Проблемы функционирования и направления развития малого бизнеса в Российской Федерации

Иванова А.Д.,
Помощник директора института экономики и управления ОмЮА
, г. Омск

 

Малое предпринимательство на сегодняшний день является важным социальным, политическим и экономическим фактором, определяющим общее развитие всей экономики. Малый бизнес значим не только из-за своей первостепенной задачи – повышения благосостояния отдельно взятых граждан, но и выполнения определенных функций в масштабах государства. Роль малого бизнеса в экономике определяется целым рядом факторов:

Во-первых, малое предпринимательство, являясь основанием для формирования «среднего класса», способствует ослаблению социальной дифференциации, которая свойственна рыночной экономике.

Во-вторых, как свидетельствует статистика, ежегодно более половины рабочих мест создаётся за счёт мелкого предпринимательства.

В-третьих, малый бизнес отличается высокой эффективностью капиталовложений. Например, в американском малом бизнесе она почти в 9 раз выше, чем в сфере крупного предпринимательства. Можно учесть и то, что в последнее время в США почти 55% всех инноваций были созданы именно в малом бизнесе. В малых фирмах внедряется в 17 раз больше нововведений и разработок, чем в крупных предприятиях. В целом, на Западе на технологический сектор приходится до 60% от общего объёма малого бизнеса.

В-четвёртых, известно, что малый бизнес зарабатывает больше крупного, с каждого вложенного доллара или евро его инвесторы получают больше доходов, чем инвесторы крупных производителей. Даже в условиях экономического кризиса в Германии малое предпринимательство оказалось прибыльным. Как писала Deutsche Welle, наиболее успешными были фирмы с числом сотрудников не более 10 человек.

В-пятых, способность малых предприятий к изменениям. Ведя бесконечную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться и быстро откликаться на изменение рыночной конъюнктуры.

В-шестых, глубокая специализация и востребованность услуг малого бизнеса, без чего сегодня немыслима высокая эффективность. Малый бизнес обладает способностью производить востребованные товары, удовлетворять потребности в дефицитных услугах, изготавливать штучную продукцию по требованиям заказчика. Кроме того, такой бизнес сравнительно быстро окупается, даёт возможность начать бизнес с малым стартовым капиталом. Самым ярким примером может послужить компания «Макдональдс», выросшая из дешёвой закусочной братьев Макдональдс, позволившей клиенту перекусить, не выходя из машины. Или, например, история создания Facebook, Аpple, Microsoft, Google и т. п.

Ссылаясь на данные и статистику Федеральной налоговой службы России, можно отметить, что с 2005 года число зарегистрированных индивидуальных предпринимателей и фермеров в России начинает расти и достигает своего пика в 2011 году. С 2005 по 2012-2013 гг. зарегистрированных ИП увеличилось в 2 раза, а число фермеров за период 2005-2011 – в 4 раза.

Далее началось резкое сокращение ИП и фермеров. Так же сократилось число желающих стать предпринимателями.

Одной из причин такого резкого сокращения явился принятый 3 декабря 2012 года Федеральный закон № 243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования», который существенно увеличил страховые выплаты для индивидуальных предпринимателей.

Число малых предприятий по состоянию на декабрь 2013 года так же сократилось в несколько раз по сравнению с 2012 годом, о чем свидетельствует Федеральная государственная служба статистики РФ.  

В целом, число малых предприятий и индивидуальных предпринимателей и фермеров с 2013 года имеет тенденцию к сокращению.

На сегодняшний день в России существует ряд проблем, мешающих развитию и процветанию малого предпринимательства в нашей стране. По данным Национального института системных исследований проблем предпринимательства, Россия намного уступает развитым странам по показателям развития малого бизнеса.

