Проблемы развития малого бизнеса и пути их решения

Смагулова З.,
ЧОУ ВПО «Омская юридическая академия»
Научный руководитель: к.э.н., доцент кафедры экономики и менеджмента Немцова Н.В.

 

В последнее время в средствах массовой информации все чаще слышатся призывы власти к населению России развивать малый и средний бизнес.

Достаточно сказать, что в США, Евросоюзе, а, в последние годы и в Китае, малый бизнес обеспечивает от 50-ти до 70-ти процентов всех рабочих мест. При этом, даже в страдающей гигантоманией США, малый бизнес производит около 40% всего валового ВВП, а в Евросоюзе — 70%. По данным Росстата в 2011 г. малый бизнес России обеспечивал 22% всех рабочих мест страны и произвел 23,6% ВВП.
Именно в таком колоссальном отставании нашего малого бизнеса от промышленно развитых стран видят аналитики одну из ключевых причин отставания всей российской экономики.
Что же конкретно мешает предпринимательству нормально развиваться?
Проблемы предпринимательства можно разделить на следующие группы:

  • Организационные, связанные с юридическим оформлением и регистрацией, открытием счета в банке.
  • Материально-техническое обеспечение: нехватка производственных помещений и оборудования, низкая квалификация персонала; низкая правовая защищенность деятельности.
  • Финансовые (инвестиционные) проблемы и проблемы капитализации сбережений индивидуальной ликвидности: затруднения в легализации капитала для регистрации предприятия, проблема формирования стартового капитала, установление связей с поставщиками.
  • Кредитная необеспеченность.

Сами представители предприятий распределяют по важности свои проблемы следующим образом:

  • Недостатки налоговой системы.
  • Отсутствие оборотных средств.
  • Низкий платежеспособный спрос населения.
  • Высокая арендная плата.
  • Экономическая политика государства.
  • Недоступность кредитов.
  • Дороговизна сырьевых ресурсов.
  • Слабое развитие внутреннего рынка.
  • Высокие тарифы на перевозки.
  • Отсутствие производственных площадей.

Наше государство должно стимулировать изменения в общественном сознании общества, ориентировать население на жизненные интересы и ценности среднего класса, формировать позитивное отношение к предпринимательской деятельности, причем не только как к источнику удовлетворения потребности в продуктах и услугах, но и как к возможному жизненному пути.

С точки зрения предпринимателя именно государство должно создавать условия, в которых он сможет эффективно достигать своих целей (максимизации прибыли, эффективности инвестиций, минимизации риска, защиты собственности и личности и т.п.).

С точки зрения государства предприниматель призван обеспечить реализацию целей и интересов более высокого порядка (рост общественного благосостояния, поддержание занятости, укрепление национальной безопасности, экономическая помощь и т.п.).

В области пересечения целей и интересов государства и бизнеса может осуществляться эффективная государственная политика. Отсюда вытекает стратегия и тактика государства по отношению к предпринимательству.
Организационные аспекты поддержки предпринимателей.

  • Образовать в регионах страны постоянно действующий “круглый стол” с одной темой: “Бизнес и власть. Проблемы взаимоотношения” с приглашением предпринимателей, представителей органов законодательной и исполнительной власти, СМИ. По результатам заседаний принимать решение, которое обязательно опубликовывать в местной печати.
  • Необходимо объявить развитие малого предпринимательства главным приоритетом экономической политики администрации области на ближайшие 2-3 года.
  • Сделать обязательной общественную экспертизу законопроектов, поступающих на рассмотрение в органы законодательной власти.
  • Обеспечить  безопасность и защиту предпринимателей от криминальных действий.
  • Ресурсное (производственные площади, земельные участки, оборудование) и финансовое обеспечение (в том числе бюджетные ассигнования), необходимое для реализации мер поддержки бизнеса.
  • Усовершенствование налоговой системы. Россия стала страной с особо высокими налогами. По подсчетам экспертов Торгово-промышленной палаты РФ, доля налогов и сборов в ВВП России достигает 60%, тогда как во Франции - 44, Италии - 39, Германии - 38, Великобритании - 37, Канаде - 35, Испании - 34, Японии - 31, США - 30%.

Таким образом, организационный механизм предполагает включение всей государственной службы в работу по поддержке предпринимательства, создание специальных органов для этого, регулирование переходов государственных служащих в предпринимательские структуры и другие меры.

0
Ваша оценка: Пусто