Проблема действенности правовых ограничений и механизм их эффективной реализации

Лифанов Дмитрий Максимович,
Уральский государственный юридический университет, г. Екатеринбург

 

В настоящий момент одними из важнейших средств юридической техники являются правовые ограничения. Причиной их крайней актуализации служит необходимость нормативного обеспечения законности, обоснованности и легитимности как в законодательной сфере, так и в правоприменительной деятельности. Правовые ограничения являются неотъемлемым элементом системы правовых средств, влияющие на регулирование общественных отношений, касающихся социально – экономических и иных аспектов жизни общества. В этой связи государство уделяет особое внимание построению соответствующей законодательной политики и техники [1], направленной на повышение эффективности действующего законодательства.

В науке вопрос, затрагивающий понятие правовых ограничений, носит дискуссионный характер. Так, например, профессор А.В. Малько понимает под правовым ограничением правовое сдерживание противозаконного деяния, создающего условия для удовлетворения интересов контрсубъекта и общественных интересов в охране и защите; это установленные в праве границы, в пределах которых субъекты должны действовать; исключение определенных возможностей в деятельности лиц [2]. Следует обратить внимание, что, исходя из особенностей юридической деятельности, правовые ограничения, непосредственно затрагивающие права и свободы человека, можно условно разделить на нормативные и правоприменительные ограничения [3], в каждом из которых реализуется целый комплекс юридико-технических средств, а именно общие средства юридической техники, индивидуальные правовые предписания на основе соблюдения языковых, формальных, реквизитных и т.п. правил, которые используются к письменной документационной юридической технике, а также процедурные средства, обеспечивающие эффективность, экономичность, стройность и целесообразность совершения конкретных действий. Несоблюдение нормативно закрепленных ограничений может привести к тому, что гарантии справедливости и неизбыточности прав и свобод человека и гражданина не будут соблюдаться на практике. В этой связи обеспечительным средством практического соблюдения правовых ограничений выступают меры юридической ответственности [4], логически завершая механизм ограничения в форме применения соответствующих санкций, а также позволяя реализовать иные ограничения государственной власти. Тем не менее, ограничения не всегда эффективно и в достаточной степени реализуются во многом по причине того, что они подразумевают наступление неблагоприятных последствий, которые являются «болезненными» для субъекта.  

Правовые ограничения представляют собой особый ресурс, специальный инструментарий, который позволяет не только сдерживать противоправные деяния, о чем было сказано выше, но и устанавливать соответствующие условия по реализации общественных интересов. Например, правовые ограничения могут сообщать об уменьшении прав и свобод определенных субъектов в форме обязанностей, запретов и т.д., тем самым, неся отрицательную смысловую нагрузку и правовую мотивацию субъекта, которому адресовано то или иное ограничение. Одной их интереснейших отличительных особенностей правовых ограничений от других правовых средств юридической техники является то, что ограничения конкретных прав и свобод могут устанавливаться в форме отдельных принципов [5], которые находят свое отражение в концептуальной части нормативного акта, в его отдельной статье. В качестве примера можно привести конституционные ограничения прав и свобод человека, выступающие в качестве основополагающих принципов [6], которыми руководствуются в юридической деятельности: «запрет на ограничение прав и свобод по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности» (ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации) и др. Как правило подобного рода правовые ограничения являются наиболее существенными, то есть регулируют наиболее важные общественные отношения, обеспечиваются достаточными правовыми гарантиями и, с точки зрения формально-юридического закрепления, может показаться, что это всего лишь обычные правовые веления, выполняющие регулятивную роль, однако в действительности это является заблуждением.

Что касается вопроса реализации правовых ограничений, направленного защиту общественных отношений, то здесь важно отметить неблагоприятную обстановку, которая предопределяет распространение ограничений в адрес тех угроз, которые затрагивают права и свободы человека и гражданина, посягают на охраняемые законом общественные отношения, ценности и др. [7] Правовые ограничения могут выступать в форме оговорок к основному правилу или закреплять ограничение в виде отельного предложения.

