Проблемы правового регулирования перевода земель из одной категории в другую

Колчева Екатерина Игоревна
Город Орел, Орловская область, ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет» имени И.С. Тургенева

 

Одним из центральных принципов земельного права, который законодательно закреплён в ст. 1 ЗК РФ является  принцип деления земель на категории по целевому назначению, согласно данному принципу , правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и дозволенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.  Все земли в Российской Федерации подразделяются на категории по целевому и функциональному назначению и выделяются в качестве особой группы в зависимости от их значения.  Данные категории законодательно отражены в ст. 7 Земельного Кодекса Российской Федерации и составляют следующие категории:

  • земли сельскохозяйственного назначения;
  • земли населенных пунктов;
  • земли промышленности, транспорта, энергетики, радиовещания, связи, информатики, телевидения, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
  • земли особо охраняемых территорий и объектов;
  • земли водного фонда;
  • земли лесного фонда;
  • земли запаса.

Данное разделение предназначено для определения правового статуса земельного участка с целью его охраны и использования только по назначению, а также для сохранения первоначальных свойств участка. Земельное законодательство содержит императивную норму, согласно которой любой участок земли должен принадлежать к одной из категорий земель.[5] Законодатель в п. 2 ст. 8 Земельного Кодекса РФ закрепил перечень документов, в которых должна быть указана категория земель, к ним относятся:

  • акты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков;
  • государственный кадастр недвижимости;
  • документы о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
  • договоры, предметом которых являются земельные участки;
  • иных документы в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Категория земель должна быть указана во всех вышеперечисленных документах, иначе они считаются не соответствующими требованиям законодательства и недействительными.

В некоторых случаях целевое назначение земли требует изменений, то есть перевода из одной категории земель в другую. Перевод земель — это установление порядка, условий, предела эксплуатации земель для конкретных целей в соответствии с категориями земель. Осуществление перевода влечет правовые последствия в виде изменения правового режима использования земель, а именно правил эксплуатации, гражданского оборота, охраны и т. д. [3. с.52] П. 1 ст. 8 Земельного Кодекса РФ содержит перечень земель, в отношении которых осуществляется перевод из одной категории в другую:

  • земель, находящихся в федеральной собственности;
  • земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности;
  • земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения;
  • земель, находящихся в частной собственности:
  • земель сельскохозяйственного назначения;
  • земель иного целевого назначения.

Процесс перевода земель из одной категории в другую регламентирован как нормативно правовыми актами, так и Федеральным законом № 172-ФЗ от 21.12. 2004 г. «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».   В данном законе отражен состав и порядок подготовки документов для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую. Так , например, для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую  в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.[2]

Однако при всей возможности перевода земель из одной категории в другую существуют и ограничения, по которым данная процедура не может быть реализована. Так, например, одним из оснований для отказа в реализации данного процесса может быть установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод, или же наличие отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами. Стоит отметить, что перевод земель сельскохозяйственного назначения в любую другую категорию в 2019 году запрещен, впрочем, как и прежде, если земельный участок отличается особой ценностью и имеет высокий уровень продуктивности. Более того, с недавнего времени перевод сельхоз земель из своей категории в любую другую может грозить значительными штрафами в виде денежной компенсации. На законодательном уровне это будет рассмотрено в качестве нецелевого использования участка земли. Штрафы в 2019 году варьируются от 200 000 до 250 000 рублей, окончательная сумма зависит от кадастровой стоимости участка. Некоторые граждане пытаются обойти закон и перевести свой земельный участок в другую категорию, в результате получают проблемы с законом и денежные штрафы.

Но даже наличие массивной нормативно-правовой базы не всегда является достаточным условием для безопасного перевода. На мой  взгляд необходимо требование о проведении экологической экспертизы и о планах рекультивации земель при переводе их в земли запасов, так как в земли запаса могут переводиться земли, которые подверглись радиоактивному и химическому загрязнению, не проведение экспертизы может нарушить право граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированное ст.42  Конституцией Российской Федерации

В Федеральном законе от 21.12.2004 N 172-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» зачастую используются понятия: «заинтересованное лицо», «правообладатель», «ненадлежащее лицо» и т.д., которые в одном регионе будут обозначать одни понятия, а в другом – совсем иные. С одной стороны, законодатель не может урегулировать в законе все без исключения понятия, и пошаговой регламентации всех действий, так как это будет способствовать захламлению законодательной базы и приданию закону инструкционного характера. С другой стороны, на практике это вызовет большие трудности, потому как даст возможность государственным органам, непосредственно занимающимся проведением процедуры перевода, трактовать такие понятия каждому по-своему, что может повлечь нарушение конституционного принципа равноправия.

Следующая проблема касается сроков перевода. В целом, чтобы осуществить перевод до момента его регистрации необходимо около 3 - 4,5 месяцев. Однако на практике, скорее всего, данная процедура будет занимать гораздо больше времени, например, в два или более раза. Это объясняется тем, что для осуществления перевода необходимо подготовить пакет документов.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что существующие пробелы законодательства, регулирующего перевод земель из одной категории в другую, требуют устранения, на мой взгляд, для решения этой проблемы необходимо внести некоторые поправки в закон «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»:

  • более четко детализировать процедуру проведения экспертизы, при переводе земель, подвергнутых загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами
  • раскрыть содержание таких понятий, как «правообладатель», «ненадлежащее лицо», «заинтересованное лицо»;
  • регламентировать более детально сроки перевода земель из одной категории в другую.

Список литературы

  1. "Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 25.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019)
  2. Федеральный закон "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" от 21.12.2004 N 172-ФЗ (ред. от 29.07.2017)
  3. Хураськина Н. В. Проблемы правового регулирования перевода земель из одной категории в другую// Социально-политические науки. – 2013. — № 1.
  4. Рыбалкина А. С. Проблемы правового регулирования перевода земель из одной категории в другую // Молодой ученый. — 2016. — №10.3. — С. 30-32.
  5. Остапенко А. Г., Пилюк Р. А. Права собственности на землю иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на территории Российской Федерации // Экономика, социология и право. — 2015. — № 11. С.105–108.
1
Ваша оценка: Пусто Средняя: 1 (1 голос)