Проблема легализации биткоина в Российской Федерации и мире

Корнева Дарья Сергеевна,
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород

 

Аннотация. Широко известно, что в настоящее время такому новому явлению, как биткоин, уделяется большое внимание, однако власти разных стран мира относятся к этому новшеству по-разному. В статье рассматривается проблема правового регулирования общественных отношений, связанных с использованием такой виртуальной валюты, как биткоин, в Российской Федерации и мире.

Ключевые слова. Криптовалюта, биткоин, электронные средства платежа, виртуальная валюта, платежная система, блокчейн.

В современном мире технологический прогресс не стоит на месте, и в недавнее время  использование так называемых криптовалют («виртуальных валют»)  для приобретения  конкретных благ  приобретает всё более масштабное распространение. Человеку, не сведущему в современных компьютерных технологиях, трудно разъяснить понятие криптовалюты и ее назначение. В глобальной сети Интернет можно встретить большое количество их разновидностей, но  на данный момент к самым известным стоит отнести  Bitkoin. Биткоин (Bitkoin)- децентрализованная электронная платежная система, не имеющая администратора или какого-либо его аналога, которая использует одноименные единицы для учета [6, С.36].

Правовой статус криптовалюты шаткий и не закрепленный. Правовая основа этого явления практически не разработана и слишком скудна, не смотря на то что, биткоин приобрел широкое распространение за последние годы. Анализ практики использования данной единицы свидетельствует о дифференцированных подходах государственных образований к правовой регламентации использования указанной виртуальной валюты: от строгого запрета до весьма обширного использования. Однако установлен факт, что  биткоин используется все чаще и чаще с каждым годом, хотя его применение сопряжено с весьма объемным и значительным комплексом проблем регламентации данных отношений.

Отношение властей в странах мира к биткоину различное. Наиболее масштабное распространение криптовалюта получила в США и Европе, где их принимает в качестве оплаты около 1000 компаний и организаций.  Европейский Союз не принял конкретного нормативно-правового акта относительно статуса биткоина как валюты. В 2013 г. Европейская банковская организация, контролирующий орган  Европейского Союза в банковском деле и ответственный за регулирование электронных денег и платежей, издала предупреждение об опасностях при покупки, торговли или хранение виртуальных валют, так как биткоин не регулируется законодательно, потребители не могут быть защищены, а следовательно присутствует риск потери денежных средств [6, С.37].

Не так давно Белоруссия стала первой в мире страной, которая легализовала оборот виртуальных валют на государственном уровне. Президент страны, Александр Лукашенко, 22 декабря 2017 года подписал декрет «О развитии цифровой экономики», который официально разрешает проведение операций с криптовалютами и создание криптобирж.

В большинстве государств  данная электронная единица признается неким частным способом расчетов, ненадежным активом, разрешенным в обороте. В Сингапуре и Норвегии финансисты приравняли  операцию с биткоинами к реализации программного обеспечения и других виртуальных продуктов и обложили прибыль от данных электронных операций налогом, взимаемым в официальной национальной валюте [5, С.7].

Однако в ведущих странах мира сложилось негативное мнение о электронных валютах. Например, в Китае электронные операции с биткоином запрещены, так как по мнению властей он по своей природе не является валютой и не должен использоваться на рынке в качестве валюты. В 2013 г. Центральный Банк Китая издал Уведомление о мерах предосторожности, связанные с рисками использования биткоинов [5, С.8].

В России сформировалось две точки зрения по отношению к криптовалютам, в частности к биткоину. Федеральная служба по финансовому мониторингу в своём информационном сообщении  «Об использовании криптовалют» от  6 февраля 2014 года  выражает крайне негативное отношение к электронным денежным единицам. В документе подчеркивается что, электронная валюта не имеет централизованного органа управления, в том числе и в лице государства, поэтому возможность ее регулирования отсутствует. Анонимность, как одна из главных ключевых особенностей, обуславливает использование криптовалют в преступной деятельности: торговля наркотиками и оружием, подделке документов [3]. На то же обстоятельство Центральный Банк Российской Федерации указывает в своем сообщении «Об использовании при совершении сделок «виртуальных валют», в частности биткоин» от 27.01.2014 : «В связи с анонимным характером деятельности по выпуску «виртуальных валют»  неограниченным кругом субъектов и по их использованию для совершения операций граждане и юридические лица могут быть, в том числе и непреднамеренно, вовлечены в противоправную деятельность, включая легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма» [4].

