Проблемы международно-правового признания государств

Каланда Кирилл Дмитриевич,
Новосибирский юридический институт филиал Томского государственного университета, г. Новосибирск

 

Практически любое современное государство является достаточно устойчивым образованием. Однако и в их судьбах иногда случаются масштабные перемены. История знает множество примеров появления новых государств в те моменты, когда обстановка в мире к этому не располагала. В наше время для образования новых независимых государств были созданы практически все необходимые условия, что, в свою очередь, способствовало резкому увеличению их числа. Исходя из вышеизложенного, не трудно сделать вывод о том, что проблема международно-правового признания как никогда актуальна и важна. Кроме того, актуальность проблемы признания повышается в связи с наличием в современных международных отношениях ряда самопровозглашенных государственных образований, претендующих на признание и сталкивающихся с нежеланием мирового сообщества допустить нарушения принципа территориальной целостности.

Институт признания регулируется обычными нормами, отдельные аспекты признания регламентируются международными договорами и резолюциями международных организаций. Роль научных исследований по данному вопросу трудно переоценить, так как институт признания до сих пор остаётся некодифицированным. Существуют различные подходы к определению понятия международно-правового признания, но большинство учёных в этом вопросе всё же достигли единства, так Аваков М.М. и Богуславский М.М. утверждают, что  в  самом  общем  виде это  акт,   в  котором выражается   намерение   признающего   вступать    в    стабильные   международно-правовые отношения   с   признаваемой   стороной.[1, с.109] Признание есть средство, с помощью которого уже существующие государства реагируют на появление возникающих субъектов международного права.

В юридической науке к настоящему времени сложились две основные теории признания государств – конститутивная и декларативная. Сторонники конститутивной теории признания (П.Е. Казанский, Л. Оппенгейм, Д. Анцилотти, Г. Кельзен, Х. Лаутерпахт) считают, что новое государство  становится  субъектом  международного  права  только  вследствие  его  признания другими государствами. То есть согласно данной теории возникновение нового государства в международно-правовом  смысле  ставится  в  зависимость  от  волеизъявления  других  стран  и государство  как  субъект  в  международно-правовом  смысле  не  существует,   пока  не  будет получено признание.[2]

Сторонники декларативной теории (Ф.Ф. Мартенс, А.Н. Стоянов, О.О. Ейхельман, С.В. Черниченко,   А.   Кассесе  и  большинство  современных  отечественных и западных авторов) подчеркивают, что государство получает международную правосубъектность в силу самого факта своего   существования,   а   признание   лишь   констатирует   эту   правосубъектность. Признание  не  наделяет  государство  качеством  субъекта  международного  права, а лишь способствует его полноценному вхождению в систему межгосударственных отношений. Таким образом,  в  первом  случае  признание  считается «статус-создающим», во втором – только «статус-подтверждающим».

Также существует альтернативная точка зрения, согласно которой выделяется смешанная теория признания, которая предполагает наличие взаимосвязанных элементов как конститутивного, так и декларативного характера. Её приверженцами выступают такие известные учёные, как  В.Л. Толстых и  В.А. Романов.[3, с.363-364] На наш взгляд, данная концепция является наиболее близкой к истине и сбалансированной.

Согласно Декларации о принципах международного права 1970 г.     «каждое государство  обязано уважать правосубъектность других государств» [4] Из данного положения можно сделать вывод, что образование нового государства не должно зависеть от воли государств его признающих. Государства  равны  между  собой  вне зависимости от времени их создания и объема прав, и обязанностей, о чём нам говорить принцип суверенного равенства государств.

Современные критерии признания были разработаны на встрече министров иностранных дел ЕС в 1991 году, официально они носят рекомендательный характер, что не мешает им иметь определяющее значение при признании новых государств. К таким критериям относятся:

"- соблюдение положений Устава ООН и обязательств, принятых по  Хельсинкскому Заключительному акту и Парижской хартии,  особенно в  том, что касается верховенства закона, демократии и прав человека;
- гарантии прав этнических и национальных групп и меньшинств в соответствии с обязательствами, принятыми в рамках СБСЕ;
- уважение нерушимости всех  границ,  которые  не  могут  быть изменены иначе, как мирными средствами и с общего согласия;
- принятие всех соответствующих обязательств, касающихся разоружения   и   нераспространения ядерного оружия, а также безопасности и региональной стабильности;
- обязательство разрешать по соглашению, в том числе предусматривая в случае необходимости обращение в арбитраж, все вопросы, касающиеся  правопреемства государства и региональных споров".

Одновременно министры  подчеркнули,  что не будут признаваться государства, возникающие в результате агрессии. Сообщества и их страны – члены будут также учитывать влияние факта признания на соседние государства.[5]

Безусловно, трудно переоценить значение признания, особенно для самого возникшего государства. Участие в международном общении и сотрудничестве, международно-правовая правосубъектность, возможность согласования международных норм права – всё это недоступно для непризнанных государств.

Вышеизложенное можно отнести к теоретическим аспектам международно-правового признания государств, на практике же дела обстоят несколько иначе. Признание на данном этапе развития общества носит скорее политический, нежели правовой характер. Примеры Косова, Абхазии и Южной Осетии ярко отображают двойные стандарты, применяемые в современном международном праве. Строева А.С. в своей научной работе пришла к выводу о том, что важную роль в международно-правовом признании Косово сыграли США и страны Европейского союза, члены Контактной группы, а также НАТО. Поддержка этих государств и Североатлантического альянса позволила Косово в относительно короткие сроки получить признание более чем 80 стран мира. В этом смысле международно-правовое признание Косово является классическим примером влияния геополитического фактора на международно-правовое признание государств.[6, с.22] В ситуации же с Абхазией и Южной Осетией те же самые страны встали на противоположную сторону, что в очередной раз подтвердило недостаточность развития правового регулирования в данной сфере.

Таким образом, основным направлением модернизации института международно-правового признания является разработка кодифицированного акта, способного установить  содержание  и  уточнить  уже  существующие  понятия, нормы и принципы признания государств, устранить устаревшие нормы  института признания, разработать  новые  нормы  с  учетом  изменений,   происходящих в правоотношениях  между современными государствами. Что, в свою очередь, должно снизить роль политического фактора в решении вопроса о признании нового государства и упростить процедуру его получения.

Список литературы

  1. Аваков М.М., Богуславский М.М. Курс международного права: В 7 т. – М., 1990. – Т. 3.
  2. Савчук К.А. Проблема международно-правового признания государств в контексте фрагментации международного права // Российский юридический журнал. – 2013. – №5[Электронный ресурс] // CenterBereg.ru.URL: http://www.center-bereg.ru/o328.html (дата обращения: 25.11.2015).
  3. Толстых В.Л. Курс международного права: Учебник. – М., 2009.
  4. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 24 октября 1970 г. A/Res/2625 (XXV) «Декларация о принципах международного  права, касающихся  дружественных  отношений  и  сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций». [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». (дата обращения: 26.11.2015).
  5.  Заявление "двенадцати" о будущем статусе России и других бывших республик (вместе с "о критериях ЕС для признания новых государств в восточной Европе и на территории Советского союза")(подписано в Брюсселе, Гааге 23.12.91)
  6. Строева, А. С. Проблема международно-правового признания Косово: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Московская государственная юридическая академия имени О. Е. Кутафина, Москва 2011.

 

0
Ваша оценка: Пусто