Проблемные аспекты судебной защиты прав субъектов предпринимательства при осуществлении государственного контроля и надзора

Софронова Дарья Александровна,
ННГУ им. Н.И. Лобачевского, г. Нижний Новгород
Научный руководитель:  Мартынов Алексей Владимирович, заведующий кафедрой административного и финансового права юридического факультета д.ю.н., доцент.

Отношения в области организации и осуществления государственного контроля и надзора, защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении данной государственной функции регулируются Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Анализ положений указанного закона и действующего процессуального законодательства позволяет выявить некоторые существенные противоречия в вопросе судебного порядка защиты нарушенных прав. А именно, существует несоответствие базовых понятий (недействительность, отсутствие юридической силы), содержащихся в законах.

Пунктом 3 статьи 23 закона о защите прав предпринимателей закреплено право на оспаривание действительности нормативно-правовых актов органов контроля (надзора); главой 21 КАС РФ регламентирован порядок подачи искового заявления о признании нормативного правового акта недействующим; глава 23 АПК РФ предусматривает подачу в Суд по интеллектуальным правам заявления заинтересованного лица с требованием о признании оспариваемого акта недействующим.

Также действующее законодательство предусматривает возможность обжалования решений, а также ненормативных актов органов власти и их должностных лиц: обжалование постановления по делу об административном правонарушении, предусмотренное статьей 30.1 КоАП РФ, по результатам которого постановление органа власти может быть отменено, изменено или оставлено без изменения; оспаривание по правилам главы 22 КАС РФ решения, действий (бездействий) органов и лиц, наделенных публичными полномочиями, по результатам которого оспариваемый акт может быть признан незаконным; оспаривание ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействий) государственных органов, затрагивающие права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, предусмотрено главой 24 АПК РФ, в рамках которого арбитражный суд имеет полномочия на признание ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействий) незаконными.

Как видно, полномочия суда по результатам рассмотрения дел об оспаривании актов органов власти разнородны: акт может быть признан незаконным, недействующим или недействительным.

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 11 апреля 2000 года № 6-П, необходимо различать понятия: признание нормативного акта недействующим (не подлежащим применению) и признание нормативного акта недействительным (отмененным, не имеющим юридической силы). Признание акта недействительным возможно лишь в порядке конституционного судопроизводства в результате установления его несоответствия Конституции РФ. Признание акта недействующим возможно и судом общей юрисдикции [1].

В связи с изложенным целесообразно исключить понятие «недействительность» правового акта в тех нормах права, в которых идет речь об оспаривании их соответствия федеральному закону.

Существование в законодательстве непреодолимых без качественной правотворческой деятельности коллизий приводит к отсутствию гарантированности защиты прав и интересов субъектов предпринимательства при осуществлении в отношении них государственного контроля и надзора.

Зырянов С.М. справедливо отмечает, что «административно-надзорное производство как самостоятельная часть административного процесса является необходимой гарантией прав и законных интересов граждан и организаций - участников административно-надзорных правоотношений»[2].


Список литературы:

  1. Постановление Конституционного Суда РФ от 11 апреля 2000 г. N 6-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений пункта 2 статьи 1, пункта 1 статьи 21 и пункта 3 статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с запросом Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации» // «Вестник Конституционного Суда Российской Федерации», 2000 г., N 4;

  2. Зырянов С.М. Процессуальная форма осуществления административного надзора // Научные труды Евразийской академии административных наук. Т. 4. – Москва: Изд-во ВИЭСП, 2011. С. 135-152.

3
Ваша оценка: Пусто Средняя: 3 (2 голосов)