Проблемы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в государственных, муниципальных и корпоративных закупках

Крахмальная Валерия Сергеевна
ЧОУ ВО «Омская юридическая академия», г. Омск

 

На сегодняшний день ориентир политики государства в Российской Федерации направлен на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, что выражается в предоставлении особых льгот и преимуществ. Одним из основных направлений осуществления деятельности для потенциальных Поставщиков, Подрядчиков (Исполнителей) является рынок государственных закупок. Законодательство развивается в направлении расширения и привлечения наибольшего количества участников, что обеспечивает стабильную конкуренцию, а также развивает экономическую составляющую государства.

Субъекты малого и среднего предпринимательства являются основной и базовой составляющей, а также неотъемлемой частью экономики. Поддержка участия таких субъектов на рынке государственных закупок обеспечивается рядом норм, закрепленных в Федеральном законе «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ, Федеральном законе «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ, а также Постановлении Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Статья 30 44-ФЗ прямо регламентирует обязанность Заказчиков по осуществлению закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (СМП) в объеме не менее чем 15% от совокупного годового объема закупок. Законодатель в п.8 ст.30 44-ФЗ установил льготу для СМП в части условий оплаты. В случае если закупка осуществляется для СМП, срок оплаты  не должен превышать 15 рабочих дней, в то время как при проведении стандартной процедуры срок оплаты составляет 30 календарных дней. Указанный срок сократился на 9 календарных дней, что, на мой взгляд, не является существенным для участников.

Если провести анализ 44-ФЗ и 223-ФЗ, в части предоставления преимуществ, то в 223-ФЗ ситуация сложилась иным образом. Если сравнивать указанные федеральные законы, то по наполнению и регламентации действий Заказчика, 223-ФЗ уступает 44-ФЗ. Очень много свободы законодатель предоставляет Заказчикам, тем самым создает почву для злоупотреблений. Закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) регулируются ст.3.4 223-ФЗ и ПП №1352, по моему мнению, это наиболее детализированная процедура в настоящем федеральном законе. Однако, на мой взгляд, подход, который сформировал законодатель в указанном постановлении, не является отражением политики государства по поддержке малого бизнеса. Нормы указанного постановления носят императивный характер в части определения Заказчиков, которые могут проводить закупки у МСП. Пункт 2 настоящего постановления содержит закрытый перечень лиц, которые имеют право осуществлять закупки с соответствующим условием допуска. Если подвергнуть анализу данный пункт, то он распространяется на «крупных» Заказчиков годовой объем закупок которых, например, превышает 2 млрд. или 500 млн. в зависимости от условий определённых в постановлении правительства.

На практике под указанное постановление попадает только один заказчик из десяти в Омской области. Считаю, что положения 44-ФЗ наиболее удачно отражают сегодняшнюю политику, и охватывают больший круг Поставщиков, Подрядчиков (Исполнителей), т.к. расширяют сферы предоставления преимуществ. Императивность норм ПП №1352 ограничивает Заказчиков в осуществлении закупок у МСП. Заказчик, не попадающий под перечень, не может осуществлять закупку у МСП, т.к. это будет считаться ограничением конкуренции. 

Процедура осуществления закупок у МСП, если рассматривать Заказчиков осуществляющих деятельность на основании 223-ФЗ, намного сложнее, чем по 44-ФЗ, в части проведения процедуры. У заказчика по 44-ФЗ есть возможность выбора, какие закупки осуществлять у СМП, он сам определяет их на основании своих потребностей, но в рамках не менее 15 % от совокупного годового объема закупок. В 223-ФЗ Заказчик следует определенному перечню, который утверждается еще до начала осуществления закупок. В 44-ФЗ достаточно в плане графике и извещении (документации) установить соответствующее преимущество, которое не усложняет процедуру, в то время как 223-ФЗ созданы 4 специальных процедуры, которые существенно отличаются от стандартных способов, что порой не соответствует способам закупок отраженных в положении Заказчика.

На сегодняшний день, в связи с недавними изменениями 223-ФЗ, практика по новым способам закупок у МСП не сложилась, однако сложность таких закупок проявляется на стадии подготовки документации.

Существует также вопрос, следует ли заказчикам в положении отражать новые способы закупок, или руководствоваться исключительно 223-ФЗ и ПП №1352. Если заказчик в этом году не попадает под закупки у МСП, но в следующем у него появится такая обязанность, стоит ли вносить в положение изменения в связи с потенциальной возможностью возникновения такой обязанности? На данный момент позиции принимают диаметральные положения.

В 223-ФЗ также только для МСП установлено наличие специализированных счетов, на которые участники перечисляют денежные средства для обеспечения заявок, что дополнительно усложняет процесс участия в процедурах, если у участника отсутствует счет в банке, который включен в перечень, на сегодняшний день указанный перечень предусматривает 21 Банк.

Также ст.3.4 223-ФЗ не учитывает особенность осуществления закупок у Заказчиков, у которых не предусмотрено проведение переторжки. Данная норма требует подачу ценового предложения отдельно, что удлиняет сроки проведения процедуры, путем составления трех отдельных протоколов, например, по такой процедуре как запрос предложений в электронной форме у МСП, что также создает дополнительные основания для отклонения заявок участника.

На практике при осуществлении закупки щебня участник приложил ценовое предложение во второй части закупки, на основании п.21 ст.3.4 223-ФЗ заявка подлежит отклонению, однако на ход и результаты закупки это не могло повлиять, так как не предусматривалась подача дополнительных ценовых предложений.

На мой взгляд, указание ст.3.4. 223-ФЗ в следующей редакции «В случае содержания в первой части заявки на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме сведений об участнике таких конкурса, аукциона или запроса предложений и (или) о ценовом предложении либо содержания во второй части данной заявки сведений о ценовом предложении данная заявка подлежит отклонению, если извещением (документацией) предусмотрена процедура подачи дополнительных ценовых предложений (переторжка)» позволит минимизировать риск отклонения участника, повысит конкуренцию, а также сократит срок осуществления закупки.

Также возникает резонный вопрос, если наладить механизм проведения процедур и предоставления преимуществ будет ли это эффективно работать в части повышения благоприятного экономического климата и развития малого бизнеса?

Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ определяет критерии отнесение субъектов к числу МСП. Установление таких необоснованно завышенных критериев позволяет крупной организации причислить себя к МСП и получать дополнительные преимущества. Наличие таких критериев сводит политику государства по поддержке МСП к минимуму, т.к. на практике никаких преимуществ у малого бизнеса нет. Поддержку малого бизнеса следует осуществлять с учетом изложенных моментов, а именно, критерии должны подлежать уменьшению в части предельных значений доходов, тем самым льготы и преимущества будут на стороне действительно той «слабой» категории, которая в них нуждается.

Подводя итог настоящей работы, на мой взгляд, законодательство подлежит доработке в области критериев установленных в 209-ФЗ, изменении 223-ФЗ и ПП №1352, в части расширения субъектного состава участников, которые имеют право осуществлять закупки у МСП, и дополнением ст.3.4 223-ФЗ указанным в настоящей работе положением для упрощения процедуры участия и сокращения сроков осуществления закупок.


Список используемых источников:

  1. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Правовая справочно-информационная система «Гарант».
  2. Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» // Правовая справочно-информационная система «Гарант».
  3. Постановление Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. N 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» // Правовая справочно-информационная система «Гарант».
  4. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Правовая справочно-информационная система «Гарант».
1
Ваша оценка: Пусто Средняя: 1 (1 голос)