Проблемные вопросы применения мер безопасности в уголовном судопроизводстве

Евгений Олегович Мусатов,
курсант 3 курса ДВЮИ МВД России, сержант полиции
научный руководитель: доцент кафедры уголовного процесса ДВЮИ МВД России, к. ю. н., доцент, полковник полиции Сергей Владимирович Супрун

Согласно данным Государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2014 – 2018 годы», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 13 июля 2013 г. № 586 [1], каждый год в России примерно 10 миллионов человек выступают в качестве потерпевших и свидетелей в ходе расследования и рассмотрения уголовных дел по особо тяжким преступлениям, из них каждый пятый получает угрозы с целью изменения либо отказа от дачи показаний.

Под государственной защитой потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства законодатель понимает осуществление предусмотренных Федеральным законом «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» мер безопасности, направленных на защиту их жизни, здоровья и (или) имущества, а также мер социальной поддержки указанных лиц в связи с их участием в уголовном судопроизводстве уполномоченными на то государственными органами.
УПК РФ выделяет следующие виды мер безопасности:

  1. право следователя в протоколе следственного действия, в котором участвуют потерпевший, его представитель или свидетель, не приводить данные об их личности (ч. 9 ст. 166 УПК РФ);
  2. контроль и запись телефонных и иных переговоров (ч. 2 ст. 186 УПК РФ);
  3. предъявление лица для опознания по решению следователя может быть проведено в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознающего опознаваемым (ч. 8 ст. 193 УПК РФ);
  4. закрытое судебное разбирательство (п. 4 ч. 2 ст. 241 УПК РФ);
  5. допрос свидетеля в условиях, исключающих визуальное наблюдение свидетеля другими участниками судебного разбирательства (ч. 5 ст. 278 УПК РФ).

Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» устанавливает следующие виды мер безопасности (ч. 1 ст. 1):
1) личная охрана, охрана жилища и имущества;
2) выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности;
3) обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице;
4) переселение на другое место жительства;
5) замена документов;
6) изменение внешности;
7) изменение места работы (службы) или учебы;
8) временное помещение в безопасное место;
9) применение дополнительных мер безопасности в отношении защищаемого лица, содержащегося под стражей или находящегося в месте отбывания наказания, в том числе перевод из одного места содержания под стражей или отбывания наказания в другое.

В соответствии с ч. 3 ст. 11 УПК РФ при наличии достаточных данных о том, что потерпевшему, свидетелю или иным участникам уголовного судопроизводства, а также их близким родственникам, родственникам или близким лицам угрожают убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением их имущества либо иными опасными противоправными деяниями, суд, прокурор, руководитель следственного органа, следователь, орган дознания и дознаватель принимают в пределах своей компетенции в отношении указанных лиц меры безопасности.

Поводом же может быть заявление защищаемого лица, оперативная информация, полученная органами, обеспечивающими безопасность, а в отношении должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство, таким поводом может быть обращение председателя суда, либо руководителя соответствующего правоохранительного или контролирующего органа, либо руководителя федерального органа государственной охраны, а также начальника учреждения или органа уголовно-исполнительной системы.

Получив сообщение или заявление об угрозе убийства лица, насилия над ним, уничтожения или повреждения его имущества либо иного опасного противоправного деяния, суд (судья), начальник органа дознания, руководитель следственного органа или следователь обязаны проверить это сообщение или заявление и в течение трех суток принять решение о применении мер безопасности в отношении его либо об отказе в их применении. Следователь принимает указанное решение с согласия руководителя следственного органа. О принятом решении выносится мотивированное постановление (определение), которое в день его вынесения направляется в орган, осуществляющий меры безопасности, для исполнения, а также лицу, в отношении которого вынесено указанное постановление (определение).

