Проблема совершенствования противодействия международному терроризму и защиты прав человека

Илларионова Людмила Алексеевна,
Оренбургский Государственный Аграрный Университет, г. Оренбург,
Богданова Анастасия Сергеевна,
Оренбургский Государственный Аграрный Университет, г. Оренбург

Обострение международных проблем в XXI веке связано с вопросами о международном терроризме и соответственно со сферой международных отношений. В настоящее время международный терроризм относят к мировой глобальной проблеме современности. Актуальность темы статьи определяется тем, что проявления терроризма во всех его формах несут страшную угрозу человечеству. Сегодня ни одно государство в мире не «свободно» от проблем, связанных с данным социальным явлением, которое достигло мегамасштабов, охватив собой все международное сообщество.

Терроризм негативно влияет не только на государство в целом, но и на права человека, на его жизнь и здоровье. Он наносит удар по ценностям, которые лежат в основе Устава Организации Объединенных Наций и других международных договоров: уважение прав человека; верховенство права; правила ведения войны, защищающие гражданское население; терпимость между народами и странами; и мирное урегулирование конфликтов. Из международных и региональных правовых актов в области прав человека: действия Комитета министров Совета Европы «О защите жертв террористических актов», «Резолюция о борьбе с терроризмом» (Принята в г. Софии 09.10.2003 - 10.10.2003 на 25-ой Конференции европейских министров юстиции), «Конвенция Шанхайской организации сотрудничества против терроризма» (заключена в г. Екатеринбурге 16.06.2009 г.) четко следует, что государства имеют право и обязаны защищать находящихся под их юрисдикцией лиц от террористических актов [1; 2]. Для выполнения своих обязательств в области прав человека, предусматривающих защиту жизни и безопасности людей, государство может и должно принимать действенные антитеррористические меры.

В соответствии с данным положением на первый план выходят проблемы совершенствования механизмов противодействия на законодательном уровне. Целью статьи является рассмотрение опыта правового регулирования борьбы с терроризмом и выделение основных направлений международного противодействия «социальному ужасу». В данном аспекте особо значимой и первостепенной является задача совершенствования правового регулирования противодействия этому страшному проявлению современности путем создания международной правовой базы – законодательной «преграды», выполняющей функцию защиты прав граждан.

По нашему мнению, для полного раскрытия исследуемого в статье явления необходимо обратиться к истокам слов «террор» и «терроризм», которые  восходят к значению «страх», «ужас» в переводе с латинского. Истоки французского слова terreur, английского terror, в латинском языке: terror –ужас, трепет, смятение. Возможные индоевропейские истоки tre – трепетать, дрожать, трястись [4, с. 809]. Со временем в понятие «террор» стали вкладывать не только значение прямого насилия, но и сам процесс, который вызывает страх и ужас. Отметим, что указанное понятие обозначает опасную форму проявления противоправной деятельности человека либо группы лиц, объединенных в преступные сообщества и организации с целью причинения вреда личности, обществу и государству, насаждающие идеологию ненависти, страха, нетерпимости и т.п.

Именно поэтому государства всего мира активно противодействуют различным проявлениям террористической деятельности, не признавая терроризм так называемым средством для достижения политических целей [3]. Главное направление в этой сфере деятельности – формирование действенной нормативно-правовой базы по противодействию терроризму, которое наиболее активно проявилось в Европе после Второй мировой войны.

Со второй половины ХХ века юридическая база противодействия различным видам и формам террористической деятельности значительно пополнилась рядом международно-правовых документов. Среди них отметим следующие:Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов (Токио, 14.09.1963 г.); Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (Гаага, 16.12.1970 г.); Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (Монреаль, 23.09.1971 г.); Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов (Нью-Йорк, 14.12.1973 г.); Международная конвенция о борьбе с захватом заложников (Нью-Йорк, 17.12.1979 г.); Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против морского судоходства (Рим, 10.03.1988 г.); Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом (Нью-Йорк, 15.12.1997 г.); Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма (принята резолюцией 54/109 Генеральной Ассамблеи ООН от 09.12.1999 г.); Шанхайская конвенция от 15 июня 2001 г. «О борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом» и др., которые свидетельствуют о том, что терроризм вне зависимости от мотива, не может быть оправдан ни при каких обстоятельствах, а лица, виновные в совершении такого деяния, должны быть привлечены к ответственности в соответствии с законом [5; 7, с. 165].