К основным проблемам, не дающим малому бизнесу должным образом развиваться, можно отнести:

  • Невосприимчивость к инновациям. На сегодняшний день в России инновационная активность малых предприятий не соответствует требованиям современной экономики. По данным Центра экономической конъюнктуры при Правительстве РФ, в России различными видами инновационной деятельности занимаются менее 25% предприятий, когда как в США до 50%. Одной из причин такой проблемы является то, что внедрение инноваций в производство требует больших капиталовложений, а у предпринимателей малых фирм попросту не хватает средств для таких инвестиций.
  • Низкий процент венчурной специализации. В России основным видом деятельности малого бизнеса является торговля и коммерция, а инновационное производство захватывает всего лишь около 6%, когда как в экономически развитых странах, около 25%.
  • Низкая легитимность малого бизнеса, поскольку большой процент предприятий функционирует в сфере теневой экономики.
  • Постоянная нехватка финансирования. Малый бизнес в России характеризуется острой нехваткой финансирования из-за малой величины индивидуального капитала, следовательно, появляется потребность в кредите. Банки в большинстве случаев опасаются выдавать кредиты мелким предпринимателям и поэтому процентные ставки на услуги кредитовании малого бизнеса значительно выше, нежели ставки среднего или крупного бизнеса. Проблема в том, что в России отсутствуют специальные банки для обслуживания малого бизнеса.
  • Неустойчивость малого бизнеса. Из предыдущей проблемы вытекает следующая: нестабильность малого бизнеса в результате нехватки финансирования, жесткой конкурентной борьбы и части внешних факторов. Почти каждый четвертый представитель малого бизнеса в России становится в итоге банкротом, или, по крайней мере, ликвидирует свою деятельность.
  • Высокая налоговая нагрузка. Помимо того, что в России довольно крупные размеры взимаемых налогов для предпринимателей, что в основном является следствием ухода в теневую экономику, налогообложение само по себе имеет ряд серьезных проблем: неразвитость механизмов налогообложения и перераспределения налогов.
  • Арендная плата, размер которой не ограничен законодательством. То есть арендодатели вправе постоянно повышать плату за свое помещение. Если, к примеру, для крупных торговых точек, открывающих свои магазины в торговых центрах, куда ходит большая часть населения - эта проблема не очень весомая, то для мелкого предпринимателя, чей доход невелик – это очень важный аспект.
  • Неразвитая правовая система. Негативные явления в малом бизнесе в основном связаны с неразвитостью правовой системы и слабой защищенностью предпринимателя.
  • Невысокая степень адаптированности системы образования. Проблема в низком уровне знаний, необходимых при построении бизнес-процессов и в высокой и не всегда адекватной стоимости обучения предпринимателей и персонала. К примеру, во всех развитых странах существуют программы обучения бизнесу. В Германии финансово поддерживается студенческое предпринимательство. Во многих странах предлагают простые краткосрочные курсы по маркетингу, менеджменту, управлению персоналом и т.п., чаще всего бесплатно или за довольно невысокую плату. А в японских университетах существуют специальные курсы, посвященные управлению малыми компаниями.
  • Низкая платежеспособность населения. Еще одной проблемой, сказывающейся на малом бизнесе, можно назвать низкую платежеспособность населения, что сказывается на объеме продаж.
  • Проблематичность регистрации бизнеса. В среднем, если смотреть по всей России, для регистрации бизнеса требуется пройти около девяти операций, которые занимают примерно 23 дня (зависит от местного законодательства). Если брать для сравнения Испанию, то там предприниматель получает подтверждение уже спустя сутки после подачи документов.
  • Не развитая культура страхования. Каждый пятый предприниматель не видит необходимости для сотрудничества со страховой компанией. В основном причиной для такого сотрудничества является обязательное страхование, а обращение компаний к страховщикам по собственной инициативе происходит в несколько раз реже.

Важнейшим направлением государственной политики в настоящее время является инновационный путь развития экономики, содействие в решении проблем его финансирования. Этот путь нуждается в срочном и эффективном создании соответствующей инфраструктуры, в том числе сети специализированных инновационных фондов и фондов венчурного капитала для малых предприятий, использующих в своем производстве высокотехнологические инновационные разработки. Большие объёмы денежных средств будут направлены на субсидирование расходов по проектам в инновационной сфере и по лизингу оборудования.

