Проблема оплаты общедомовых нужд и пути ее решения

Капитанова Анастасия Игоревна,
ЧОУ ВО «Омская юридическая академия»

 

В настоящее время большое внимание уделяется вопросу разрешения конфликтов с оплатой общедомовых нужд в сфере коммунальных услуг.

Во исполнение Федерального закона от 26 июня 2015 года № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ», постановления Правительства РФ от 26 декабря 2016 года № 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме» с 1 января 2017 года в состав платы за содержание жилых помещений были включены расходы на оплату коммунальных услуг, использованные на содержание общего имущества многоквартирного дома. Региональные энергетические комиссии субъектов РФ разработали соответствующие нормативы. В жилищное законодательство внесли поправки, согласно которым на управляющие организации, обслуживающие жилые дома, возложили обязанности по расчетам за ОДН с ресурсоснабжающими организациями. Таким образом, граждане, помимо «коммуналки» собственной квартиры, в обязательном порядке стали оплачивать тепловую, электрическую энергию, холодную и горячую воду, израсходованные на обеспечение жизнедеятельности многоквартирного дома.

Взаимоотношения по «общим обязательствам» всегда вызывали интерес к исследованиям в сфере ЖКХ. По общему признанию, право собственности на жилое помещение и обязанности, возникшие у собственника в отношении данного объекта недвижимости – понятия, неотделимые друг от друга. Поэтому квартира, находящаяся в индивидуальной собственности и часть общего имущества, принадлежащая тому же собственнику на праве общей собственности в многоквартирном доме, должны быть обременены едиными обязательствами по содержанию данного имущества[[1]].

Как считает Минфин России (Письмо от 05.05.2006 года № 03-03-05/8), плата членов ТСЖ за коммунальные услуги является выручкой от реализации работ, услуг и, соответственно, учитывается ТСЖ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. При этом учитываются расходы, предусмотренные пунктом 1 статьи 252 налогового кодекса РФ[[2]]. Из публикации, размещенной в Информационном бюллетене: законодательные и нормативные документы в ЖКХ следует, что «…оплата коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, должна включаться в расходы на коммунальные услуги под флагом повышения прозрачности платежей»[[3]].Однако так ли это на самом деле? И почему все чаще люди задают вопрос: не содержит ли в нынешних условиях оплата ОДН дополнительной финансовой нагрузки за «недобросовестного соседа»? Попробуем разобраться в этом вопросе.

На сегодняшний день в жилищной сфере в целом реализованы требования Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». В большинстве многоквартирных домов установлены приборы общедомового и поквартирного учета. Граждане ежемесячно самостоятельно предоставляют в управляющую или ресурсоснабжающую организацию сведения об объемах потребления коммунальных ресурсов. Вместе с тем, следует отметить, что некоторые жильцы предоставляют недостоверную информацию. Их сведения не соответствуют фактическому потреблению ресурсов[[4]].

Например, в водоснабжении. Нередко встречаются случаи, когда граждане передают заниженные показания приборов поквартирного учета холодной и горячей воды. На первый взгляд, такие сведения являются действительными, поскольку они соответствуют данным, указанным на циферблате прибора учета. Однако это результат воздействия вспомогательного оборудования, так называемого «магнита», который устанавливают на крышку прибора учета воды, без нарушения пломбировки и конструкции данного прибора. «Магнит» затрудняет работу механизма считывание кубов, но на прохождение воды через прибор учета не влияет. Вот и получается, что недобросовестные лица расходуют большой объем воды, а платят только лишь за один куб.

Можно ли данную проблему выявить? На практике очень трудно. Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 утверждены Правила предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Правилами предусмотрен порядок учета коммунальных услуг с использованием приборов учета, основания и порядок проведения проверок состояния приборов учета и правильности снятия их показаний (раздел VII).

