Опокина Валерия Сергеевна,
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского, РФ, г. Нижний Новгород
Стоматологические услуги относятся к одному из видов медицинских услуг. К сожалению, регулирование этого вопроса на уровне нормативно-правового материала недостаточно разработано в нашей стране. До сих пор четко не прописаны порядки оказания данного вида помощи, не установлены критерии качества оказываемых услуг, что создает проблему при разрешении данного вида споров.
Действующее гражданское законодательство не содержит института, посвящённого регулированию отношений по оказанию медицинской помощи как особого типа договорных обязательств. Не зависимо от специфики медицинской услуги, любой заключенный договор рассматривается как разновидность договора возмездного оказания услуг, предусмотренного статьей 779 ГК РФ ч.2 ГК РФ [4].
Платные медицинские услуги – это вид медицинской помощи, представленной на возмездной основе за счет личных средств граждан, средств юридических лиц и иных средств, на основании договоров, в том числе договоров добровольного медицинского страхования.
При возникновении вопроса о регулировании отношений в сфере медицинских услуг, обращаются к Закону РФ «О защите прав потребителей» (Закон «О ЗПП) от 07.02.1992 №2300-1 ФЗ №2300-1 [5, c.3451]. Данный Закон является общим для всех отношений, которые возникают по договорам о возмездном оказании услуг. По нему производитель обязуется по желанию потребителя оказать услуги, а потребитель обязуется их оплатить (глава 39 ГК РФ) ч.2 ГК РФ.
При заключении договора пациенту должна быть предоставлена достоверная информация о порядке оказания медицинской помощи, о медицинском работнике, о рисках и последствиях, а также ожидаемых результатах при оказании услуги. Каждое лечебное учреждение вправе разработать свою форму договора, но на практике - это типовой договор. Его заключение является гарантией для полной защиты прав при ненадлежащем оказании услуг.
В соответствии с действующим законодательством, каждый пациент имеет право, обратится с жалобой на нарушение его прав, в Роспотребнадзор - Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека [6].
Приходя в государственное медицинское учреждение большинство россиян, не верят в то, что, возможно, получить качественную, а в тоже время бесплатную медицинскую помощь, гарантированную Конституцией РФ (ст.37)[1, c.4398]. Согласно исследованию, который проводил в государственном секторе услуг «Центральный научно-иследовательский институт стоматологии и челюстно-лицевой хирургии» были выявлены не удовлетворительные показатели в государственном секторе, в отличие от частной медицины. За последние годы были закрыты отделения стоматологии при некоторых государственных поликлиниках. Основная проблема - различие в системе оплаты, оказание слабой финансовой поддержки и низкий уровень материально-технической базы, что породило развитие платной медицины. На основании анализа стоматологических услуг в России в 2011-2015 гг, прогноз на 2016-2020 гг., стоимостной объем рынка стоматологии увеличился на 77,6% и достиг 379 млрд. рубл.
В 2007 году Конституционный Суд РФ в Постановлении №1-П высказал свою точку зрения об этом. Было указано то, что «в силу конституционных принципов и норм, предполагается, что стороны в договоре об оказании услуг вправе в силу диспозитивного характера гражданско-правового регулирования свободно определять наиболее оптимальные условия оплаты оказания услуг, в том числе самостоятельно устанавливать порядок и сроки внесения платежей» ПКС №1-П [2].
Согласно ст.27 Закона «О ЗПП» исполнитель обязан оказать услуги в срок, установленные Правилами оказания отдельных видов услуг. Гарантийный срок - это период, в течение которого в случае обнаружения недостатка в выполненной работе, исполнитель обязан удовлетворить требования пациента. Он исчисляется со дня принятия результата работы пациентом, то есть с момента окончания комплексной стоматологической помощи. Предметом внимания служит то, что срок оказания услуг определяется индивидуально заказчиком при его обращении в клинику, а также то, что любой человеческий организм является уникальной биологической системой, следовательно, предсказать результаты медицинского вмешательства не всегда возможно. При несоблюдении сроков потребитель имеет право потребовать: безвозмездного устранения недостатков, уменьшение цены работы или изготовление другого изделия.