Также основными направлениями государственной поддержки малого бизнеса будет являться:

  • активное содействие развитию молодёжного предпринимательства;
  • помощь субъектам предпринимательства, которые осуществляют внешнеэкономическую деятельность;
  • участие в подготовке квалифицированных специалистов для среднего/малого предпринимательства;
  • поддержка субъектов малого предпринимательства с помощью муниципальных программ развития.
  • привлечение частных, в том числе иностранных, кредитов под государственные гарантии, а также трансформация сбережений граждан в инвестиции при условии корректировки налогового законодательства (уменьшение ставки налога на доходы физических лиц на сумму средств, направляемых в инвестиции);
  • отмена всех существующих налоговых льгот, которые потворствуют нецелевому использованию средств и снижают ответственность за результаты хозяйственной деятельности, и увеличение за счет этого бюджетных фондов инвестиционной поддержки малых предприятий;
  • переход к экономическим (коммерческим) механизмам распределения средств федерального бюджета путем создания гарантийных фондов кредитования и финансового лизинга.

Что касается «серой» структуры работы многих частных предприятий, у которых нет возможности воспользоваться программами господдержки малого бизнеса, то государство намерено вывести их из тени с помощью введения системы патента. Патент – специальный документ, который дает право предпринимателям на осуществление определенной деятельности в течение определённого периода времени.

Хотелось бы также отметить основные способы и меры поддержки малого предпринимательства за рубежом. В последние десятилетия в развитых странах популярна так называемая «японская модель» взаимодействия между малым и крупным бизнесом. Данная модель подразумевает создание вокруг крупного предприятия множество мелких фирм и компаний, которые являются его поставщиками комплектующих, обеспечивают ремонтные услуги, отвечают за рекламу и пр. Опыт практически всех развитых стран показывает, что малый бизнес функционирует наиболее эффективно под патронажем крупного.

Далее, в США, к примеру, существует Администрация по делам малого бизнеса (АМБ), деятельность которой направлена на реализацию стратегических целей развития малого и среднего предпринимательства. В структуру АМБ входит два независимых управления – Адвокатура малого бизнеса и Генеральная инспекция, 20 департаментов и отделов, 115 представительств, расположенных в каждом штате и крупном городе. В России также существуют департаменты по поддержки малого бизнеса, но они есть не в каждом даже крупном городе. К сожалению, нет единого центра по поддержке малого бизнеса.

Очень разумным решением правительства США было открытие в 2004 году специального портала в интернете, через который малый бизнес получил возможность оперативно взаимодействовать с государственными органами и властными структурами в режиме on-line. Данный портал обеспечивает бесплатное обслуживание субъектов малого и среднего предпринимательства по следующим направлениям:

  • поиск инвесторов для малого предпринимательства (МП);
  • информация о возможностях взаимодействия малых, средних и крупных предприятий;
  • проведение маркетинговых исследований для поиска и размещения государственных, региональных и частных заказов на поставки и закупки продукции или услуг МП и т.д.

По-нашему мнению, российскому государству для развития малого бизнеса в первую очередь необходимо наладить правовую систему. Если эта проблема будет устранена, частично разрешаться другие, например низкая легитимность бизнеса, так как большой процент предприятий функционирует в сфере теневой экономики. Одной из причин ухода малых предприятий в тень - неспособность государства обеспечить безопасность от криминальных структур и несовершенство налогообложения. Второй главной проблемой, из которой вытекают следующие – это постоянная нехватка финансирования. Государство должно создать специальные банки для обслуживания малого бизнеса с доступными процентными ставками на услуги кредитования. Это разрешит такие проблемы как неустойчивость малого бизнеса в результате нехватки финансирования, повысит процент венчурной специализации и наладит инновационную активность малых предприятий.

Чтобы поддерживать развитие малого бизнеса на достаточном уровне необходимо повысить степень адаптированности системы образования. Проблема в низком уровне знаний, необходимых при построении бизнес-процессов и в высокой и не всегда адекватной стоимости обучения предпринимателей и персонала. По моему мнению, государство должно финансово поддерживать программы обучения грамотному ведению бизнеса.

Подводя итог, можно сказать, что и развитые страны также сталкиваются с необходимостью решения множества проблем, поэтому полностью перенимать зарубежные способы поддержки малого бизнеса будет неразумно. Нужно создать свои меры и способы, которые будут подходить именно нашему государственному устройству, и будут полностью соответствовать требованиям для развития российского малого бизнеса.

0
Ваша оценка: Пусто