Проблемы и перспективы развития малого бизнеса

Албул Юлия Анатольевна,
ЧОУ ВПО «Омская юридическая академия»
Научный руководитель: к.э.н., доцент кафедры экономики и менеджмента Немцова Н.В.

Малое и среднее предпринимательство играет большую роль в развитии экономики регионов и страны в целом. Именно малый бизнес на фоне постоянно меняющихся внутренних и внешних условий обеспечивает  гибкость и адаптивность национальной экономики, а также ее стабильное развитие. В масштабах страны  роль малого бизнеса нельзя недооценивать, так как малое и среднее предпринимательство являются важным фактором структурной модернизации экономики России.

- Малые предприятия в большей степени разрабатывают и используют инновационные технологии.
- Хорошо развитый сектор малого предпринимательства является основой роста занятости населения и как следствие уменьшению имеющейся безработицы.
- Рост предпринимательской активности населения способствует формированию массового среднего класса являющимся своеобразным фундаментом для устойчивости в обществе.

На сегодняшний день доля малого и среднего бизнеса в ВВП России составляет двадцать процентов, для сравнения в странах ЕС данный показатель составляет пятьдесят процентов. Эти данные указывают на имеющийся потенциал в развитии малого и среднего предпринимательства, на необходимость принятия мер для дальнейшего улучшения условий деятельности малых предприятий.

Правительство Российской Федерации заинтересованно в развитии сектора малого и среднего бизнеса. Принимаются и разрабатываются региональные и федеральные нормативно правовые акты регламентирующие поддержку малого и среднего бизнеса в целях его развития.

Примером такой  поддержки являются :

  • упрощенная система налогообложения, сокращающая налоговое бремя;
  • упрощен порядок регистрации новых организаций;
  • поддержка малых компаний, деятельность которых   направлена на разработку и  внедрение  инновационной  продукции;
  • содействие по развитию лизинга малых предприятий;
  • поддержка в виде грантов для начинающих предпринимателей;
  • создание бизнес инкубаторов, центров предпринимательства и т.п.;
  • кредитование малого бизнеса;
  • налоговые послабления для малых предприятий, к примеру, в виде рассрочки или отсрочки по уплате налогов и сборов и др.

Но, несмотря на уже действующий механизм поддержки основным препятствием для развития среднего и малого бизнеса является недостаток финансовых ресурсов, как для начала деятельности, так и для дальнейшей деятельности предприятий.
Также до сегодняшнего дня сохраняются препятствия для развития малого бизнеса в виде:

  • Сбыта продукции:
  • недостаточное количество организованных специальных социальных ярмарок,  где торговля осуществляется без посредников;
  • не в полной мере используется механизм электронных торгов;
  • стимуляция для участий малых предприятий в государственных и муниципальных заказах в виде имеющихся рычагов недостаточна, Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд» утратил свою силу, а Федеральный закон от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» вступил в действие с 01.01.2014 года, но о результатах применения данного закона говорить пока еще рано.

2.  Недостаточно высокого уровня навыков у бизнесменов, не смотря на то что уже имеется и информационная и организационная поддержка малого бизнеса, необходим более расширенный доступ предприятий к информационным ресурсам, в том числе на межрегиональный  и международных уровнях, единая система информационного обеспечения малого и среднего предпринимательства на территории каждого муниципального образования.
3. Административных барьеров. Пример: еще не все регионы в полной мере пользуются услугами электронного документооборота.
4. Имеющейся налоговой политики. Не смотря на уже разработанную и претерпевшую изменения  систему налогообложения малого и среднего бизнеса,  налоговое бремя зачастую является непосильным для предприятий.
5. Недостаточного  уровня  законодательной  информированности  бизнесменов.

Все это приводит к тому, что значительное количество малых предприятий работает в теневой экономике, что негативно сказывается на экономическом благосостоянии страны.
Поэтому Правительству Российской Федерации следует продолжать разрабатывать новые пути и совершенствовать старые механизмы по созданию благоприятных условий для деятельности малых предприятий.

Говоря о перспективах развития малого и среднего предпринимательства следует отметить: «03.02.2014 года Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев на совещании по вопросам развития малого и среднего предпринимательства сообщил, что предлагается новый механизм гарантий  для поддержки малого бизнеса это создание национальной системы гарантийных организаций с единым координирующим центром. Федеральным гарантийным фондом и Агентством кредитных гарантий. Предлагается создать его в форме небанковской кредитной организации. Основной  задачей агентства, по словам председателя правительства будет предоставление контргарантий региональным гарантийным организациям, которые уже занимаются этой деятельностью.

Гарантии, которые такое агентство сможет предоставлять, должны повысить возможности банков без особого риска кредитовать относительно небольшой бизнес, что должно увеличить в целом общий объем инвестиций в этот сектор экономики. Дмитрий Медведев сообщил, что в соответствии с предложениями Минэкономразвития объем таких гарантий может быть значительным около 500 млрд. рублей».
На сегодняшний день Д.А. Медведевым  дано поручение Минэкономразвития и Минфину ускорить создание федерального гарантийного фонда.
Какое содействие данный механизм окажет на развитие малого и среднего бизнеса будет известно по итогам анализа работы Федерального гарантийного фонда и Агентства кредитных гарантий, но это в перспективе так как работа в данном направлении только начинается.

