Проблемы правового регулирования инвестиционной деятельности на рынке ценных бумаг в россии

Лиликова Оксана Сергеевна, Щелокова Антонина Анатольевна,
Белгородский университет кооперации, экономики и права

 

Преобразование экономики России находится в непосредственной взаимосвязи с активизацией инвестиционной деятельности, основывается на внутренних и внешних капиталовложениях, осуществление которых создает предпосылки для экономического роста и повышения конкурентоспособности национальной экономики, является решающим фактором социально-экономического развития в долгосрочной перспективе. Мировой финансово-экономический кризис еще более актуализировал значимость данного фактора; стимулирование инвестиционной активности стало приоритетным направлением деятельности каждого государства и мирового сообщества в целом. Решение этой проблемы зависит от многих обстоятельств, предполагает осуществление различных по их природе и содержанию мер, важное место занимают в их числе правовые аспекты инвестирования, совершенствование правовой регламентации инвестиционной деятельности. Развитие рыночных отношений в России, либерализация экономики открыли широкий простор для проявления инициативы в этой сфере, но вместе с тем в инвестиционной деятельности проявились и негативные свойства: склонность к противоправным сделкам, незаконному завладению чужими финансовыми средствами и имуществом. Инвестирование как вид экономической деятельности, связанный с обособлением материальных и финансовых ресурсов инвестора и передачей их другим лицам, создает для этого определенные предпосылки.[1]

Свойственные инвестированию риски могут быть минимизированы эффективными правовыми средствами, надлежащей правовой регламентацией инвестиционных отношений, учитывающей особенности инвестиций как объекта правового регулирования, обусловленные спецификой их социально-экономической и правовой природы, что, в свою очередь, предполагает необходимость системного и комплексного изучения инвестиций как экономико-правового явления.

Начиная рассмотрение заявленного вопроса необходимо определиться с понятийным аппаратом. Инвестиционная деятельность отличается от инвестирования по субъектному составу и содержанию, для нее характерен более широкий круг участников, осуществляющих функции заказчиков, исполнителей, посредников; соответственно, разнообразным, детерминированным сферой инвестирования является и ее содержание. Понятие инвестиционной деятельности дается в ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»[2].

Под инвестиционными ценными бумагами в юридической литературе понимаются денежные ценные бумаги, являющиеся предметом массовых выпусков (эмиссий) и удостоверяющие право их держателей на единовременное или периодическое получение дохода с их номинальной стоимости, величина которого определяется либо размером прибыли (дохода), полученного эмитентом в расчете на каждую ценную бумагу, либо содержанием принятого эмитентом обязательства.

К инвестиционным ценным бумагам относятся: акции, облигации и иные инвестиционные ценные бумаги (публичные (государственные и муниципальные) ценные бумаги; сберегательные и депозитные сертификаты кредитных организаций; жилищные инвестиционные паи; ипотечные сертификаты участия и др.).

Принятие Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»[3], несомненно, означало начало нового этапа в развитии инвестиционного процесса в России. Именно он заложил законодательные основы инвестирования как юридической конструкции, определив ее через понятие эмиссии. Закон установил обязательность государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг, определил основы порядка раскрытия информации, заложил фундамент для деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг. В то же время нельзя не отметить и определенные недоработки законодателя.

Среди недостатков данного закона можно выделить нечеткое закрепление понятия «эмиссии». Законодатель пошел по пути обозначения признаков, которым должны соответствовать определяемые эмиссионные ценные бумаги, т.е. путем установления соответствия или несоответствия признаков факта или явления с закрепленными нормой права. Рассмотрим эти признаки более подробно.

  1. Эмиссионная ценная бумага должна закреплять совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных законом формы и порядка. Ключевым моментом здесь является удостоверение именно совокупности имущественных и неимущественных прав. Так, лицо, приобретшее акции - акционер, обладает как неимущественными правами, например, право на участии в общем собрании, право на получение информации о работе общества и т.д., так и имущественными - право на получение дивиденда. Однако один данный признак не позволяет отграничить правоотношения в инвестиционной сфере от других- их видов, так, заказчик также имеет и имущественные, так и неимущественные права (ст. 748 ГК РФ).
  2. Следующим признаком является то, что эмиссионные ценные бумаги размещаются выпусками, при этом выпуск определятся как совокупность ценных бумаг одного эмитента с одним регистрационным номером. Этот признак представляется наиболее важным, это обуславливается тем, что риски отдельного инвестора по мере увеличения общего числа инвесторов возрастают. Это объясняется тем, что большие суммы денежных средств позволяют участвовать в более масштабных и рискованных проектах, а также при увеличении числа инвесторов сложнее производить контроль над использованием денежных средств и возможность совместных действий инвесторов уменьшается.
  3. В Законе о рынке ценных бумаг указано, что эмиссионные ценные бумаги предоставляют их владельцам равный объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени их приобретения. Действительно, акционеры, купившие акции одного выпуска обладают равными правами. Однако этот признак сужает сферу применения данного закона, так как, по договору о долевом участии в строительстве инвесторы в зависимости от размера вклада претендуют на жилую площадь разной площади и в разные сроки.

Таким образом, ни один из названных в законе признаков в отдельности не может служить основанием выделения эмиссионных ценных бумаг. Это возможно лишь при совокупном наличии всех вышеперечисленных признаков. На наш взгляд, к числу признаков следует также отнести и объединение средств большого числа инвесторов.

Принятие закона «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» от 05.03.1999 № 46-ФЗ стало следующим этапом развития правового регулирования в области рынка ценных бумаг стало. Указанным Законом введен запрет на публичное размещение, предложение и рекламу ценныхбумаг для неограниченного круга лиц, а также документов, удостоверяющих денежные и иные обязательства, но при этом не являющихся ценными бумагами. Очевидно, что законодатель пытался избежать повторения ситуации с финансовой пирамидой «МММ», однако под данное им определение рекламы и (или) предложения ценных бумаг подпадают лотерейные билеты, туристические путевки и т.д.[4]

Таким образом, развитие инвестиционного законодательства, по нашему мнению, должно происходить в следующем направлении. Во-первых, дальнейшее совершенствование норм ФЗ «О рынке ценных бумаг», нацеленное на создание общей модели привлечения инвестиций на основании регистрации инвестиционного предложения вне зависимости от наименования формы удостоверения прав инвестора, и введение запрета на привлечение любых инвестиций без такой регистрации. Во-вторых, развитие законодательства, посвященного отдельным видам инвестирования, и, в направлении дифференциации инвесторов в ценные бумаги путем установления перечня эмиссионных ценных бумаг, предназначенных только для квалифицированных инвесторов, отвечающих предусмотренным законами «О рынке ценных бумаг» и «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» специальным требованиям.
 


[1] Литягин Н.Н. Актуальные проблемы государственного регулирования инвестиций. Правовые предпосылки активизации инвестиционной деятельности // Государственная власть и местное самоуправление. 2014. - № 4. - С. 24 - 27.

[2]Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений: Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ (в ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 9. - Ст. 1096.

[3] О рынке ценных бумаг: Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ (в ред. от 03.07.2016 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации.   22.04.1996 г.  № 17.  Ст. 1918.

[4] Инвестиционное право: учебник для бакалавриата и магистратуры / А. А. Овчинников [и др.]. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2015. — С. 19-20.

 

0
Ваша оценка: Пусто