Проблемы разграничения рекламы и иных смежных категорий

Котикова Анастасия Сергеевна
ЧОУ ВО «Сибирский юридический университет», г. Омск 

 

Актуальность темы настоящего исследования заключается в следующем. До настоящего времени эффективных правовых требований к содержанию и условиям рекламы в России не наблюдалось. В целях формирования более целостной системы правового регулирования рекламной деятельности, а также разграничения рекламы и иных смежных категорий необходимо акцентировать внимание на практически полном отсутствии опыта и практики в данной сфере.

На сегодняшний день существует множество определений понятия «реклама». Хотелось бы выделить одно из них, «реклама — это ознакомление потребителя с товаром или услугой, которое предлагает данное производственное, торговое или иное предприятие». [4, с. 10].

На данный период времени законодательство Российской Федерации определяет, что «реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке». [1].

Проблема правового регулирования рекламной деятельности связана напрямую с вопросами определения понятия «реклама» и возможностью ее размещения. Полагаю, необходимым в этой ситуации обратится к материалам судебной практики и более детально рассмотреть понятие «наружной рекламы».

Можно привести пример, когда спор был связан с фактом признания информации рекламой. Организация разместила на стене жилого дома вывеску, предварительно не получив согласия жильцов. Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требования жильцов, снять эту конструкцию, поскольку посчитал, что она не является рекламой,  но затем это решение было отменено, требование удовлетворено, поскольку на вывеске была указана информация об организации, было признано, что это реклама. [2].

Индивидуальный предприниматель обратился в суд из-за отказа местной администрации выдать разрешение на установку рекламы. Предприниматель планировал разместить рекламную конструкцию в виде перетяжки на заборе, которое он эксплуатирует по договору безвозмездного пользования. В выдаче разрешения было отказано со ссылкой на то, что закон не позволяет размещать вывеску как рекламную конструкцию на объекте, который не является недвижимостью. Суды двух инстанций сочли отказ правомерным. На новом рассмотрении суд пояснил следующее. В данном случае планируемая к размещению конструкция представляет собой баннер (вывеску) с рекламной информацией. По Закону «О рекламе» наружная реклама, размещаемая с использованием рекламных конструкций, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, распространяется с соблюдением определенных требований. Имеется в виду реклама, размещаемая с использованием щитов, стендов, строительных сеток. Подобная конструкция устанавливается и эксплуатируется ее владельцем по договору с собственником участка, здания или иной недвижимости, к которой присоединяется такая реклама. Исходя из приведенных норм, рекламная конструкция устанавливается с использованием принадлежащих собственникам участка, зданий, строений, сооружений, а также на остановках общественного транспорта.

Таким образом, под наружным размещением рекламных конструкций понимается их установка вне помещений - на улице, вдоль проезжей части дорог, на остановках общественного транспорта, на внешней стороне стен зданий и сооружений, в т. ч. на заборах и ограждениях. [3].

Исходя из приведенной выше практики, можно сделать вывод о наличии ряда проблем правового регулирования рекламной деятельности. Возникают вопросы с выбором типа и носителя наружной рекламы и выбором площадки для ее установки, а также вопросы разграничения «наружной рекламы» и «вывески».

При рассмотрении судебной практики, возникает вопрос, каковы же основные критерии отграничения вывески от наружной рекламы с точки зрения законодательства?

Поскольку в действующем законодательстве понятия «вывеска» не содержится, стоит обратиться к следующему федеральному законному. Так, в соответствии с Законом РФ "О защите прав потребителей", под вывеской понимают информацию, которую изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя, а именно - фирменное наименование (наименование) организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы.

Четкого отграничения понятий «вывеска» и «наружная реклама» не наблюдается, в связи с этим возникают трудности на практике, а также ряд вопросов. Как должна выглядеть вывеска? Имеет ли значение ее местоположение на здании?

Законодательство не регулирует данные вопросы, а также не регламентирует количество вывесок, их размер, цвет, шрифт. Однако не следует забывать, для чего организации и индивидуальные предприниматели обязаны размещать вывески. Потребители не должны быть введены в заблуждение, они должны получить информацию о лице, продающем товары или оказывающем услуги, в доступном и наглядном виде. Представляется, что такое возможно при условии, что вся предусмотренная пунктом 1 статьи 9 Закона о защите прав потребителей информация размещена на одной табличке. При этом конструкции, на которых указаны сведения, не перечисленные в названной норме права, могут быть признаны рекламой.[5]

В связи с этим, можно выделить основные критерии разграничения вывесок и наружной рекламы. Во-первых, следует обратить внимание на целевое назначение, так можно подразумевать в качестве цели информирование потребителя или привлечение внимания к деятельности рекламы. Во-вторых, сам характер размещения, относительно занимаемого организацией помещения в определенном здании. В-третьих, параметры воздвигаемой конструкции, а именно: размер и шрифт размещенной на них информации.

Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что наружная реклама и вывеска представляют собой информацию, адресованную неопределенному кругу лиц. Различие этих понятий заключается прежде всего в характере предназначения такой информации. Применительно к рекламе такой целью является привлечение внимания к объекту рекламирования, а применительно к вывеске - доведение до сведения потребителей предусмотренной законом или обычаем делового оборота информации.[6]

Считаю должным, уделить внимание определяющим критериям при отнесении рекламных конструкций к объектам наружной рекламы. Так одним из ключевых критериев является  месторасположение – на внешних конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их. Следующими являются технические средства, предназначенные для размещения рекламной информации, расположенные внутри зданий, строений, сооружений, не являются объектами наружной рекламы.

Эти факт акцентирует внимание на том, что Закон о рекламе не вполне совершенен с точки зрения юридической техники, а именно изложения правовых норм. Для того чтобы применение норм права было эффективным, требуется хотя бы относительная их конкретика, указание на обстоятельства той или иной ситуации, влияющие на содержание таких понятий. Большей определенности необходимо в сфере размещения рекламы на определенных объектах, тем самым регулирование рекламы распространяется и на другие правоотношения.

В заключение хотелось бы отметить, что ввиду нечеткого закрепления  конкретного понятия «вывеска», в действующем законодательстве возникли вопросы о разграничении понятий "вывеска" и "реклама". Отсутствуют   критерии с помощью которых было бы осуществлено разграничение понятий «вывеска» и «наружная реклама». Существует также наличие категорий рекламных конструкций, которые не могут быть отнесены ни к вывескам, ни к рекламе. Считаю необходимым понимать, что каждая конструкция имеющая спорную информацию в контексте квалификации ее в качестве рекламы, должна рассматриваться более детально и всесторонне с учетом ее содержания, местонахождения, вида деятельности лица, разместившего данную информацию и цели, которую такое лицо при этом преследовало.


Список источников

  1. О рекламе: федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2018) // СЗ РФ. – 20.03.2006.
  2. Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 04.05.2018 № Ф01-1116/2018 по делу № А43-4961/2017//КонсультантПлюс.
  3. Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27 ноября 2014 г. № Ф08-8864/14 по делу № А32-9719/2014
  4. Спиридонова Е.А. Правовое регулирование рекламы. М., 2010.
  5. Щелкунова Т.С. О проблемах разграничения понятий "реклама" и "вывеска" // Арбитражные споры. 2011. N 4. С. 88 - 99.
  6. Филимонов А.В., Кононов В.О. Вывеска или реклама? // Законность. 2019. N 4. С. 25 - 27
0
Ваша оценка: Пусто