Отдельные граждане указанные требования игнорируют и не пускают в жилое помещение лиц, назначенных для проверки. Одни жильцы мотивируют тем, что имеют право на неприкосновенность жилища, установленное статьей 25 Конституции РФ, статьей 3 Жилищного кодекса РФ. Другие считают, что не обязаны находится дома в назначенное для проверки время. Конечно, есть и такие граждане, которые не скрываются от проверки, только вот к назначенному времени снимают «магниты» и к моменту прихода инспектирующего лица нарушений уже не имеют.

Вышеуказанные действия следует рассматривать как противоправные. Они приводят к тому, что за неоплаченную воду платят соседи. Требование к оплате содержится в строке ОДН платежного документа. Данное требование исполняется добросовестными жильцами, оплачивающими коммунальные услуги своевременно и в полном объеме. Подобные случаи не являются редкими. Об этом свидетельствуют организации, осуществляющие водоснабжение, а также управляющие организации, обслуживающие жилищный фонд. Однако должных мер никто не принимает.

Следует отметить, сегодня «магниты» есть в свободной продаже. Удивительно, но в некоторых средствах массовой информации после рекламы о продаже приборов учета воды, следует реклама по продаже «магнитов». Создается впечатление, что данное оборудование уже выпускается в промышленных масштабах. Как следует воспринимать противоречивую рекламу? Одна пропагандирует, что надо экономить ресурсы и собственные денежные средства, другая – как воровать чужие деньги! Это есть прямое нарушение требований закона о защите прав потребителей!

В качестве принимаемых мер, можно было бы законодателям предложить следующее. Повысить требования к рекламодателям. Для этого, необходимо внести поправки в Федеральный закон от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» и обязать рекламные агентства направлять на согласование в Федеральную Антимонопольную Службу материалы, предоставленные заказчиком для размещения рекламы.

Следует закрыть сайты интернет-ресурсов, организации оптово-розничной торговли, которые рекламируют и продают «магниты».

Необходимо совершенствовать возможности технической защиты приборов учета воды и внести изменения в соответствующий ГОСТ по их доработке. Под воздействием каких-либо внешних факторов прибор учета должен блокировать прохождение воды.

В части, касающейся проверки состояния приборов учета воды, необходимо вести статистику количества несостоявшихся осмотров. При этом следует назначать время плановых проверок, удобное жильцам. В случае превышения порога по количеству несостоявшихся проверок, для данного жилого помещения вводить оплату по среднему, перерасчет делать только после составления акта осмотра состояния приборов учета воды.

Названные предложения могут способствовать минимизированию правонарушений в сфере оплаты общедомового имущества.


[1] Руткаускас Т.К. Формирование и развитие рыночных отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве: теория, методология и практика // Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т». 2009. С. 324.

[2] Семенихин В. Квалификация договоров по оказанию коммунальных услуг. Правовые аспекты // Финансовая газета. 2016. С.2.

[3] Информационный бюллетень: законодательные и нормативные документы в ЖКХ. февраль 2017 г. № 2. С. 11.

[4] Денисова М.О. Непосредственное управление в МКД. Особенности предоставления коммунальных услуг // Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение. 2014. № 5. с. 6-7.

Список использованных источников

  1. Денисова М.О. Непосредственное управление в МКД. Особенности предоставления коммунальных услуг // Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение. 2014. № 5. с. 6-7.
  2. Крашенинников П.В. Жилищное право – М. Статут, 2010. – С. 413.
  3. Кудашкин А.В. Жилищное право – М. За права военнослужащих, 2005. – С. 381.
  4. Руткаускас Т.К. Формирование и развитие рыночных отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве: теория, методология и практика // Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т». 2009. С. 324.
  5. Семенихин В. Квалификация договоров по оказанию коммунальных услуг. Правовые аспекты // Финансовая газета. 2016. С.2.
  6. Шешко Г.Ф. Жилищное право – М. Эксмо, 2010. – С. 302.
0
Ваша оценка: Пусто