Деревич Александра Радиславовна,
НЮИ(ф)ТГУ, г.Новосибирск
Современный человек живет в мире предельно высоких скоростей: мобильных и электронных средств связи, быстрых воздушных сообщений. Внимание к проблемам регулирования международных воздушных сообщений со стороны как отдельных государства, так и мирового сообщества в целом всегда было пристальным и неотступным, поскольку, воздушный транспорт – это самая быстрая и эффективная связь между государствами, и прерывать ее нет смысла ни на каком уровне. В научной литературе не раз подчеркивалось, что «современное государство не может нормально функционировать, развивать свои экономические и политические связи без надежно действующей системы международных воздушных сообщений с другими странами». Это особенно справедливо в условиях глобальной экономики.
Основной аспект ранее и сейчас делался на обеспечении безопасности полетов в международных воздушных сообщениях. Террористические вызовы выдвинули эту проблему в ранг первостепенной, решать ее нужно сообща и усилиями всего мирового сообщества. Между тем, говорить о развитом уровне правового регулирования безопасности международных воздушных сообщений, пока затруднительно.
В научной литературе отмечается, что «международные воздушные сообщения являются юридической формой оформления двусторонних межгосударственных отношений в международном договоре… Точное определение понятия важно для правильного толкования и применения договоров и соглашений по воздушному праву, а также взаимодействующих с ними национальных законов и правил». Согласно п. b ст. 96 Чикагской конвенции 1944 г. «международное воздушное сообщение» означает «воздушное сообщение, осуществляемое через воздушное пространство над территорией более чем одного государства».
Несмотря на наличие большого числа международных конвенций и договоренностей в международном воздушном праве существуют проблем, обусловленные отсутствием единого общего регулятора воздушных сообщений.
Следует указать проблему преобладания суверенных прав государства, над которым находится воздушное пространство. С одной стороны, правовой режим воздушного пространства определяется режимом территории, над которой оно расположено, что справедливо в силу принципа суверенности государства. В силу данного принципа «каждое государство вправе разрешать, ограничивать и запрещать, а также регулировать порядок выполнения любых полетов на свою или через свою территорию, включая полеты с целью коммерческих перевозок пассажиров и грузов». С другой стороны, запрет или закрытие воздушных сообщений над определенной территорией нарушает суверенные прав других государств, ее граждан, подрывает экономические и финансовые связи. Тому недавний пример – закрытие для воздушных судов РФ воздушного пространства Украины. Данное решение исключительно политизировано и не обосновано никаким экономическими или дипломатическими мотивами. Думается следует установить определенные ограничения в нормах международного права, когда государству следует полностью закрывать свое воздушное пространство (например, в случае ведения военных действий).
Другой не менее важной проблемой является постоянно увеличивающийся объем воздушных перевозок и как следствие рост числа авиационных происшествий. Это выводит на первое место проблему авиационной безопасности. Данная проблема связана с необходимостью проведения качественного и объективного расследования авиационных происшествий. Международно-правовой анализ ситуации вокруг уничтожения малазийского самолета Boeing 777 над Украиной 17 июля 2014 года до сих пор не выявил виновную в происшествии сторону. Таким же образом обстоит дело со сбытым фронтовым самолетом ВВС РФ на границе Турции и Сирии. Подобные расследования следует проводить незамедлительно после воздушного происшествия, подходить к ним особенно тщательно и путем независимых экспертных исследований. Никаких препятствий для этого не должно быть создано. Если, например, на территории, прилегающей к месту крушения, ведутся боевые действия, они должны быть прекращены в целях подробного и тщательного расследования обстоятельств воздушного происшествия.
Еще одной проблемой является множественность норм международного воздушного права, коллизионный характер этих норм, преобладание национальных норм. Хотя основные вопросы перевозок решаются в международных соглашениях (конвенциях), содержащих унифицированные нормы, единообразно определяющие условия международных воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов, при отсутствии единообразных материально-правовых норм обращаются к нормам национального права в соответствии с коллизионными нормами конвенций или национального законодательства.
Государства и мировое сообщество с целью преодоления указанных проблем должны прилагать большие усилия по унификации норм международного воздушного права. В процессе осуществления полетов основное внимание должно быть приковано не к интересам суверенного государства, правомочного в любое время закрыть воздушное пространство по политическим или идеологическим соображениям, а к интересам граждан, осуществляющим полеты, экономическим и финансовым интересам. При расследовании происшествий с воздушными судами должны быть особенно тщательно проработаны правила расследования этих происшествий, а государство, на территории которого происшествие произошло, не должно создавать никаких помех для расследования экспертами причин аварии или крушения. Государства и международные организации в сфере осуществления воздушных сообщений должны придают исключительно важное значение защите международной гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, в том числе, от террористических угроз. Система авиационной безопасности должна быть поставлена на качественно высокий уровень в любой стране, независимо от уровня экономического развития и наличия или отсутствия обновленного воздушного парка.
Список источников и литературы
1. Конвенция о международной гражданской авиации. Заключена в г. Чикаго 07.12.1944 г. (с изм. от 26.10.1990 г.) (с изм. и доп., вступившими в силу на 01.01.2000) // Собрание законодательства РФ. – 2006. – № 44.
2. Баталов А. Юридические вопросы предоставления права транзитных пролетов иностранным авиапредприятиям при осуществлении международных авиаперевозок // Авиатранспортное обозрение. – 2006. – №74. – С.32-37.
3. Бордунов В.Д. Международное воздушное право. Учебное пособие. - М.: НОУ ВКШ «Авиабизнес»; изд-во «Научная книга», 2006. – 464 с.
4. Выгодянский А.В. Правовое регулирование международных воздушных перевозок // Юрист. – 2013. – № 2. – С.12-15.
5. Грязнов В.С. Некоторые тенденции международно-правового регулирования воздушного транспорта // Московский журнал международного права. – 1996. – № 1. – С. 113-140.