Проблемы и перспективы развития законодательного регулирования экологической культуры и экологического образования

Озерова Дарья Вячеславовна,
студентка 3 курса СЗИ (ф) Университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА), г. Вологда
Научный руководитель: Н.П. Воронина, к. ю. н, доцент

 

Для формирования экологической культуры общества, прежде всего, необходимо бережно и ответственно относиться к  природе и окружающей нас среде. Экологическая культура способствует развитию здоровой нации, духовному росту общества, устойчивости в социально-экономической сфере, а также экологической безопасности страны и каждого человека. Важнейшим инструментом в её формирования выступает всеобщее и комплексное экологическое образование, поэтому государство должно поддерживать его на должном уровне. Государство должно вырабатывать обширную нормативно-правовую базу, которая бы детально регламентировала экологическое образование и культуру в Российской Федерации.

Под термином экологическая культура понимается: способность людей применять свои экологические знания и умения в практической деятельности [1]. Большинство ученых утверждают, что формирование экологической культуры происходит путем получения экологического образования. Выделим виды экологического образования:

  1. Дошкольное экологическое образование. Все мы знаем о том, что в дошкольных образовательных учреждениях, детей учат, прежде всего, любить и беречь окружающую среду, бережно относиться ко всему, что нас окружает. С детьми проводятся экскурсии, беседы, и другие формы получения экологического образования.
  2. Школьное экологическое образование. Данное образование получается путем внедрения в школьную программу всех классов таких предметов, как: окружающий мир, биология, естествознание, география, и другие. Посредством изучения данных предметов, школьники получают экологическое образование.
  3. Получение профессионального образования по направлению «Экология», и другим похожим отраслям. Так, в каждом городе есть учебное заведение, в котором есть специальность с похожим названием. Здесь уже другая ступень получения экологического образования. Прежде всего, посредством изучения дисциплин, в нашей стране выпускаются высококвалифицированные кадры в области охраны окружающей среды.
  4. Дополнительное экологическое образование. Данное образование получается, прежде всего, самими людьми. Так, это может быть семейное образование (в семье разъясняются правила и нормы обращения с окружающей средой, не нарушение данных правил семье, и другое).

Таким образом, отследив иерархию экологического образования, можно сказать о том, что в нашей стране создаются все предпосылки для формирования экологической культуры, посредством получения экологического образования.

Основным международным актом, регулирующим отношения в сфере экологического образования, является, декларация Конференции ООН по проблемам окружающей человека среды 1972 г. [2] Прежде всего, в декларации провозглашаются следующие положения:  экологическое образование, одно из важнейших для человека; большинство экологических проблем в мире возникает из-за низкого уровня экологического образования, а так же, перечислены 26 принципов (в т.ч. доступность экологического образования всем слоям населения).

Отметим, что в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ [3] нет упоминаний, о формировании эколого-ориентированных личностей, а так же, в целях образования не выделяется такая цель, как, экологическая. Полагается, что в связи с ухудшением экологической обстановки в мире, внедрения в образовательные программы дисциплины, связанной с экологией, необходимо указать в данном законе одной из цели образования – формирование эколого-ориентированных личностей.

В Вологодской области Постановлением Правительства Вологодской области от 06.12.2011 № 1514 была утверждена Концепция непрерывного экологического образования, воспитания и просвещения населения Вологодской области в интересах устойчивого развития региона до 2020 года. В данной Концепции под «экологическим образованием» понимается, нацеленный на достижение экологической культуры познавательно-воспитательный процесс, осуществляемый во всех видах педагогически организованной жизнедеятельности учащихся. Указывается, что важнейшей целью экологического образования, является развитие экологической культуры обучающихся. Стоит отметить, что в Концепции присутствуют достижения Вологодской области в сфере экологического образования и формирования экологической культуры общества.

Концепция должна содействовать непрерывному процессу развития экологической культуры населения области. Так же, в Концепции указываются уровни образования, а так же пути формирования экологической культуры населения Вологодской области, путем усовершенствования экологического образования. [4]

Похожие концепции есть и в других субъектах РФ, в частности, в Саратовской области на период 2009-2019 г.; в Алтайском крае до 2015 г. Но в большинстве субъектов РФ аналогичные концепции отсутствуют. Необходимо отметить,  что в Российской Федерации нет федерального закона, регулирующего отношения в сфере экологической культурой. Проект такового закона, вносился на рассмотрение Государственной Думой Российской Федерации в 2001 г., однако был отклонен. В данном проекте содержались: понятия экологического образования и культуры, принципы, устанавливается минимальный объем образовательной программы, которая должна была быть включена в образовательный процесс всех учебных заведений; распределялась компетенция органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления, и иные важные пункты [5].  Законопроект проходил стадии рассмотрении в Государственной Дума Российской Федерации (далее - ГД РФ) в период с 2001 по 2009 гг., и, претерпевал немалые изменения, однако в 2009 г. он был отклонен ГД РФ, в связи с тем, что не набрал кворум голосов. Судьба данного законопроекта не решена и до настоящего времени.

Отметим, что в некоторых субъектах РФ действуют законы «Об экологической культуре», к примеру, Закон Калининградской области от 02.07.2012; Закон Воронежской области от 10.10.2008. Однако есть субъекты РФ, где данный закон отсутствует, хотя и есть предпосылки к его принятию. Так, в Кировской области в 2010 г. вносился проект такового закона, но был отклонен. Аналогичный закон отсутствует и в Вологодской области.

Таким образом, на федеральном уровне отсутствует комплексное правовое регулирование отношений экологического образования и воспитания. Полагаем, что это регулирование возможно либо в виде специального федерального закона, либо в действующем Федеральном законе «Об охране окружающей среды». Учитывая, что образование, равно как и охрана окружающей среды относятся к предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ (ст. 72 Конституция РФ), то субъекты РФ также вправе принимать законы и подзаконные акты в сфере экологического и воспитания. Это позволит отразить региональные особенности и создать комплексную систему экологического образования, как на федеральном уровне, так и уровне субъектов РФ. Так же считаю, что данный вопрос необходимо решить именно к 2017 году, который объявлен Годом Экологии!


Список литературы:

[1] Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону : Феникс, 1996. – 476 с..

[2] Декларация Конференции Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среды» Принята Конференцией Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среды, Стокгольм, 1972 год [Электронный ресурс].–Режим входа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declarathenv.shtml (дата обращения 29.03.2016).

[3] Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.03.2016) // Российская газета. 2012. 31 декабря.

[4] Постановление Правительства Вологодской области от 06.12.2011 N 1514 (с изм. от 24.08.2015) "О Концепции непрерывного экологического образования, воспитания и просвещения населения Вологодской области в интересах устойчивого развития региона до 2020 года" (вместе с "Концепцией непрерывного экологического образования, воспитания и просвещения населения Вологодской области в интересах устойчивого развития региона до 2020 года") // "Красный Север", N 233, 09.12.2011.

[5] Законопроект № 90060840-3 «Об экологической культуре» [Электронный ресурс]. Режим входа: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28Spravka%29?OpenAgent&RN=90060840-3&02 (дата обращения 29.03.2016).

0
Ваша оценка: Пусто