В. В. Бутенкова, студентка Омского юридического института
Научный руководитель – Ю. С. Пестерева – доцент кафедры уголовного права и криминологии Омского юридического института, кандидат юридических наук, доцент
В настоящее время активно действует концепция реформ уголовно-исполнительной системы. Она запланирована в России с 2009-2020гг. Целью данной реформы является исправление осужденных, недопущения совершения осужденными и иными лицами новых преступлений, восстановление социальной справедливости, а также адаптации осужденных к жизни в обществе в качестве гражданина и человека, полноценного в социальном, культурном, нравственном, профессиональном отношении.[1]
Одним из важных элементов правового поля, вносимым законопроектом по третьей «волне» либерализации УК и УПК РФ является введение нового вида наказания – принудительных работ.
Этому виду наказания посвящена ст.53.1 УК РФ. В ней говорится, что принудительные работы применяются как альтернатива лишению свободы в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ, за совершение преступления небольшой или средней тяжести либо за совершение тяжкого преступления впервые.
Если, назначив наказание в виде лишения свободы, суд придет к выводу о возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания в местах лишения свободы, он постановляет заменить осужденному наказание в виде лишения свободы принудительными работами. При назначении судом наказания в виде лишения свободы на срок более 5 лет принудительные работы не применяются.
Принудительные работы заключаются в привлечении осужденного к труду в местах, определяемых учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы, и назначаются на срок от двух месяцев до пяти лет. Из заработной платы осужденного к принудительным работам производятся удержания в доход государства, перечисляемые на счет соответствующего территориального органа уголовно-исполнительной системы, в размере, установленном приговором суда, и в пределах от 5 до 20 процентов.
В случае уклонения осужденного от отбывания принудительных работ они заменяются лишением свободы из расчета один день лишения свободы за один день принудительных работ.
Принудительные работы не назначаются несовершеннолетним, лицам, признанным инвалидами первой или второй группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, женщинам, достигшим пятидесятипятилетнего возраста, мужчинам, достигшим шестидесятилетнего возраста, а также военнослужащим.
Для отбытия нового наказания вводятся специальные исправительные центры, финансово-экономическое обоснование создания которых, имеется в документах, поступивших в Госдуму вместе с законопроектом. Стоимость создания такого центра составит около 60-70 миллионов рублей, первоначально их будет развернуто 7-8 штук.
Места размещения таких центров, которые будут представлять собой набор зданий контейнерного типа, будут определяться Министерством регионального развития России в порядке, определенном правительством страны.
Следует отметить, что данный вид наказания ранее, достаточно успешно, применялся в СССР. Во время применения принудительных работ число заключенных сократилось практически в 2 раза, что является несомненным плюсом. Хотя есть и недостаток, что около 20% [2] приговоров к принудительным работам не исполнялись, т.к. осужденные в силу своего состояние здоровья не могли заниматься тяжелым физическим трудом, других видов работы не было, а часть от них уклонялась от исполнения приговора. Даже отбывание принудительных работ не гарантировало эффективного воспитательного воздействия на осужденного.[3] Возможно из-за этой причины в будущем упразднили такой вид наказания как принудительные работы.
О данном виде наказании, который будет введен в действие с 1 января 2013 года есть вопросы, которые остаются открытыми.
Например, в законопроекте указано, что вопрос о замене лишения свободы на принудительные работы суд решает при постановлении приговора (изменения в ст. 299 УПК РФ). Получается, что суд при замене лишения свободы на принудительные работы должен повторно вынести приговор в отношении осужденного, что противоречит логике законодателя, отраженной в УПК РФ: данный вопрос суд должен рассматривать в порядке п. 5 ст. 397 УПК РФ как вопрос, разрешаемый судом в процессе исполнения уже назначенного приговора по основанию, предусмотренному ст. 80 УК РФ - при замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания.
Принудительные работы вводятся по большинству составов Особенной части УК РФ. Незатронутыми остались лишь такие составы, как убийство (ст. 105 УК РФ), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК РФ), принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации (ст. 120 УК РФ), изнасилование (ст. 131 УК РФ), насильственные действия сексуального характера (ст. 132 УК РФ), развратные действия (ст. 135 УК РФ) и некоторые другие. Даже за такие преступления, как похищение человека (ч. 1 ст. 126 УК РФ), альтернативой лишению свободы могут быть принудительные работы сроком до пяти лет.
Теперь представим, что осужденным к принудительным работам является лицо, которое довело до самоубийства другое лицо (ст. 110 УК РФ), или медицинский работник, заразивший другое лицо ВИЧ-инфекцией вследствие ненадлежащего исполнения своих профессиональных обязанностей (ч. ч. 1, 4 ст. 122 УК РФ), либо лицо, занимавшееся похищением (ч. 1 ст. 126 УК РФ), торговлей людьми (ч. 1 ст. 127.1 УК РФ), грабежом (ч. ч. 1, 2 ст. 161 УК РФ), разбоем (ч. 1 ст. 162 УК РФ), вымогательством (ч. 1 ст. 163 УК РФ). Даже кратковременное нахождение на свободе осужденных по данным статьям будет создавать реальную угрозу общественному порядку и безопасности и, главное, не будет способствовать достижению важнейшей цели наказания - общей и частной превенции.
Так же остается не ясным еще один факт, ст. 37 Конституция РФ определяет: «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен». Не является ли данный вид наказания противоречащим Конституции РФ, что не допустимо?
В заключение хочется добавить, что для того чтобы вступил в действие новый вид наказания, надо урегулировать все вопросы, которые с ним связанны в нормативно-правовом акте. Чтобы при исполнении наказания не было пробелов.
[1] Повышение эффективности достижения целей уголовного наказания, провозглашенных ч. 2 ст. 43 УК РФ
[2] ГАКО. Ф. 345. Оп. 1. Д. 61. Л. 28, 29.
[3] Городков В. Итоги 3-го окружного совещания адмработников Орловского округа // Административный вестник. 1930. N 1. С. 52 - 53.