Правовые ограничения являются необходимым элементом механизма реализации любого нормативного акта в части его концепции и общих целей. Эффективность ограничений в праве носит проблемный характер, поскольку их роль в механизме правового регулирования отраслевого законодательства можно рассматривать с разных сторон. Так, например, большинство положений действующей Конституции Российской Федерации от 12.12.1993 г. являют собой правовые декларации и в этом плане ограничения прав и свобод человека и гражданина становятся дополнительными [8] и на практике не всегда используются в области законодательной деятельности в силу того, что они как правило не конкретизированы в декларативных предписаниях и не являются обязательными. В этом ключе механизм реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина представляется неэффективным, поскольку в российском законодательстве отсутствует специальная отрасль или подотрасль права, или институт, который регулирует общественные отношения, возникающие по поводу ограничения прав и свобод человека. В то время как в других отраслях российского законодательства, административном, гражданском, трудовом и т.д. есть конкретные нормы, в том или аспекте затрагивающие вопросы правового ограничения.  Например, в административном праве в целях государственного урегулирования конфликтных ситуаций, возникающих по поводу масштабных динамических процессов общественно-политических преобразований, есть институт ограничения административно-правового статуса граждан в условиях чрезвычайного положения [9].  В этом плане правовые ограничения можно обнаружить, например, в ст. 11 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении» [10], где сказано о том, что условиях чрезвычайного положения могут быть установлены временные ограничения права на свободу передвижения по соответствующей территории, права на проведение массовых публичных мероприятий, свободы печати и других средств массовой информации путем введения предварительной цензуры, ограничения на продажу оружия и спиртосодержащей продукции.  

Подводя итог, можно сказать о том, что правовые ограничения недостаточно эффективно реализуются на практике ввиду из общей направленности применения во всех правоотношениях, в частности, в области гражданского законодательства ограничения могут быть затронуты в общей части и подлежать применению во всех без исключения имущественных правоотношениях, которые входят в предмет правого регулирования гражданского права. Более того, в некоторых отраслях права отсутствует соответствующая подотрасль права или институт, касающиеся вопросов ограничения прав и свобод человека и гражданина. В связи представляется уместным внести соответствующие коррективы в действующее законодательство в целях детальной правовой регламентации.

 

Список литературы

  1. Ершов. Н.Н. Рассмотрение проблем юридической техники при изучении вопросов, связанных с ограничениями и запретами в гражданском праве // URL:  http://cyberleninka.ru/article/n/rassmotrenie-problem-yuridicheskoy-tehniki-pri-izuchenii-voprosov-svyazannyh-s-ogranicheniyami-i-zapretami-v-grazhdanskom-prave (Дата обращения: 05.12.2016 г.).
  2. Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. - М.,2004. - С. 11-17. 
  3. Давыдова М.Л. Средства юридической техники и проблема ограничения прав и свобод человека // URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sredstva-yuridicheskoy-tehniki-i-problema-ogranicheniya-prav-i-svobod-cheloveka (Дата обращения: 05.12.2016 г.)
  4. Юридическая техника: словарь — справочник., под ред. д.ю.н., профессора, заслуженного деятеля науки РФ, А.В. Малько // URL:  http://gp.tti.sfedu.ru/files/Litra/Slovar_yurid.technika.pdf (Дата обращения: 05.12.2016 г.).
  5. Давыдова М.Л. Средства юридической техники и проблема ограничения прав и свобод человека // URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sredstva-yuridicheskoy-tehniki-i-problema-ogranicheniya-prav-i-svobod-cheloveka (Дата обращения: 05.12.2016 г.).
  6. Астафьева Е.В. Принципы ограничения конституционных прав и свобод граждан // URL: http://www.lib.csu.ru/vch/123/008.pdf (Дата обращения: 05.12.2016 г.).
  7. Юридическая техника: словарь — справочник., под ред. д.ю.н., профессора, заслуженного деятеля науки РФ, А.В. Малько // URL:  http://gp.tti.sfedu.ru/files/Litra/Slovar_yurid.technika.pdf (Дата обращения: 05.12.2016 г.).
  8. Давыдова М.Л. Средства юридической техники и проблема ограничения прав и свобод человека // URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sredstva-yuridicheskoy-tehniki-i-problema-ogranicheniya-prav-i-svobod-cheloveka (Дата обращения: 05.12.2016 г.).
  9. Хазанов С.Д. Правомерное ограничение административно-правового статуса граждан в условиях чрезвычайного положения  // URL: http://law.edu.ru/article/article.asp?articleID=1137993 (Дата обращения: 05.12.2016 г.).
  10. Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_31866/ (Дата обращения: 05.12.2016 г.).
0
Ваша оценка: Пусто