Именно поэтому правительства многих стран отказываются  рассматривать криптовалюту как легитимный финансовый инструмент, поскольку в недавнем времени было зафиксировано несколько случаев, где биткоин использовался для легализация денежных средств и противозаконной торговли. В октябре 2013 года ФБР закрыло международный онлайн-базар Silk Road («Шелковый путь») торговавший наркотическими веществами по всему миру, а оплата товара осуществлялась с помощью биткоинов [2, с.37]. Так же стоит отметить, что биткоин не попадает под определение электронных денежных средств, указанное в ст.3 Федерального Закона « О национальной платежной системе»,  вследствие  чего не может быть признан электронным средством платежа [1].

Заместитель председателя комитета Государственной думы по безопасности и противодействию коррупции Андрей Луговой придерживается совершенно иного мнения в отношении криптовалют, в частности биткоина. В своем выступлении в марте 2016 года он утверждает, что нельзя вводить полный запрет на виртуальные валюты в РФ, а следует оценить перспективы и  риски их оборота, а так же зафиксировать юридический статус криповалют. Ошибочно отождествлять денежные суррогаты и виртуальную валюту. Исключительный запрет на денежные суррогаты  и следующий за ним автоматический запрет электронных валют приведет к тому, что развитие новой децентрализованной программы, защищенной от кибератак, такая как блокчейн, в Российской Федерации полностью сойдет на нет [2].  В ближайшее время это может стать новой безопасной и защищенной моделью обмена государственной и финансовой информацией.

Криптовалюты  представляют собой новой явление в системе финансовых отношений. Процесс установления правовой  природы и сущности нового веяния весьма затруднен, так как конкретного  понятия «биткоин» ни один нормативно правовой акт не содержит. Не смотря на запрет данной онлайн-валюты в большинстве государств, он продолжает набирать популярность в виртуальном пространстве. Перспективное развитие данной валюты весьма сомнительно. Биткоин- новый экономический феномен в мире, поэтому  он требует более широкого изучения. Не смотря на это, криптовалюта обладает совокупностью свойств, которые могут вывести информационные программы и модель обмена информацией на новый более высокий уровень. Конечно, по мере расширения зоны действия биткоина и ее углубления неизбежно возникнут  проблемы эмиссионного регулирования, появления нормативно-правовых актов и систем контроля, которые повлекут за собой глобальные непримиримые противоречия  на международной арене.

Библиографический список

  1. Федеральный закон от 27.06.2011 N 161-ФЗ (ред. от 18.07.2017) «О национальной платежной системе».
  2. В Государственной Душе выступили против полного запрета криптовалют // Агентство городских новостей Москва: пресс-центр.2018. [Электронный ресурс] URL: http://www.mskagency.ru/materials/2538927 (дата обращения:12.03.2018)
  3. Информационное сообщение Федеральной службы по финансовому мониторингу «Об использовании криптовалют» от  6 февраля 2014 года. [Электронный  ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_158661/ (дата обращения: 10.03.2018)
  4. Информация Банка России от 27.01.2014 "Об использовании при совершении сделок "виртуальных валют", в частности, Биткойн". [Электронный ресурс] URL:  http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_158121/ (дата обращения: 3.03.2018)
  5. Ломовцев Д.С. Сравнительная характеристика правового регулирования биткоина в разных странах // Право и современные государства: Научно-практический журнал, 2014 , №4, с.5-9.
  6. Ревенков П.В. Финансовый мониторинг в условиях интернет-платежей / П.В. Ревенков.-М.:КНОРУС:ЦИПСиР, 2015.-64 с.
5
Ваша оценка: Пусто Средняя: 5 (1 голос)