Проблемы правового статуса крестьянского (фермерского) хозяйства: история и современность

Огородова Екатерина Юрьевна,
Шувалова Алла Александровна,

Национальный исследовательский
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Впервые крестьянское (фермерское) хозяйство (далее – КФХ) было выделено как отдельный субъект права, а именно как субъект предпринимательской деятельности в 1990 году. Закон РСФСР 1990 г. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (далее – Закон 1990 г.) установил КФХ как самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, который на основе использования отдельным гражданином, семьей или группой граждан находящейся в их собственности или арендованной ими земли и имущества осуществляет производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции [1]. В более поздней редакции понятие, данное в п. 1 ст. 1 Закона 1990 г., видоизменилось, но суть осталась прежней. КФХ является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правами юридического лица, представленным отдельным гражданином, семьей или группой лиц, осуществляющим производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и находящихся в их пользовании, в том числе в аренде, в пожизненном наследуемом владении или в собственности земельных участков.

Таким образом, КФХ признавалось юридическим лицом, но, как отмечает Устюкова В.В., с точки зрения юридической техники нормы Закона 1990 г. были несовершенны, поскольку КФХ не отвечало признакам юридического лица (за ним не закреплялось имущество ни на каком праве, земельный участок принадлежал главе хозяйства и т.п.) [6, с. 39]. За эти и некоторые другие недостатки Закон 1990 г. был подвергнут критике со стороны научной общественности. Суханов Е.А. назвал наделение фермерского хозяйства статусом юридического лица «юридическим недоразумением» [5, с. 31].

Принятие первой части Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) существенно изменило правовой статус крестьянского хозяйства. После введения в действия ГК РФ КФХ больше не могло быть образовано как юридическое лицо. Исходя из ст. 23 ГК РФ, глава крестьянского (фермерского) хозяйства признается предпринимателем с момента государственной регистрации хозяйства. Правовой статус главы КФХ вызвало ряд споров. Некоторые ученые считали, что хозяин хозяйства приравнивается к индивидуальному предпринимателю, другие, дополняя своих коллег, отмечали, что глава хозяйства приобретает статус индивидуального предпринимателя лишь в случаях единоличного создания и регистрации хозяйства.

Мельников Н.Н. считал данные точки зрения необоснованными, поскольку в соответствии со ст. 25 ГК РФ, имущество КФХ принадлежит его членам на праве совместной собственности. Поэтому крестьянское хозяйство неправомерно сводить исключительно к его главе [3, с. 37].

Ситуация меняется с принятием в 2003 году Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (далее – Федеральный закон 2003 г.), в котором дается новое определение КФХ: объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность, основанную на их личном участии [7].

Данный закон, как и на тот момент, статья 23 Гражданского кодекса РФ, содержал положения о том, что КФХ не является самостоятельным субъектом гражданских правоотношений, поскольку от его имени выступает глава, имеющий статус индивидуального предпринимателя. При этом закон также установил, что предпринимательскую деятельность фермерское хозяйство осуществляет без образования юридического лица. То есть к 2003 году законодатель пришел к выводу о нецелесообразности сохранения за КФХ статуса юридического лица.

Подобный подход был связан с необходимостью более четкого определения статуса крестьянского (фермерского) хозяйства, которое на тот момент не соответствовало ни одному из существенных признаков юридического лица [8, с. 106]. Например, имущество данного субъекта принадлежало на праве общей совместной собственности его членам, что лишало его возможности выступать в качестве ответчика по своим обязательствам [2, с. 340].

Что касается тех КФХ, которые были созданы как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР 1990 года, то изначально в п. 3 статьи 23 данного федерального закона указывалось, что данные КФХ вправе сохранить статус юридического лица на период до 1 января 2010 года. Однако к данному сроку они не прекратили свою деятельность в качестве юридических лиц, поэтому он был продлен до 1 января 2013 года, а затем и до 2021 года.

Подобный подход к правовому статусу КФХ просуществовал до начала 2013 года. Федеральным законом от 30.12.2012 N 302-ФЗ "О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в Гражданский кодекс РФ вводится статья 86.1, которая на сегодняшний день определяет статус фермерских хозяйств наряду с Федеральным законом 2003 года.

