Проблема потребительского «экстремизма»

Майле Валерия Валерьевна
ЧОУ ВО «Сибирский юридический университет», г. Омск

 

Законодательство России о правах потребителей международные экспертизы относят к наиболее гуманным. Закон РФ «О защите прав потребителей» (далее по тексту – ЗоЗПП) [1], действительно, после нескольких редакций, стал максимально эффективным средством для урегулирования потребительского рынка и разрешения споров на нем. Он регулирует порядок оказания услуг и продажи товаров, а также гарантирует защиту интересов потребителей. При этом он является самым пропотребительским в мире после американского – только в России и в США потребитель имеет такое количество прав. К несчастью, нормы права все чаще используют в основанных на корысти целях. Этому явлению ученые дали название «потребительский экстремизм».

Понятие «потребительский экстремизм» впервые появилось на Западе, и сводится к тому, что потребитель совершает неоправданные действия, с соблюдением всех формальностей по закону, но на деле нацеленные на получение с продавца выгодного для себя экономического результата, и как следствие этого – нанесение предпринимательского ущерба.

Западные покупатели выступают наглядным образом для россиян, подающих нелепые иски в суды. История о миллионных выплатах за проданную бракованную обувь и сломанную технику уже не изумляют правозащитников. Действительно, иногда граждане защищают нарушенное право, но размер компенсации не всегда соответствует реально нанесенному ущербу.

Так что такое «потребительский экстремизм»? То, что проблема существует, это признают независимые юристы. В законодательстве России такого термина не существует. Более того, это понятие носит литературное, а не правовое течение. Но по сути, если ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации связать со ст. 159 Уголовного кодекса Российской Федерации, можно дать определение потребительскому экстремизму:

- действия потребителей, совершаемые с целью нанести ущерб предпринимателю, а так же злоупотребления своими правами в иных формах;

- злоупотребление потребителей своей исключительной ролью на рынке товаров и услуг;

-закономерное поведение потребителей;

-преднамеренные, противозаконные действия потребителей, посредством лжи или злоупотребления особым местом потребителя, с целью обратить себе в выгоду имущество предпринимателя.

Статья 2 Конституции РФ [2], гласит, что права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью, именно на эту статью, в исковых заявления, чаще всего ссылаются потребители. Ее можно понять таким образом, что преимущество, при защите прав будет у гражданина, не смотря на равный объем прав у гражданина и юридического лица. Закон РФ «О защите прав потребителей» и нормативные акты определяют гражданам больший объем преимуществ, которые и используют недобросовестные потребители. Проанализируем их по порядку:

Распределение бремени доказывания (ст. 475 ГК РФ). На протяжении срока гарантии потребитель не должен доказывать присутствие недостатка в товаре, а продавец обязуется установить, что дефект связан с нарушением правил эксплуатации или определить отсутствие дефекта. Чаще всего, заключение по этому вопросу можно вынести только после выполнения экспертизы, которая может по стоимости быть выше цены спорного товара [3].

Презумпция неосведомленности потребителей (ст. 12 ЗоЗПП). Согласно этой норме в спорных ситуациях суд должен исходить из соображений, что у потребителя нет соответствующих знаний в оценке качеств и характеристик товара.

Неустойка (ст. 23 ЗоЗПП). Закон дает потребителю право требования неустойки за несоблюдение сроков устранения дефектов товара, его обмена или возврата денег, за нарушение срока передачи оплаченного товара и за нарушение сроков выполнения работ или устранения их недостатков. Потребитель – экстремист чаще всего завышает сумму неустоек до высоких размеров.

Возмещение убытков (ст. 13 ЗоЗПП). Убытки потребителя компенсируются в полном объеме.  Экстремально настроенный потребитель, при обращении в суд с исковым заявлением, в качестве оплаты услуг юриста может заявить завышенную сумму.

Компенсация морального вреда (ст. 15 Закона ЗоЗПП). Нечестные потребители часто настаивают на компенсации морального вреда в преувеличенных суммах, так как моральные страдания оценить очень сложно и оценка будет субъективной.

Подсудность по выбору истца (ст. 29 ГПК РФ). Потребитель имеет право подать исковое заявление в суд по своему месту жительства, либо по месту заключения или исполнения договора, что может повлечь значимые убытки для продавца [4].

Обеспечительные меры (ст. 139 ГПК РФ). Суд может наложить арест на имущество или банковский счет предпринимателя, даже до рассмотрения дела, если у суда есть повод предполагать, что решение будет трудно исполнить, так как судебные разбирательства могут затянуться на месяца, то для компании арест счета или имущества может быть хуже, чем проигрыш в суде.

Штраф за неисполнение требований потребителя (п. 6 ст. 13 ЗоЗПП). При положительном для потребителей исходе дела в суде на предпринимателя дополнительно возлагается штраф  в размере половины от присужденной истцу суммы. Но если потребитель проигрывает, то он не будет выплачивать штраф.

Законодательство в России устроено с позиции добросовестности потребителя, чем и пользуются покупатели, злоупотребляющие своим правом. Ведь чем больше прав дает закон, тем больше потенциала для манипулирования им со стороны недобросовестных граждан.

Итоги изучаемого явления могут быть разнообразны. Сильным потрясением могут быть материальные притязания со стороны потребителей-экстремистов для малого предпринимательства. Компенсация финансовых требований потребителя может поместить компанию в тяжелое материальное положение. В процессе выигрыша такой потребитель использует шантаж, угрозу вовлечения государственных органов для осуществления внеочередных проверок. Такие действия очень эффективны и компании идут на компромиссы, чтобы не допустить огласку конфликта.

Сейчас во всех судах находится на рассмотрении множество дел, возбужденных по исковым заявлениям потребителей, злоупотребляющих своими правами. Любой негативный факт отразится на имидже компании, а ради сохранения своей репутации производитель готов выплатить огромные компенсации за молчание.

Важнейшей поправкой, которую необходимо принять это внедрение обязательного досудебного порядка в разрешение спора между потребителем и предпринимателем для того, чтобы дать возможность субъектам предпринимательской деятельности урегулировать конфликт и не платить штрафные санкции. Это важно еще и потому, что потребители сознательно обращаются сразу в суд в целях увеличения взыскиваемой суммы за счет компенсации морального вреда и штрафа. Поправка ст. 17 ЗоЗПП о досудебном порядке позволит многим субъектам малого бизнеса сохранить его.


Список источников

  1. О защите прав потребителей: закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
  2. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): федер. закон от 26.01.1996 № 14-ФЗ. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
  4. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 14.11.2002 г. № 138-ФЗ. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
 
0
Ваша оценка: Пусто