данного предложения есть несколько рядов проблем с которыми можно столкнуться.
Во-первых, на сегодняшний день индексация пенсии - это повышение стоимости пенсионного коэффициента (балла). Ее индексация работающим пенсионерам означает, что для них будет установлена иная стоимость балла, нежели у неработающих граждан, достигших пенсионного возраста.
Во-вторых, важно, чтобы работающий пенсионер, прекративший трудовую деятельность, немедленно получил возмещение в полном объеме, то есть чтобы стоимость его балла не оставалась прежней, а стала такой же, стоимость балла неработающего.
В-третьих, возникает вопрос, кого относить к категории работающих пенсионеров. Предположим, человек прекратил трудовую деятельность, но на летние месяцы согласился поработать вожатым в лагере. Вред ли из-за этих трех месяцев работы стоит принимать решение о не индексации ему пенсии. Точно так же не справедливо лишать ветерана, опубликовавшего свои воспоминания и получившего за это гонорар, права на индексацию. Необходимо установить жесткий критерий, который бы не позволил не индексировать пенсии тем, кто получил только временный заработок.
В-четвертых, работа по договору об оказании услуг. Под таким договором на практике могут скрываться трудовые отношения. Когда с этих договоров не платили взносы, именно их старались заключать некоторые работодатели. Если мы не поставим людей, работающих по договорам об оказании услуг, в равные условия с теми, кто работает на основании трудовых договоров, начнет расти рынок теневой занятости.
В-пятых, есть пожилые люди, купившие патент на предпринимательскую деятельность. Такую деятельность они могут вести, а могут и не вести. Как поступать в этом случае?
Социальной защите и министерству труда предстоит очень сложная работа. Все вышеперечисленные темы необходимо скрупулёзно обсудить с участием экспертов и гражданского общества.
[1] Федеральный закон «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. (ред. от 01.01.2017г) //Текст Федерального закона опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 30 декабря 2013 г., в "Российской газете" от 31 декабря 2013 г. N 296 (текст Федерального закона), в "Российской газете" от 15 января 2014 г. N 6 (Приложения 1-4 к Федеральном закону), в Собрании законодательства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. N 52 (часть I) ст. 6965 (приведен с учетом поправки, опубликованной в Собрании законодательства Российской Федерации от 13 января 2014 г. N 2 (часть II))
[2] Федеральный закон от 15 декабря 2001 года (ред. от 01.01.2017) N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" // Текст Федерального закона опубликован в "Парламентской газете" от 20 декабря 2001 г. N 238-239, в "Российской газете" от 20 декабря 2001 г. N 247, в Собрании законодательства Российской Федерации от 17 декабря 2001 г. N 51 ст. 4832.