Трушкин Иван Евгеньевич,
Грачёв Павел Игоревич,
Омская юридическая академия
Говоря об общественной опасности терроризма как явления, нужно отметить, что терроризм не только для Российской Федерации, но и для множества стран Европы и других континентов, представлял и продолжает представлять огромнейшую угрозу, как для населения, так и для внутренней безопасности самого государства. Терроризм как акт проявления насилия и агрессии всегда принимает форму насильственных актов, которые ведут к устрашению населения, бесчисленной гибели множества людей, уничтожению и повреждению имущества. И на сегодняшний день терроризм вырвался за границы одного государства. Тем самым, терроризм приобрёл статус угрозы международного характера.
Терроризм в абсолютно любых формах его проявления, превратился в очень опасную по непредсказуемости, последствиям и масштабам мировых проблем, так как при осуществлении террористического акта, и терроризма в целом, происходят огромнейшие потери экономического, политического и морального плана. При этом всегда на население оказывается сильнейшее психическое воздействие.
В нашей стране борьба с терроризмом имеет огромное и первостепенное значение. Государство делает все возможное, чтобы полностью уничтожить такое общественно-опасное явление как терроризм, как на внутригосударственном, так и на международном уровне.
Среди причин терроризма в России учёные выделяют:
- давние традиции применения различных террористических методов борьбы для решения политических задач.
С конца XIV века мелкие террористические группировки совершали подрывы в целях убийства каких-либо крупных чиновников, которые проводили различные реформы, которые крайне не устраивали практически всё население Российской империи. С начала XX века терроризм был основным способом и средством борьбы с государственными чиновниками и политическим режимом таких крупных партий как эсеры, коммунисты, либералы, и, конечно же, большевики.
- существование тайных или полутайных обществ и организаций, в частности, религиозных и сектантских, которые наделяют себя различными магическими и мессианскими способностями, вырабатывают «единственно верное» учение спасения человечества или коренного улучшения его жизни или создания строя всеобщего добра, справедливости и достатка, вечного спасения души и т. д.[1]
Как и говорилось уже ранее, вся антитеррористическая политика России является весьма важной неотъемлемой частью государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности, суверенитета и территориальной целостности нашей страны. Основные положения данной политики нашли свое отражение в Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации. За последние годы был сделан весьма большой и значительный шаг в коренном совершенствовании российской антитеррористической правовой базы. Так, были внесены изменения в федеральные законы, которые непосредственно регулируют вопросы транспортной безопасности, устанавливающие достаточно чёткие уровни террористической опасности, и также была утверждена федеральная целевая программа под названием «Антитеррор» и др.
Одна из главных проблем борьбы с терроризмом в России является то, что в нашей стране сначала принимаются нормативно-правовые акты различного уровня, которые регламентируют борьбу терроризмом, и также государственные органы определяют ответственные за проведение данного противостояния структуры, а уже после уточняется содержательная сторона объекта данной борьбы. Причины данного неправильного подхода - это поспешность, попытка решить серьёзную проблему, исходя из быстрого, порой совсем недостаточно объективного, точного и полного анализа всей ситуации.
Говоря о ситуации, складывающейся сегодня в сфере борьбы с терроризмом, следует подчеркнуть, что эта проблема международного характера в рамках Российской Федерации является общенациональной. Это предполагает, что в решении этой задачи должны быть задействованы не отдельные специально создаваемые для этой цели антитеррористические центры или даже правоохранительные органы и спецслужбы. Для борьбы с этой всеобщей угрозой необходимо объединение усилий всех государственных и общественных структур, ветвей власти, средств массовой информации. Нужна общегосударственная стратегия борьбы с терроризмом. Необходимо четко определить и назвать источники и детерминанты террористических проявлений, к числу которых, по данным экспертного опроса, проведенного в среде сотрудников подразделений по борьбе с терроризмом органов безопасности, могут быть отнесены: падение жизненного уровня населения, снижение степени социальной защиты, правовой нигилизм в обществе, обострение политической борьбы, рост национализма и сепаратизма, несовершенство законодательства, падение авторитета власти и принятие ее представителями непродуманных решений. Питательной почвой терроризма является и политический экстремизм, произрастающий, в свою очередь, из взрывоопасной в нашем раздираемом противоречиями обществе социальной напряженности.[2]
Институт раннего предупреждения преступлений должен быть реанимирован и взят на вооружение нынешними органами безопасности и правоохраны. Особенно важна эта функция в сфере борьбы с терроризмом. Ведь негативные политические, экономические, моральные и иные последствия каждой реализованной террористической акции настолько велики, что не вызывает сомнения положение о том, что подобные проявления необходимо предупреждать на самых ранних этапах их назревания.[3]
Таким образом, для решения проблем борьбы с терроризмом в России крайне необходимо разработать и реализовать различные комплексные программы, которые непосредственно включают в себя правовой, политический, экономический, идеологический, социальный и иные аспекты. И, конечно же, крайне необходимо чёткое понимание, взаимодействие и координация сил российского общества, которое должно быть крайне заинтересовано в решении данной не только государственной, но и международной проблемы.
Конечно же, неоспорима актуальность темы терроризма не только на сегодняшний день, в условиях нынешней всемирной крайней экономической нестабильности, но и в последующем. Из данной работы видно, что терроризм, как крайне общественно-опасное явление достаточно активно идет в ногу со временем и который активно, к сожалению, с успехом стремится нарушить размеренный образ жизни различных государств и всего мирового сообщества в целом.
Также важно помнить, что абсолютных методов борьбы с терроризмом в природе нет. На наш взгляд, единственным правильным решением в данных отношениях с терроризмом - это его полное и окончательное уничтожение. А уничтожить подобное и сильное явление крайне сложно, или, даже, практически невозможно. И дело тут, конечно, не в компетенции различных государственных органов, а скорее в развитии и функционировании общей политической культуры всего российского общества. Если в отношениях между российским обществом и нашим государством будет существовать идеальная гармония, только полное доверие и окончательное взаимопонимание между данными сторонами, то только тогда такое общественно-опасное явления как терроризм перестанет существовать в нашем мире.
[1] Кудашов В. И. Терроризм как порождение глобализма // Осмысление глобального мира: кол. монография / отв. ред. Ю. Н. Москвич.. — Красноярск: Изд-во “ЛИТЕРА-принт“, 2009. — 195 с.
[2] .Степанов Е.И. Современный терроризм: состояние и перспективы. М., 2008.
[3] Морозов Н.А. Террористическая борьба. М., 2005.