Проблемы и перспективы развития государственного и муниципального заказа в России

Ланганц Кристина Леонидовна,
ЧОУ ВПО «Омская юридическая академия», г Омск

 

Система государственного и муниципального заказа является составной частью экономики Российской Федерации и важнейшей сферой распределения бюджетных средств государства. В 2013 г. количество заключенных контрактов на выполнение государственного заказа составило 3 753 543 на общую сумму 5 905 944,6 миллионов рублей. Количество зарегистрированных заказчиков увеличивается, если в 2012 году было 234 457 организаций, то на 2014 год их количество составило 247 376 организаций по данным официального сайта для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.

Расширение государственных заказов обусловлено ростом поддержки и стимулирования национальных производителей, регулирования отраслевой и региональной структуры экономики. Лидирующее место среди заказчиков занимает Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, наравне с вышеуказанным министерством заказчиками являются Министерство обороны, Министерства здравоохранения, Министерство культуры, Министерство внутренних дел, а так же государственные агентства, корпорации и учреждения, различные департаменты.

Соответственно эффективное функционирование системы государственного и муниципального заказа оказывает воздействие на все стороны жизнедеятельности не только России в целом, но и каждого региона в отдельности. Используя государственный заказ как инструмент регулирования экономики, науки и техники, государство способствует реализации социально-экономической политики, вовлечению социально уязвимых групп населения в  трудовой процесс, формирует экономические предпосылки для создания принципиально новой продукции.

Однако для того чтобы государственный и муниципальный заказ как регулятор социально-экономической жизни государства эффективно выполнял свои функции необходимо выявить и устранить факторы, отрицательно влияющие на развитие заказа в целом.

К фактором, негативно сказывающимся при осуществление государственных заказов относятся:

- Практика, которая существует при заключении договоров без фиксации конечной цены поставки продукции с обязательствами заказчика оплатить исполнителю выполненные работы по уровню фактических затрат, которые приводят к повсеместному списанию на государственные заказы затрат, не имеющих к ним отношения.

- При проведении конкурсов имеют место нарушения правил и процедур, предусмотренных нормативными актами, такие как: некачественная подготовка конкурсной документации, несоблюдение срока проведения отдельных процедур, изменение условий конкурса в ходе его проведения и т.д. Эти нарушения приводят к покупке продукции по более высоким ценам, по сравнению со сложившимися ценами из-за высоких затратах на проведение конкурса.

- Заключение договоров поставки для государственных нужд с оговоркой, на что в случае появления дополнительного финансирования заказчик оплатить выполненные работы. Это приводит к возможностям для коррумпированных проявлений.3

Для искоренения соответствующих отрицательных явлений в сфере заказа принимаются различные меры, в частности оптимизация распределения полномочий по закупкам между различными уровнями государственной системы управления, введение контроля со стороны общественности за

расходами при закупках, обеспечение деятельности государственных органов материально-техническими ресурсами. Принимаются различные нормативно-правовые акты способствующие развитию государственного заказа в России.

Так 05.04.2013 г. был принят Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон №44-ФЗ), который устранил существовавшие ранее пробелы и противоречия. Но между тем в ходе применения самого Закона №44-ФЗ были также выявлены проблемы. К которым в частности относятся:

1.Недостатки системы экспертной оценки в регионах. Законом №44-ФЗ предъявляются довольно существенные требования к проведению приемки товаров, работ, услуг, являющихся результатом исполнения контрактов. По решению заказчика для приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта может создаваться приемочная комиссия. Вместе с тем, в случае осуществления заказа у единственного поставщика привлечение к приемке эксперта, экспертной организации является обязательным в ряде случаев.

Экспертиза может быть проведена силами заказчика по контрактам, заключенным с единственным поставщиком. Доля перечисленных выше закупок в общем объеме заказов для государственных нужд регионов достаточно высока. Привлечение экспертов осуществляется путем заключения контрактов в соответствии с Законом №44-ФЗ. Согласно действующему бюджетному законодательству контракты заключаются в пределах лимитов бюджетных обязательств, однако, законами регионов денежные средства на привлечение заказчиками экспертов в целях проведения приемки по контрактам не предусмотрены. Кроме того, существует ряд ограничений в отношении лиц, которые могут выступать в качестве экспертов. Перечисленные факторы вызывают затруднения у заказчиков в части проведения приемки по  контрактам с обязательным привлечением «внешних» экспертов при реализации положений Федерального закона № 44-ФЗ.

2. Проблемным вопросом является и заключение контрактов с единственным поставщиком для нужд сельских поселений.

Пункт 4 ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ предусматривает возможность осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 000 рублей. При этом совокупный годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить, не превышает 5% размера средств, на осуществление всех закупок, предусмотренных заказчиком в соответствии с планом-графиком, и составляет не более чем 50 миллионов рублей в год. Указанные ограничения не распространяются на закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые заказчиками для нужд сельских поселений в части установления предельных значений для определения размера средств. Исходя из изложенной нормы, сельские поселения могут не соблюдать установленные количественные ограничения при осуществлении закупок на сумму до 100 тысяч рублей по одному контракту.

Соответственно в таком случае проводить конкурентные процедуры по выбору подрядчика нет необходимости.

3. Существуют сложности при закупки продуктов питания и услуг общественного питания для образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания, медицинских организаций.

Из-за законодательной формулировки, закрепленной в Постановлении Правительства РФ от 28.11.2013 №1089 "Об условиях проведения процедуры конкурса с ограниченным участием при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также в «аукционном перечне» товаров, работ, услуг, возникла неопределенность в правильном установлении способа осуществления закупки таких продуктов и услуг общественного питания.

По этому вопросу на сегодняшний день имеется официальная позиция Минэкономразвития РФ и ФАС России по данному вопросу, изложенная в письме Минэкономразвития РФ от 21.02.2014 №3422-ЕЕ/Д28 и ФАС России от 21.02.2014 №АЦ/6139/14. Исходя из смысла данного письма, заказчики вправе закупать продукты питания для образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания, медицинских организаций всеми способами, предусмотренными законодательством, с учетом установленных Законом №44-ФЗ требований и ограничений. Существенным фактором является то, что при закупке продуктов питания путем проведения конкурса с ограниченным участием заказчик в обязательном порядке должен установить к участникам закупки дополнительные требования, предусмотренные Постановлением Правительства РФ №1089.5

Что касается недостатков системы экспертной оценки в регионах, то необходимо создание некой общей экспертной площадки, на базе которой проводилась бы профессиональная оценка крупных проектов. При этом должно быть законодательно урегулированы требования, предъявляемые к независимым экспертным организациям.

Относительно заключения контрактов с единственным поставщиком для нужд сельских поселений необходимо создание специальных положение в виду специфике соответствующего заказа.

Устранение всех недостатков, мешающих развитию закупок в России возможно только путем непрерывного анализа действующего законодательства и практики его применения. В целях, недопущения ошибок и неясностей в законе в будущем.

Так как развитая система государственного и муниципального заказа способствуют непрерывному развитию всех сфер деятельности государства.

0
Ваша оценка: Пусто