Проблемы реализации пенсионных прав граждан в части индексации пенсий

Закирова Лилия Тавризовна,
г. Казань, Казанский инновационный университет им.В.Г.Тимирясова (ИЭУП)

 

Целью пенсионного фонда любой страны является—обеспечение для нетрудоспособных такого уровня пенсии, который служил бы достойным замещением утраченного дохода. Чтобы в полной мере достичь их, необходимо обеспечить выполнение многих частных целей, которые нередко лежат даже и не в плоскости самой пенсионной сферы и не являются задачами самого пенсионного фонда. Образованный 22 декабря 1990 году с целью «управления финансами пенсионного обеспечения», Пенсионный фонд Российской Федерации представляет собой крупнейший государственный институт внебюджетного финансирования такой общественно важной системы как пенсионная, что обусловливает актуальность исследования проблем, сопровождающих его функционирование и развитие в современных условиях.

Создание Пенсионного фонда решило две главные задачи:

  1. Формирование средств для выплаты пенсий за счет страховых взносов работодателями за лиц застрахованных.
  2. Выведение пенсионных средств из государственного бюджета и становление самостоятельного бюджетного процесса.

Согласно Федеральному закону «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. (ред. от 01.01.2017г)ст. 16 п.6 размер фиксированной выплаты к страховой пенсии подлежит ежегодной индексации с 1 февраля на индекс роста потребительских цен  за прошедший год[1].

По закону о пенсиях каждый год они должны расти не меньше, чем на величину официальной инфляции. При этом в большинстве случаев пожилые люди получают даже больше, чем уровень инфляции.

В настоящее время сложилась достаточно напряженная экономическая ситуация, характеризующаяся весьма ограниченными бюджетными возможностями и в 2016 году изменен порядок ежегодной индексации пенсий. Ранее, пенсии индексировались с учетом роста потребительских цен (страховые пенсии) или роста прожиточного минимума пенсионера (пенсии по государственному пенсионному обеспечению), в 2016 году осуществлена индексация страховых пенсий неработающих пенсионеров с 1 февраля 2016 года на 4 процента (при инфляции за 2015 год-12,9%), а с 1 апреля на 4% проиндексированы пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

В связи с этим был принят закон от  29декабря2015 г. № 385ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесение изменений в отдельные  законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий»вступивший в силу 1 января 2016 года.

Согласно выше указанного закона пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года (ред. от 01.01.2017)  N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации[2].

Каждый третий пенсионер сегодня работает и получает в полном объеме и заработную плату, и пенсию. Довод в пользу такого решения состоит в том, что пенсия часто связывается с компенсацией утраченного заработка, и, соответственно, запрет занятости пенсионеров означал бы  восстановление страховой пенсии и  экономию средств пенсионной системы. Всё же результаты принятия данного решения не настолько однозначны. Опыт ограничения занятости пенсионеров в 1998-2001 гг. показал, что даже незначительное повышение пенсии служит достаточным стимулом для того, чтобы пенсионер оставил формальный рынок труда. Запрет занятости пенсионеров в условиях относительно высоких размеров пенсий чреват значительным сокращением масштабов занятости лиц пожилых возрастов, что, видимо, нецелесообразно в условиях сокращения численности трудоспособного населения.

Однако при реализации данного предложения есть несколько рядов проблем с которыми можно столкнуться.

Во-первых, на сегодняшний день индексация пенсии - это повышение стоимости пенсионного  коэффициента (балла). Ее индексация работающим пенсионерам означает, что для них будет установлена иная стоимость балла, нежели у неработающих граждан, достигших  пенсионного возраста.

Во-вторых, важно, чтобы работающий пенсионер, прекративший трудовую деятельность, немедленно получил возмещение в полном объеме, то есть чтобы стоимость его балла не оставалась прежней, а стала такой же, стоимость балла неработающего.

В-третьих, возникает вопрос, кого относить к категории работающих пенсионеров. Предположим, человек прекратил трудовую деятельность, но на летние месяцы согласился поработать вожатым в лагере. Вред ли из-за этих трех месяцев работы стоит принимать решение о не индексации ему пенсии. Точно так же не справедливо лишать ветерана, опубликовавшего свои воспоминания и  получившего за это гонорар, права на индексацию. Необходимо установить жесткий критерий, который бы не позволил не индексировать пенсии тем, кто получил только временный заработок.

В-четвертых,  работа по договору об оказании услуг. Под таким договором на практике могут скрываться трудовые отношения. Когда с этих договоров не платили взносы, именно их старались заключать некоторые работодатели. Если мы не поставим людей, работающих по договорам об оказании услуг, в равные условия с теми, кто работает на основании трудовых договоров, начнет  расти рынок теневой занятости.

В-пятых, есть пожилые люди, купившие патент на предпринимательскую деятельность. Такую деятельность они могут вести, а могут и не вести. Как поступать в этом случае?

Социальной защите и министерству труда предстоит очень сложная работа. Все вышеперечисленные темы необходимо скрупулёзно обсудить с участием экспертов и гражданского общества.

 


[1] Федеральный  закон «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. (ред. от 01.01.2017г) //Текст Федерального закона опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 30 декабря 2013 г., в "Российской газете" от 31 декабря 2013 г. N 296 (текст Федерального закона), в "Российской газете" от 15 января 2014 г. N 6 (Приложения 1-4 к Федеральном закону), в Собрании законодательства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. N 52 (часть I) ст. 6965 (приведен с учетом поправки, опубликованной в Собрании законодательства Российской Федерации от 13 января 2014 г. N 2 (часть II))

[2] Федеральный закон от 15 декабря 2001 года (ред. от 01.01.2017)  N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" // Текст Федерального закона опубликован в "Парламентской газете" от 20 декабря 2001 г. N 238-239, в "Российской газете" от 20 декабря 2001 г. N 247, в Собрании законодательства Российской Федерации от 17 декабря 2001 г. N 51 ст. 4832.

 

0
Ваша оценка: Пусто