Остапова Вера Владимировна,
профессор кафедры «Бухгалтерского учета» Новосибирского государственного университета экономики и управления, к.э.н., доцент, г.Новосибирск,
Феофанов Николай Юрьевич,
заведующий кафедры «Экономики и финансов» Омской Юридической Академии, к.э.н., г. Омск
История внешнеполитического давления на российское государство (или СССР) не нова. В той или иной мере под санкциями Советский союз провел большую часть прошлого века, при этом осуществив, переход экономики страны из аграрной в индустриальную. Так называемое, «Советское экономическое чудо» было достигнуто в условиях почти полного отсутствия зарубежных источников капитала и невозможности импорта современных технологий.
В двадцать первом веке тактика давления на Россию со стороны стран Запада не претерпела серьезных изменений:
- закрытие для российских хозяйствующих субъектов зарубежных источников кредитования;
- запрет на экспорт в РФ современных технологий;
- и одно важное добавление, появившееся в конце прошлого века и опробованное в 80-х годах – фундаментальная и спекулятивная атака на нефтяные цены.
В рамках данной статьи подробнее остановимся на проблеме выплат РФ долгов перед внешними кредиторами в условиях, когда западные кредитные рынки оказались закрыты.
На апрель 2014 года, т.е. к моменту, когда начал раскручиваться маховик экономических санкций США и их сателлитов к России, общая величина внешнего долга страны составляла 716 млрд. долл. (данные ЦБ РФ), при имевшихся на тот период золотовалютных резервах в 486 млрд. долл., и прогнозном оттоке капитала из страны в 100-120 млрд. долл. (табл.1).
На первый взгляд проблема решаемая, даже при закрытых для РФ кредитных рынках Запада, ведь существует профицит торгового баланса, правда при постоянно растущем в последние годы импорте, особенно продовольственных товаров (интересный факт, что на момент 2014 года крупнейшим в мире импортером молочных продуктов являлась именно Россия).
Таблица 1
Состояние внешнего долга РФ и золотовалютных резервов (ЗВР), млрд. долл.
Показатели |
На 1.04.14 |
На 1.04.15 |
Изменение, млрд. долл. |
Изменение, % |
Внешний долг РФ, всего |
716 |
559 |
-157 |
-23 |
Государственные органы |
53 |
39 |
-14 |
-28 |
ЦБ РФ |
15 |
11 |
-4 |
-28 |
Банки |
214 |
154 |
-60 |
-18 |
Прочие секторы |
432 |
354 |
-78 |
-28 |
ЗВР России |
486 |
356 |
-130 |
-27 |
По данным ЦБ РФ
Структура внешнего долга РФ также весьма показательна. Если в начале века основные долги страны были долгами государственных органов, то, начиная с 2004 года, наметился переход от преимущественной доли государственных органов к корпоративному сектору, представленному в таблице строчками «Банки» и «Прочие секторы». На начало апреля 2014 года «прямой» государственный долг составляет менее 10% от общей суммы, все остальное – задолженность частных компаний, по которым де-юре обязательства должны нести их владельцы, а не все население страны.
Однако де-факто финансовый крах частного сектора какой-либо страны, чаще всего банковского сектора, ведет к распределению долгового бремени между всеми гражданами государства. Яркими примерами последнего времени, являются Исландия, Греция, Ирландия, Кипр (примечательно, что все перечисленные страны – периферия Евросоюза). И внешние кредиторы не делают различий между отдельными гражданами страны. Так, агрессивные требования голландских и британских кредиторов к Исландии, после краха частного финансового сектора островного государства в 2008 году, распространялись не на конкретных должников, а на страну в целом, что «сподвигло» исландцев на создание новой «народной» Конституции и отзыв заявки на вступление в Еврозону в 2015 году.