Следует отметить, что решение Правительства Российской Федерации в поддержку малого и среднего бизнеса на 2014 год запланировано выделить более  21 млрд. рублей.
Важной частью экономического развития города является малое и среднее предпринимательство. Рабочие места и стабильные доходы населения, формирование конкурентной среды и установление равновесия рынка, значительное увеличение перечня услуг оказываемых на экономическом рынке города, а также увеличение перечня производимых товаров и существенный взнос в казну региона в виде налогов обеспечивает именно развитое предпринимательство.
Именно в связи с этим муниципалитет своей первоочередной задачей ставит создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства, основанных на стимулировании процессов вовлечения граждан в предпринимательство и на поддержке начинающих и уже действующих предпринимателей, в результате чего планируется добиться роста качества жизни населения города, повысить инвестиционную привлекательность города, увеличить доходную базу бюджета города.

В целях решения этой задачи Администрация города Омска своим постановлением утвердила долгосрочную целевую программу г. Омск «По развитию субъектов малого и среднего предпринимательства г. Омска на 2014-2015 годы» от 10.07.2009 № 562 –П.

Программой на местном уровне установлены следующие формы помощи предпринимателям г. Омска:

  • Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в виде предоставление субсидий на следующие цели:
  • на компенсацию части суммы процентов по кредитам, привлеченным субъектами малого и среднего предпринимательства города Омска в кредитных организациях;
  • на поддержку инновационных проектов;
  • на оформление результатов интеллектуальной собственности;
  • на  профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и другие виды субсидий.

2. Информационной, методической, консультативной помощи малому и среднему предпринимательству. Основана она на:

  • проведении семинаров, круглых столов, конференций по вопросам ведения бизнеса;
  • проведении работы по формированию данных о деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства на территории города Омска;
  • планировании расходов на маркетинговые исследования, на разработку программы обеспечения муниципальной информационной системы по предоставлению субсидий и др.

3.  Организация выставочно- ярмарочной деятельности:

  • выставка товаров Омских производителей, изобретателей и инноваторов;
  • предоставление организационно - технического обеспечения (предусмотрены средства на погашение расходов по аренде оборудования и помещений, приобретение призов, оформительских расходов и др.)

4. Проведение мероприятий способствующих популяризации и повышению имиджа субъектов малого и среднего предпринимательства:

  • предусмотрены средства на организационно – техническое обеспечение при проведении конкурсов «Лучшее предприятие  малого и среднего предпринимательства», «Лучший по профессии», «Лучший продавец года», чемпионата  по парикмахерскому, ногтевому искусству и декоративной косметики.

На реализацию данной программы запланировано направить 60828,1 тыс. рублей. Также предпологается, что в ходе реализации данной программы будут привлечены иные средства, в том числе из регионального и федерального бюджетов.
Необходимо отметить, что в 2013 году завершила свое действие долгосрочная целевая программа Омской области «по развитию малого и среднего предпринимательства в Омской области», которая действовала с 2009 года. Программа решала широкий спектр вопросов по содействию в развитии малого и среднего предпринимательства в Омской области. Большая часть мер поддержки хорошо зарекомендовали себя и были применены при составлении нового проекта программы, действие которой уже продлиться до 2015 года. Из них следует отметить такие инструменты поддержки в развитии малого и среднего предпринимательства как:

1. Омский региональный фонд поддержки и развития малого предпринимательства, деятельность которого началась  с августа 2007 года и осуществляется по сегодняшний день посредствам:

  • конкурса «Лучшая бизнес – идея», участие в этом конкурсе дает шанс начинающим предпринимателям получить свои первые деньги за идею востребованного, необычного бизнеса, в сумме 15000 рублей. Фонд организует и проводит другие конкурсы позволяющие получить вознаграждения в денежном эквиваленте. Например за первое место в номинации «Лучший экспортер города Омска» конкурсант вознаграждается премией в размере 60000 руб.;
  • выдачи грантов по приоритетным направлениям (молодежные проекты, сельхозпереработка, лесопереработка, проекты в сфере услуг).
  • поручительства при кредитовании банками субъектов малого и среднего бизнеса;
  • фондом подписано соглашение с представителями федеральных институтов развития бизнеса по содействию развитию малых предприятий реализующих себя в научно – технической сфере, инновационных направлениях;
  • микрофинансовых  займов.

