Фисенко А.А.,
Студент 4 курса, ОмЮА
Уже давно в западных странах развивается институт дистанционной купли-продажи, на современном этапе она ничуть не уступает розничной. Несмотря на относительно недавнее появление данного договора в нашей стране, граждане уже активно используют эту возможность и заказывают различные товары и услуги на удаленном доступе. Нередко можно столкнуться с ситуацией, когда потребитель вдоль и поперек изучает товар в магазине, «проверяет его на прочность» после чего, сидя на диване, заказывает этот товар не только с доставкой на дом, но еще и с большой скидкой. Ведь при продаже товара в магазине в его цену входят так же аренда помещения и заработная плата работников магазина, а при продаже дистанционно, через интернет, все, что необходимо продавцу – это сайт и склад для хранения товара.
Определение продажи товаров дистанционным способом закреплено в Постановлении Правительства РФ № 612 [1], а именно формулируется как «продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора».
В определении заключена основная проблема дистанционной купли-продажи, которая вытекает из сути данного договора - невозможность потребителя полноценно ознакомиться с товаром, зачастую информации предоставляемой продавцом недостаточно. Исходя из этого, проблемы договора купли-продажи дистанционным способом касаются институтов формы заключения договора, защиты прав потребителей. Именно на это в первую очередь приходится обращать внимание российскому законодателю.
Так как договор дистанционной купли-продажи является сделкой купли-продажи с некоторыми особенностями, то к нему применяются гл. 30 Гражданского Кодекса РФ [2], а так же закон «О защите прав потребителей»[3]. Данный договор является публичным, что означает возможность любого гражданина обратиться к продавцу для совершения сделки, а условия договора одинаковы для любого субъекта, за исключением случаев, когда законом предусмотрены отдельные льготы. Покупатель может ознакомиться с товаром по средствам каталогов, телевизионных передач, сети «Интернет» и другими способами. Учитывая особенности данных способов ознакомления с товаром, всегда существует вероятность его отличия от изображения, предоставленного продавцом. И в большинстве случаев это происходит по независящим от сторон причинам. Например цвет, оттенок или визуальный размер могут не совпадать с действительностью только из-за особенностей вашего монитора или плохо напечатанного каталога.
В таких случаях продавец, предусмотрев возможность наступления разногласий по этому поводу, предупреждает покупателя о возможности расхождения предоставляемого товара и его описания. Как правило, такие незначительные отличия выявляются только на момент доставки товара и вскрытия упаковки и не являются признаками «другого товара» или «товара ненадлежащего качества». В такой ситуации потребителю проще всего будет смириться и принять товар. Но если такой вариант не подходит, то частью 4 статьи 26.1 закона «О защите прав потребителей» предусмотрено право отказаться от товара в любой момент до его передачи или в течении семи дней после его передачи. Часто суды в производстве сталкиваются с данной статьей, поэтому практика по этому вопросу достаточно широкая.
К примеру, из апелляционного определения Красноярского краевого суда[4] следует, что некий гражданин C. заказал запчасти для своего автомобиля на сайте "Автозапчасти Exist.ru", после их получения в пункте самовывоза, в этот же день, он попытался вернуть данный товар по причине того, что запчасти ему не подходят. Конечно же, продавец в удовлетворении его требований отказал, но сослался на то, что истец отказался заполнить стандартное заявление, которое предусматривало возврат суммы на 10% меньше уплаченной. Такие доводы суд посчитал неправомерными и вынес решение в пользу гражданина C. , а именно расторг договор купли-продажи, обязал истца вернуть товар продавцу, а с ответчика взыскал уплаченную за запчасти денежную сумму, неустойку, компенсацию морального вреда, судебные расходы и штраф в размере 50% от стоимости товара. В общем, иногда довольно прибыльно спорить с продавцом, если он вообще существует, только делать это нужно правильно. Вовремя отправленная претензия и грамотно составленное исковое заявление это 80% успеха.
Но зачастую покупатели сталкиваются с недобросовестными продавцами. Потребитель «в слепую» заказывает товар дистанционным способом, руководствуясь отзывами и оценками товара и надеясь на то, что данная информация и информация о продавце является действительной. Конечно, Уголовным Кодексом РФ[5] предусмотрена квалификация данного деяния в качестве мошенничества, но из-за высокой латентности данного преступления привлечение продавца к ответственности практически невозможно.
В связи с этим необходимо быть внимательным при выборе товара и внимательно изучать предоставленную информацию. Пластинина Н.В. в своем учебнике «Дистанционные покупки» [6] предлагает некоторые правила, соблюдая которые можно уменьшить вероятность столкновения с мошенничеством. В частности можно согласиться со следующим:
- Изучить информацию о продавце, прежде всего регистрацию магазина – продавца в качестве юридического лица.
- Сравнить цены на аналогичные товары у других продавцов. Если разница более чем в половину, то стоит насторожиться.
- Узнайте условия оплаты. Лучшие условия это условия постоплаты (оплаты после получения товара).
Несомненно, проблемы договора дистанционной купли-продажи будут существовать всегда, а права потребителя будут нарушаться. И на этот случай предусмотрен претензионный, а в дальнейшем судебный порядок защиты прав.
Библиографический список
- Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 № 612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» (ред. от 04.10.2012) // СПС «Консультантплюс».
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 05.12.2017) // СПС «Консультантплюс».
- Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (ред. от 01.05.2017) // СПС «Консультантплюс».
- Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 14.06.2017 по делу N 33-7661/2017// СПС «Консультантплюс».
- Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // СПС «Консультантплюс».
- Пластинина Н.В. Дистанционные покупки. Порядок приобретения товаров и юридическая защита потребителей. М: Дашков и К, 2009г. 157 с.