Российская Федерация уже входила в один экономический кризис (2008 года), с преимущественной долей корпоративных долгов. Опыт того кризиса показал, что корпоративные долги крупных хозяйствующих субъектов равномерно были распределены между всеми гражданами страны и покрыты из бюджета и резервных фондов. Показательно, что контроль над «проштрафившимися» компаниями сохранили их текущие крупные акционеры. Ни частичной, ни полной национализации корпораций металлургического, строительного и банковского секторов (главные циклические отрасли, всегда резко реагирующие на кризисы) не произошло.
Отсюда, можно предполагать, что весь внешний долг страны, является долгом каждого россиянина перед другими странами, независимо от того, на ком конкретно числится задолженность.
Еще одним важным элементом уже произошедшей на момент написания статьи (апрель 2015 года) девальвации явился график выплат по внешнему долгу РФ (табл. 2).
Таблица 2
График погашения внешнего долга РФ, млрд. долл.
4 кв. 2014 |
1 кв. 2015 |
2 кв. 2015 |
3 кв. 2015 |
4 кв. 2015 |
60 |
37 |
20 |
26 |
28 |
Согласно графику, пиковые выплаты ближайших лет приходились на 4 квартал 2014 года (60 млрд. долл., т.е. почти 9% от общей суммы внешнего долга). Именно поэтому такую активность развил государственный департамент США в весенне-летний период 2014 года по закрытию для России рынков кредитования, где можно было достаточно дешево обслужить свой долг. Задача именно финансово-кредитных санкций Запада, судя по всему, сводилась к тому, чтобы РФ заплатила максимально возможную цену по своим внешним долгам.
Серьезная девальвация рубля в октябре – декабре 2014 года стала логичным итогом сочетания трех фундаментальных факторов:
- пиковые платежи по внешнему долгу;
- недоступность западных кредитных рынков;
- резкое падение цены на нефть с 100-108 долл. до 45-55 долл. за баррель.
И психологического фактора, характерного для физических и юридических лиц государств, имеющих слабую валюту и недавний опыт дефолтов или значительных девальваций национальной денежной единицы, фактора – массовой скупки иностранной валюты под занавес «плановой девальвации», что дает дополнительный толчок к ослаблению валюты страны еще на 15-20%.
Следует отметить, что текущая девальвация российского рубля к доллару США оказалась более существенной (рост с 33 руб. до 80 руб.), чем в 2008-2009 гг. (рост с 21,50 руб. до 36 руб.), как в абсолютном, так и в относительном выражении.
За прошедший год РФ удалось сократить внешний долг на 23%, с 716 до 559 млрд. долл. Постатейно, в процентном отношении, наибольшее снижение задолженности наблюдается в государственном секторе долга и задолженности «прочих секторов», статья «банки» снизилась лишь на 18%.
При этом главными источниками возврата долгов явились положительное сальдо от внешней торговли и золотовалютные резервы, последние за год уменьшились с 486 до 356 млрд. долл.
Следствия прошедшей девальвации неоднозначны. Резкий скачок инфляции, особенно в потребительском секторе (по большинству продуктовых товаров от 30% до 70% по сравнению с ценами августа 2014 года) значительно сократил реальные доходы населения. В такой ситуации рядовые граждане склонны покупать исключительно товары первой необходимости.
Очевидные следствия девальвации для корпоративного сектора более разнообразны:
- рост рублевой выручки для компаний, ориентированных на экспорт (в частности положительные тенденции произошли в металлургии);
- резкое снижение объемов импорта зарубежного оборудования;
- нарастание непогашенных долгов в банковском секторе;
- падение деловой активности в стране, особенно в малом бизнесе;
- значительный рост среднего чека (и доходов) продуктовых ритейлеров, явившихся главными бенефициарами неконтролируемой инфляции и выхода с российского рынка иностранных производителей продуктовых товаров.
В свою очередь, положительными итогами для экономики в целом можно считать:
- прохождение ситуации пиковых платежей по внешнему долгу без особых потерь;
- возможности для начала процесса реального импортозамещения в стране;
- циклическая «чистка» неэффективных компаний.
Однако на практике последние два процесса пока не реализованы должным образом, т.к. «рыночная рука», особенно в периоды кризисов, требует целесообразных, точных и внятных решений от правительства страны.