Определение качества оказания медицинских услуг является субъективным вопросом, неразрывно связанный с личностью врача, уровнем его профессиональных знаний. Анализируя судебную практику, были выявлены часто встречаемые случаи возникновения судебных споров. Среди обращений, согласно статистике по вопросам стоматологических услуг, лидируют некачественное выполнение, вызванное халатным отношением врача стоматолога.
Например, Определение Нижегородского областного суда № 33-5969, в котором говорится, что гражданка Малиновкина Н.А. обратилась в суд к ООО «Стронг-Дент о расторжении договора об оказании медицинских услуг, о взыскании расходов за не оказанную услугу по лечению и некачественному лечению, в том числе неустойку. Суд, основываясь на изложенном материале, а также на показаниях экспертов удовлетворил иск и обязал выплатить ответчика (медицинскую организацию) штраф в местный бюджет. При судебном доказывании отсутствие вины медицинского работника могут подтвердить правильно оформленные документы, в первую очередь договор на оказания платных медицинских услуг. Ненадлежащее оформление документации толкуется в пользу пациента.
Зачастую, принимая судебное решение, суд опирается только на общие положения Закона «О ЗПП», а не на специальные нормы, принимаемые при оказании данного вида услуг и параграфа 3 главы 59 ГК РФ, что лишает граждан права на удовлетворение своих требований. Практика показывает, что суды при вынесении решений принимают Закон «О ЗПП» не системно, в связи с чем, нет четкой определенности при применении сроков для предъявления требований.
Современное законодательство идет к тому, чтобы урегулировать подобные конфликты посредством третейского разбирательства, процедуры медиации и посредничества, что будет способствовать компромиссному урегулированию конфликтов и сохранению репутации лечебного учреждения.
Для решения проблем связанных с заключением договора возмездного оказания платным медицинских услуг необходимо: Cпециальное законодательство, регулирующие вопросы заключения медицинских договоров, к которому уже давно пришли европейские страны; Введение в состав стоматологического профиля штатного юриста (согласно региональной оценке, в большинстве регионах нашей страны данная должность вовсе отсутствует, и договор подписывает сам врач); При заключении договора обязательное введение пункта о гарантийных сроках и форс-мажорных обстоятельствах, что значительно уменьшит споры в суде.
Разработка и совершенствование законодательной базы приведет к повышению объема и качества оказываемых услуг и минимизацию рисков. Рассмотренная проблема требует дальнейшего осмысления с учетом складывающейся судебной практики. Так с января 2015 года были увеличены штрафы. Данная тенденция сохранилась и в 2016-2018 годах, так была введена новая статья 14.6 в кодекс об административных правонарушениях, которая говорит о нарушении иных прав потребителей (не предоставление информации, льгот, в том числе условий нарушения при заключении договора).
Литература.
Нормативно-правовые акты
- Конституция Российской Федерации от 21.07.2014 № 11-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст.4398.
- Постановление Конституционного Суда РФ от 23.01.2007 №1-П « По делу о проверке конституционности положений п.1 ст. 779 и п.1 ст. 781 Гражданского кодекса РФ в связи с жалобами общества с ограниченной ответственностью « Агентство корпоративной безопасности» и гражданина В.В. Макеева // Российская газета. 2007. №22.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть вторая) от 26.01.1996 г. №14-ФЗ: принят Гос. Думой 22 дек. 1995 г.: [от 28.03.2017 №56.]
- Федеральный закон от 07.02.1992 №2300-1 ФЗ «О защите прав потребителей» (Закон «О ЗПП) // Собрание законодательства РФ. – 2006. – № 31 (часть I). – Ст. 3451.
- Постановление Правительства РФ от 30июня 2004 г. № 322 (в ред. от 21.05.2013 №428 «Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. URL: http://www.rospotrebnadzor.ru