Проблемные вопрос неотложных следственных действий в российской федерации

Майданюк Любовь Владимировна,
Омская юридическая академия

 

Уголовно− процессуальный кодекс Российской Федерации (далее− УПК РФ) закрепляет полное и четкое понятие неотложных следственных действий, дает перечень субъектов на производство неотложных следственных действий. Проанализировав статьи УПК РФ можно говорить о том что, несмотря на закрепление столь важных процессуальных моментов, в процессе возникают некоторые вопросы правовой регламентации производства неотложных следственных действий.

Первой проблемой является само определение неотложных следственных действий. Законодатель весьма странно определился с критериями, необходимыми для раскрытия понятия. Пункт 19 статьи 5 УПК РФ определяет неотложные следственные действия как  «действия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследовании»[1]. Но невозможно говорить о неотложных следственных действиях не зная базового понятия следственных действий.

Из определения делаем вывод о том, что производство неотложных следственных действий, осуществляется только по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно и правом на производство обладает только орган дознания и только после возбуждения уголовного дела.  Но статья 157 УПК РФ предусматривает в качестве субъектов, обладающих правом на производство неотложных следственных действий, кроме органа дознания ряд иных субъектов, а также, закрепленных в статье 40 УПК РФ должностных лиц. Вместе с этим  в части 4 статьи 152 УПК РФ сказано, что правом на производство неотложных следственных действий обладает следователь, если установит, что уголовное дело ему не подследственно. Собирая воедино указанные недостатки, не могу не согласиться с ученым процессуалистом В.Ю.Стельмах, дающий понятие неотложным следственным действиям в такой трактовке. Неотложные следственные действия− «это процессуальная деятельность органа дознания, заключающаяся в том, что при выявлении признаков преступления, по которому обязательно производство предварительного следствия, и при невозможности незамедлительного возбуждения дела тем следственным органом, который правомочен производить по нему расследование, орган дознания возбуждает уголовное дело, производит в срок, не превышающий 10 суток, следственные действия, направленные на фиксацию следов преступления, после чего передает уголовное дело следователю»[2].

Определение данное В.Ю.Стельмах закрепляет в себе не только цель производства неотложных следственный действий, но и дает общее представление о деятельности органа дознания. Можно смело говорить о том, что автор наиболее широко раскрывает сущность.

Далее стоит обратить внимание на первую проблему, которая подымается при изучении данной темы− отсутствие перечня самих неотложных следственных действий. Теоритически, как было уже указано, УПК РФ не содержит перечня неотложных следственных действий, но практически можно говорить о том перечне, который все же есть и в спорных ситуациях можно обращать свое внимание на законодательно закрепленный перечень неотложных следственных действий в УПК РСФСР 1960 года. Статья 119 УПК РСФСР содержала перечень неотложных следственных действий, к которым относились:

1)осмотр;

2)обыск;

3)выемка;

4)освидетельствование;

5)задержание и допрос подозреваемого;

6)допрос потерпевшего и свидетеля;

Как говорилось, законодатель не закрепил в УПК РФ перечня неотложных следственных действий, некоторые ученый поддерживают такое отсутствие, объясняется это невозможностью  законодательно указывать органу дознания то, какие неотложные следственные действия необходимо проводить. Поэтому сами неотложные следственные действия определяют в зависимости от определенной ситуации. Получается, что для органа дознания неотложными следственными действиями, является любое следственное действие, закрепленное УПК РФ. На наш взгляд− это не совсем правильно.

С.Л.Масленков считает, что «на первый взгляд данное решение видится обоснованным ведь неотложность проведения того или иного действия определяется, прежде всего обстоятельствами дела. Однако к неотложным не могут быть отнесены любые следственные действия. Содержание этого института как начального этапа расследования позволяет утверждать, что не являются неотложными процессуальными действиям те из них, которые связаны с принятием основным решений по делу и могут быть произведены лишь после привлечения лица в качестве обвиняемого»[3].

Получается, что не являются неотложными следственными действиями те действия, которые связаны с принятием решений по делу и которые могут быть произведены с момента вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого.

Законодателю необходимо все − таки закрепить перечень неотложных следственных действий. Или же необходимо указать на запрет производства того или иного следственного действия, которое к неотложным никак не может относиться.

 


[1] Уголовно− процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 №174− ФЗ (ред.19.12.2016) (с изм., и  доп., вступ. в силу с 01.01.2017)

[2] Стельмах В.Ю. Неотложные следственные действия: процессуальные проблемы назначения и производства // Академический юридический журнал. 2012. № 1 (55). С. 15.

[3] С.Л.Масленков «К вопросу о производстве неотложных следственных действий». // Следователь. − №3 – 2008. – С.14.

 

0
Ваша оценка: Пусто