2. Центр поддержки предпринимателей, являющийся структурным подразделением Омского регионального фонда поддержки и развития малого предпринимательства. Центр оказывает информационно – консультационную, имеджевую, финансовую и имущественную поддержку субъектам малого предпринимательства в рамках их деятельности. В деятельности центра широко используется служба «Одного окна».
3. Проект патронажа реализуется на базе  центра поддержки предпринимательства, суть проекта заключается в том, что начинающему предпринимателю  оказывает помощь в организации и ведении его бизнеса опытный бизнесмен.
4. Центр поддержки экспорта Омской области, является структурным подразделением Омского регионального  фонда  поддержки и развития малого предпринимательства, создан сравнительно недавно с августа 2012 года. Центр оказывает содействие предпринимателям  в выводе  их продукции на внешний рынок посредствам помощи в сертификации продукции  и обучении предпринимателей внешнеэкономической деятельности.
5. Региональный бизнес – инкубатор и в его рамках проект «Точка роста». Победителям конкурса об оказании услуг бизнес инкубатором  региональный бизнес инкубатор предоставляет  материально – техническое обеспечение и другую помощь необходимые для ведения их деятельности.
6. Программа «Старт»  это государственное финансирование для предприятий имеющих реальный результат интеллектуальной деятельности в направлениях (новые приборы, медицина будущего, биотехнологии, современные материалы и информационные технологии).
7. Многофункциональный центр малого и среднего бизнеса. Деятельность центра планируется осуществлять при сотрудничестве со Сбербанком России с мая 2014 года. Центр будет оказывать широкий ассортимент сервисных услуг и государственную регистрацию предпринимателей.
8. Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России» занимается решением актуальных вопросов требующих повышенного внимания в различных сферах,  с которыми  сталкиваются предприятия в процессе своей деятельности.      Следует  отметить, что при непосредственном участии «Опоры России» были разработаны и приняты федеральные законы, которые регламентировали отмену ККТ для плательщиков ЕНВД, льготную приватизацию для малых предприятий и др.

В завершении необходимо указать, что для  малого и среднего предпринимательства Омской области  остаются актуальными проблемы нехватки финансовых ресурсов, налоговое бремя для многих слишком велико и острой проблемой являются административные барьеры.

По сообщению РИА ОМСК-ИНФОРМ  первый вице – губернатор Омской области Вячеслав Синюгин в рамках конференции «Сценарий развития малого и среднего бизнеса 2014 года» проводимой 20 февраля этого года отметил, что административные и чиновничьи барьеры негативно влияют на малый и средний бизнес и особо подчеркнул необходимость их минимизировать. Большое внимание на встрече уделялось вопросам развития предпринимательства в сельских районах.

По сообщению пресс-службы областного правительства в настоящий момент разрабатываются новые программы, которые будут направлены на развитие предпринимательства и решение имеющихся проблем препятствующих развитию данной сферы экономики.

Немаловажно для Омской области это получение федеральных средств, в виде субсидий на развитие малого и среднего предпринимательства в размере 239 млн. рублей, хотя эта сумма незначительна по сравнению с выделенными средствами для других регионов, таких как  Новосибирск 409 млн. рублей, Алтайский край 298 млн. рублей, Кемеровская область 279 млн. рублей.
В  заключение   проведенного  мной   исследования  обстановки  в сфере     малого бизнеса можно сделать вывод, что для организации и развития малого бизнеса в Российской Федерации  чаще всего используются личные средства предпринимателей либо семейные суды и займы, а не займы для развития бизнеса в виду больших процентных ставок. Явно видно что  необходимы более результативные для развития малого бизнеса программы  поддержки со стороны государства, в первую очередь изменение налоговой системы в сторону уменьшения налогового бремя для малого бизнеса и более активное вливание  финансовых ресурсов.


Список литературы

    • Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»//Справочно-правовая система Консультант Плюс (СПС) 2014
    • Федеральный закон от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» //Справочно-правовая система Консультант Плюс (СПС) 2014
    •  Приложение к постановлению Администрации города Омска от 10 июля 2009 года № 562-п Паспорт долгосрочной целевой программы города Омска «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства города Омска на 2010 - 2015 годы» //Справочно-правовая система Консультант Плюс (СПС) 2014
    • Гретченко А. И. Совершенствование системы налогообложения предприятий и организаций малого и среднего бизнеса в России / А. И. Гретченко // Аудит и финансовый анализ. – 2008. – № 1.
    • Лапуста М. Г. Предпринимательство/ М. Г. Лапуста и др.- М.: ИНФА - М, 2000
    • Российская газета/ библиотека российской газеты, выпуск 13 // Малый бизнес: возможности инвестиционного налогового кредитования, 2007 
    • Вести Экономика – Вести. RU/ [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.vestifinance.ru
    • Информационное телеграфное агентство Росси (ИТАР-ТАСС) [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://itar-tass.com
    • Официальный портал Администрации города Омска [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.admomsk.ru
    • Официальный портал Омского центра поддержки предпринимательства [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.omskcpp.ru
    • Официальный портал центра поддержки экспорта Омской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://ved55.ru
    • Официальный портал Омского регионального бизнес – инкубатора [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://omrbi.ru
    • Официальный портал Омского регионального фонда поддержки и развития малого предпринимательства [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.fond-omsk.ru
    • Официальный портал общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://new.opora.ru
    • Главные новости Омск [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://bezformata.ru
    • Официальный портал регионального информационного агентства «ОМСК  ИНФОРМ» [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.omskinform.ru
0
Ваша оценка: Пусто