УПК РФ, ФЗ от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», Приказ МВД РФ от 21 марта 2007 года № 281 «Об утверждении Административного регламента МВД РФ по исполнению государственной функции обеспечения в соответствии с законодательством РФ государственных судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, безопасности участников уголовного судопроизводства и их близких» и другие нормативные правовые акты, регулирующие применение мер безопасности, не обязывают следователя, дознавателя вкладывать в материалы уголовного дела постановление об избрании меры (мер) безопасности к отдельным участникам уголовного процесса (потерпевшему, свидетелю).

При производстве предварительного расследования следователь, дознаватель не всегда приобщают постановление о применении мер государственной защиты к материалам уголовного дела, что не предоставляет в последующем суду возможность ознакомиться с его содержанием в стадиях назначения и подготовки к судебному заседанию, судебного разбирательства и исполнения приговора (определения, постановления).
Если меры безопасности применялись в уголовном досудебном производстве к потерпевшему, свидетелю, их родственникам, то суд при назначении судебного заседания  (п. 4 ч. 2 ст. 241 УПК) должен разрешить вопрос о рассмотрении уголовного дела в закрытом судебном заседании. Отсутствие такого постановления следователя в материалах уголовного дела лишает суд возможности воспользоваться своим правом на вынесение решения о его рассмотрении в закрытом судебном заседании и рассмотреть ходатайство органа государственной защиты об отмене меры обеспечения безопасности после вступления приговора в законную силу.

По уголовному делу, по которому следователем применялись меры безопасности, но постановление об их применении в материалах дела отсутствует, суд лишается возможности принять к производству и рассмотреть по существу ходатайство органа государственной защиты об отмене действующей меры государственной защиты при исполнении приговора, так как законодательство не предусматривает оснований и порядка уголовно-процессуальной проверки относимости постановления следователя о применении мер безопасности к материалам уголовного дела, уже рассмотренного судом по существу.
Для того, чтобы урегулировать отношения, возникающие при применении мер безопасности между следователем  и участником уголовного процесса, нуждающимся в государственной защите, органом государственной защиты и судом при отмене меры безопасности, считаем целесообразным дополнить ст. 38 УПК РФ нормой, предоставляющей следователю право и одновременно обязывающей его выносить постановление о применении мер (меры) безопасности, предусмотренных ч. 1 ст. 6 ФЗ от 20 августа 2004 г. «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства». 

На фоне сложившейся противоречивой и нестабильной правоприменительной следственно-судебной практики по отмене мер государственной защиты в уголовном судопроизводстве, считаем целесообразным, обязать следователя приобщать копию постановления к материалам расследуемого уголовного дела. По нашему мнению, к материалам уголовного дела должна приобщаться копия постановления о применении мер безопасности, а первоначальное постановление должно направляться органу, осуществляющему государственную защиту, и находиться у него в деле на исполнении.

Коль постановление следователя о применении мер безопасности обладает свойством секретности, то оно должно согласовываться с руководителем следственного органа и помещаться в отдельный опечатываемый конверт, приобщаемый к материалам уголовного дела. С содержанием этого конверта не должны знакомиться участники уголовного процесса при ознакомлении с материалами уголовного дела по окончании предварительного расследования.
Таким образом, отношения между должностными лицами (органом защиты и судом), возникающие при обеспечении государственной защиты потерпевшего, свидетеля должны быть дополнительно урегулированы нормами уголовно-процессуального права.

В связи с этим, предлагаем дополнить ч. 2 ст. 38 УПК РФ, закрепляющей процессуальный статус следователя, специальной нормой следующего содержания: «выносить с согласия руководителя следственного органа постановление о применении меры (мер) безопасности, поручать его исполнение органу дознания, копию постановления помещать в опечатываемый конверт и приобщать к материалам уголовного дела».


[1] Постановление Правительства РФ от 13 июня 2013 №586 «Об утверждении Государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2014-2018 годы» // СЗ РФ. 2013. № 29.

5
Ваша оценка: Пусто Средняя: 5 (2 голосов)