Однако, как показывают последние события международного плана,  существующий единый правовой подход к оценке опасности терроризма  и создание защиты прав граждан требуют развитие и совершенствование работы в сфере совершенствования законодательства и направлений международного противодействия терроризму  на современном этапе.

Учитывая все вышесказанное, считаем , что к основным векторам развития правового регулирования противодействия международному терроризму и обеспечения результативной правовой защищенности граждан можно отнести: во-первых, заключение международных договоров о создании общеевропейской системы сбора данных об авиапассажирах, призванной повысить эффективность борьбы с международным терроризмом; во-вторых, создание единой нормативно-правовой базы, направленной на расширение сотрудничества следственных и судебных органов для разработки подозреваемых в терроризме, их уголовного преследования и принятия процессуальных решений, что будет способствовать обмену информацией в рамках международной антитеррористической деятельности с США, Россией, государствами Северной Африки и Ближнего Востока; в-третьих разработка законопроектов об обязательном установлении административного надзора за гражданами, которые были осуждены за совершение террористических преступлений и освободились из мест заключения. В рамках таких проектов должно предусматриваться усиление уголовной ответственности за правонарушения данного рода и распространение радикальных идеологий, в том числе с использованием новейших технологий, в-четвертых 5. Совершенствование профессиональной и организационно-управленческой подготовки кадров, задействованных на контртеррористическом направлении, включая парламентариев, сотрудников правоохранительных органов, судебной и пенитенциарной систем, криминалистов, юристов, адвокатов и т.д. [7, с. 168].

В контексте исследуемого вопроса выделим пятое направление – профилактика предупреждения преступлений террористического характера с использованием сил, средств и методов оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел, которая обеспечивает: устойчивую осведомленность о криминогенной части населения (местного и временно находящегося на территории и объектах оперативного обслуживания); рациональную расстановку негласного аппарата; своевременное получение сведений о тенденциях поведения криминально активных лиц; достаточно полное представление о системе антиобщественных и преступных связей в их среде; определение микросреды и сферы общения, стимулирующих антиобщественное и преступное поведение (очагов активного действия причин преступности) и др. [6; 8].

Таким образом, действия по данным направлениям позволят проводить наиболее эффективную борьбу с терроризмом и обеспечить защиту прав граждан на современном этапе развития международно-правовых отношений.

Список литературы
1. «Конвенция Шанхайской организации сотрудничества против терроризма» (заключена в г. Екатеринбурге 16.06.2009 г.). URL: http://uristu.com/library/snip/konvenciy_831/(дата обращения: 7.12.2015).
2. «Резолюция о борьбе с терроризмом» (Принята в г. Софии 09.10.2003 - 10.10.2003 на 25-ой Конференции европейских министров юстиции). URL: http://www.lawmix.ru/abrolaw/6139 (дата обращения: 7.12.2015).
3. Алиев И.М. Проблема терроризма  в социально-политических процессах: политологический анализ. URL:http://www.eurasialaw.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=4003&Itemid=662 (дата обращения: 1.12.2015).
4. Большой энциклопедический словарь. М.: АСТ; Астрель, 2003. 1248 с.
5. Гуляев К.В. Борьба с международным терроризмом: правовые и политические аспекты. URL:http://www.politex.info/content/view/257/30/ (дата обращения: 1.12.2015).
6. Иванов Г.И., Мешалкин С.Н. Оперативно-розыскные проблемы противодействия терроризму: монография. М.: ФГУ «ВНИИ МВД России», 2011., С. 102-103.
7. Канунникова Н.Г. Зарубежный опыт противодействия международному экстремизму и терроризму // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2014. № 3 (29). С. 163-168. 
8. Кёбёкова В.В. Предупреждение преступлений террористического характера // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2015. №1 (28). С. 60.

5
Ваша оценка: Пусто Средняя: 5 (5 votes)