Изменения состояли в том, что с 2013 года те граждане, которые ведут совместную деятельность в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, вправе создать КФХ в форме юридического лица. В этом случае имущество принадлежит ему на праве собственности, что и позволяет избежать тех недостатков, о которых речь велась ранее.

В итоге сложилась двойственная ситуация: с одной стороны, сохранилось положение Федерального закона 2003 г. о том, что КФХ осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а с другой стороны, ГК РФ предоставил гражданам возможность создания КФХ в форме юридического лица.

Последующие изменения были связаны с тем, что в 2014 году крестьянские хозяйства были внесены в перечень коммерческих организаций (ст. 50 ГК РФ), что позволило прекратить дискуссии о статусе КФХ, которые велись учеными ранее [8, с. 107-108].

Таким образом, на сегодняшний день можно выделить два основных вида крестьянских (фермерских) хозяйств: так называемые, «договорные хозяйства» [4, с. 250], не являющиеся юридическими лицами и формируемые путем заключения соглашения о создании, и хозяйства, являющиеся коммерческими организациями. При этом, учитывая специфику создания хозяйств – юридических лиц, можно прийти к выводу, что у любого договорного хозяйства есть возможность приобрести статус юридического лица, поскольку их форма является базой для приобретения такого статуса.

Но была ли необходимость создания такой коллизии в статусе КФХ? Возможно, было бы логичнее определиться с единой концепцией при подходе к статусу КФХ и отразить ее в действующем законодательстве.

На сегодняшний день вопрос о правовой природе крестьянского (фермерского) хозяйства остается актуальным и вызывает вопросы у ученых и правоприменителей. На наш взгляд, наиболее целесообразным является подход, согласно которому КФХ должно рассматриваться как самостоятельный субъект, наряду с физическими и юридическими лицами.

В первую очередь это связано со спецификой крестьянского (фермерского) хозяйства. В юридической науке выделяют отличительные признаки КФХ, которые позволяют отграничить их от других субъектов гражданских правоотношений: признак родства, обязанность членов хозяйства лично участвовать в его деятельности и запрет для юридических лиц быть участниками крестьянских (фермерских) хозяйств [8, с. 109].

Во-вторых, новеллы ГК РФ и Федеральный закон 2003 г. не содержат положений о реорганизации и ликвидации КФХ. Таким образом, возникает ряд вопросов. Применяются ли нормы о реорганизации к КФХ, созданному как юридическое лицо? Возможно ли реорганизовать КФХ в другую организационно-правовую форму и каким образом это можно сделать? Каков порядок ликвидации КФХ и в каком порядке она проводится? На эти вопросы не дает ответа ни ГК РФ, ни специальный закон.

В заключение необходимо сказать, что на сегодняшний день существует потребность в дальнейшем многоаспектном изучении вопроса правовой природы крестьянского (фермерского) хозяйства.

Список литературы

  1. Закон РСФСР от 22 ноября 1990 г. № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» // «Ведомости СНД и ВС РСФСР», - 1990, - № 26.
  2. Коммерческое право. Часть вторая / Отв. ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлев. СПб: Издательство С-Петербургского университета, 1998. – 518с.
  3. Мельников Н.Н. Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства // Журнал российского права. – 2007. - № 3 (123). - С. 32-40.
  4. Рыхлетский П.Л., Дашко М.А. Особенности правового статуса крестьянского фермерского хозяйства // Актуальные проблемы развития гражданского права и процесса на современном этапе. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Краснодарский университет МВД России. – 2015. - С. 247-252.
  5. Суханов Е.А. Право собственности в Гражданском кодексе // Закон. – 1995. - № 11. - С. 25-34.
  6. Устюкова В.В. О возможности признания крестьянского (фермерского) хозяйства юридическим лицом // Аграрное и земельное право. – 2012. - № 1. - С. 39-42.
  7. Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ (ред. от 23.06.2014) "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"// Справочно-правовая система «Консультант-плюс». – Ст. 1

Цуканов О.В., Колесова Т.С., Савельев С.В. Гражданско-правовое регулирование крестьянских (фермерских) хозяйств // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. - 2014. - № 6 (49). - С. 105 – 109.

0
Ваша оценка: Пусто